«Вы жертвою пали в борьбе роковой»: Украина против коммунизма и Китая
Политико-потребительское отношение к истории в истории человечества встречалось нередко. Еще египетские фараоны низвергали статуи и затирали имена своих предшественников в храмах. А власти древнегреческого города Эфес не только казнили Герострата, сжегшего храм Артемиды в IV веке до н.э., но и постановили навсегда забыть имя этого человека.
Получалось, правда, не особо. То, что произошло с Геростратом, лучше всего описано во «Всемирной истории» Сатирикона: «Греки так хорошо знали этот наказ, что можно было любого из них ночью разбудить и спросить: „Кого ты должен забыть?“ И он, не задумываясь, ответил бы: „Безумного Герострата“».
Но желание «приказать — и все забыли» неистребимо у власть имущих. 21 мая оно реализовалось у нынешней украинской власти, и Киев приказал «забыть коммунистов». И немудрено… А что еще остается делать тем, которые страну предшественников (ведь когда-то это была пятая экономика и первая армия Европы) превратили в хаотическую зону экономического коллапса, социального суицида и психической депрессии? И вообще: что следует делать тем, кто не в состоянии превзойти «нечто»? Правильно — это самое «нечто» надо обгадить. А еще лучше — сделать вид, что его вообще не существовало. Запретить. На Украине и запретили прошлое, запретили 73 года своей истории. Закон «"Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики» осуждает Украинскую Советскую Социалистическую Республику как несовместимую с основными правами и свободами человека и гражданина и налагает запрет на пропаганду коммунистического режима и воспроизведение его символики. То есть победа над двумя нашествиями, путь страны «от сохи до ядерного оружия», становление науки и промышленности, бесплатные образование и медицина, минимизированная уличная преступность и многое другое — этого всего просто не было.
Правда, непонятно, что теперь делать с Австрией? Ведь «атрибутика, в которой воспроизводится соединение серпа и молота» — это теперь «символика коммунистического тоталитарного режима» (статья 1, 4/в упомянутого закона). А ведь на австрийском гербе одноглавый черный орел держит в лапах золотые серп и молот. Что делать бедным украинским лидерам, если их, паче чаяния, пригласят в Вену? Отказываться от приглашений? Нарушать украинский закон? Демонстративно плюнуть на символ принимающей стороны? Но ведь тогда Европа денег не даст: Вена обид не прощала, историей доказано!
Но я сейчас не о дипломатии и не об истории. И даже не об эмоциях. Я о деньгах.
Отдают ли себе отчет и разработчики, и лоббисты, и подписанты этого Закона, что они смачно плюнули в лицо тем, у кого деньги реально есть? А именно Китайской Народной Республике, чей государственный флаг красный, на флаге — звезды, а правящая партия (внимание!!!) — коммунистическая. И это при том, что одна из основных поведенческих установок китайцев — это «не потерять лицо».
А ведь китайцы готовы были давать деньги. Давно и много. Несколько лет назад провинция Шаньдун не моргнув глазом готова была выложить около двух миллиардов долларов на проект строительства автострады Одесса — Рени. Этот проект спас бы инфраструктуру, промышленность и социалку всего юго-запада Одесской области. Тогда не договорились в частностях, и в результате Южная Бессарабия осталась таким же забытым Богом и властью тупым углом географии, каким и была. И следует отметить, что перспектива такой инвестиции была по результатам переговоров только с одной, да и то не самой большой китайской провинцией.
Кроме того, были и осуществленные инвестиции, как, например, три миллиарда на закупку сельхозпродукции (правда, Украина умудрилась запороть этот контракт). Ведь Китай сейчас крайне заинтересован во вкладывании своих денег: Пекин прекрасно понимает опасность хранения своих государственных резервов в «токсичных активах» (а сейчас такими становятся долларовые ценные бумаги) и предпочитает золото и баффетовские «твердые активы» — металлы, углероды, дороги, каналы, шахты — все то, что можно потрогать и пощупать. Поэтому его инвестиционные замыслы поражают воображение как размахом, так и стоимостью: строительство Никарагуанского канала, вброс двухсот миллиардов долларов в экономику стран Африки (или, если хотите, покупка этих экономик), четыреста миллиардов на газовый мегапроект с Россией. Но наиболее могуче выглядит идея создания единой системы инфраструктурных и торговых путей в Евразии, которая должна объединить восточную и западную части континента и стать аналогом средневекового Великого шелкового пути, но уже в ХХІ столетии. Китайцы называют это проектом «101 пояс и один путь». В стабильное время Украина — один из наиболее эффективных путей евразийского транзита, и в Поднебесной ее порой называли «западным поясом» Нового Великого шелкового пути.
Причем китайцы, в отличие от нас, славян и прочих «почти/уже/еще чуть-чуть и европейцев», не смешивают в своей внешней деятельности политические и экономические мотивы. Они готовы вкладывать свои деньги в любые проекты: и демократические, и авторитарные. На Украине (как, впрочем, и везде) они готовы работать и с «тираном» — проект глубоководного порта в Саках (не менее 8 миллиардов), который был подготовлен в последние месяцы правления Виктора Януковича. И с «революционным демократом» — проект строительства арендного жилья (около 15 миллиардов), причем первый из этих миллиардов, на пилотный проект, уже «прописан» для Украины в рамках рамочного соглашения в апреле 2015-го.
Именно сейчас имеет место бесконечно выгодный момент для поиска «китайских сокровищ» всеми жаждущими инвестиций. Ведь еще в конце 2008 года глава Китайской инвестиционной корпорации (CIC) Лоу Цзивэй заявил о намерении Китая переориентировать свои инвестиции из стран Европы и США на развивающиеся рынки. А CIC это, между прочим, уже в 2009 году сосредотачивал капитал в двести миллиардов долларов, предназначенных именно для инвестиций за пределы Китая.
И до недавнего времени коммунистический Китай готов был вкладываться в Украину. В апреле 2015 года посол Китая на Украине Чжан Сиюнь на бизнес-форуме в Киеве заявил: «Несколько дней назад я вручил правительству Украины документ о разработке и введении в действие проекта „101 пояс и один путь“, включающего совместное обсуждение, строительство и развитие торговых и инфраструктурных путей. Кроме того, я представил основную суть состыковки стратегий стран в проекте „101 пояс и один путь“, а также предоставил конкретные проекты сотрудничества в политической сфере, инфраструктуре и финансовых потоках». Так что Поднебесная для Киева — это потенциальный финансовый колодец. Тот самый, в который никогда не следует плевать.
Не единожды мне доводилось слышать от европейских и европеоидных «экономистов-прагматиков» идею о том, что Китай уже давно не имеет отношения к социалистическим принципам в экономике, что Маркса там давно заменила дивная смесь патристики Конфуция с протестантской этикой и духом капитализма Макса Вебера. Но ведь тот же Конфуций говорил: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон». А коммунизм, коммунистическая символика сейчас это и знак, и символ, и оружие современного Китая. И проводимая там в течение последних двух лет «Великая чистка Си Цзиньпина» (текущий результат — 182 тысячи чиновников, оказавшихся под следствием) проходит не под какими-то модернистскими олигархическими или корпоративными знаменами. Нет, это определяется именно как «борьба с перерождением коммунистической партии Китая».
И представьте себе состояние китайских лидеров: тут такие головы летят в борьбе за чистоту коммунистической идеи (Бо Силай, Чжоу Юнкан, Сюй Цайхоу и прочие монстры китайского политикума), а там, на другом конце континента, какие-то голодранцы называют коммунистов преступниками, террористами и прочими дурными словами! Плюют в колодец, да еще при этом и денег просят!!!
Китайские лидеры в такой ситуации «теряют лицо», а такое на Востоке (напомню — богатом, очень богатом Востоке) не прощается. И, похоже, вопрос: есть ли связь между китайскими деньгами и украинской экономикой? — становится риторическим.
Я не знаю, относится ли к числу запрещенных ныне коммунистических символов песня Антона Амосова «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Но современная правящая бал политическая безграмотность сделала все, чтобы украино-китайские инвестиционные программы получили шанс пасть первой жертвой в борьбе с коммунистической символикой.