Эксперт: Абсолютной неприкосновенности в Казахстане ни у кого нет
В Казахстане разгорелся очередной крупный коррупционный скандал — в этот раз его фигурантом стал бывший председатель правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО 2017» Талгат Ермегияев, к настоящему моменту его уже арестовали. Пикантность ситуации заключается в том, что Ермегияев — сын одного из крупнейших казахстанских функционеров, друга главы государства Амангельды Ермегияева, который два года — с 2002 по 2004 годы исполнял обязанности председателя президентской партии «Отан» («Отчизна»). Корреспондент ИА REGNUM попытался выяснить у оппозиционного политика Амиржана Косанова, с какими подводными течениями в Казахстане связано дело о хищениях в нацкомпании.
ИА REGNUM: Арест Талгата Ермегияева, теперь уже бывшего председателя правления АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО 2017» вызвал бурную реакцию в казахстанском обществе. Выдвигаются различные версии причин ареста чиновника. Основные — активизация борьбы с коррупцией и клановая борьба. Какая из версий правильная?
Точный ответ на этот вопрос могут дать только те, кто инициировал это действо.
Мне же кажется, что одна версия другой не мешает. Ибо инициаторы очередной волны межклановых разборок могут использовать благородный лозунг борьбы с коррупцией в своих узкогрупповых целях. Тем более, что реализация этого лозунга может иметь две цели: облагородить пошатнувшийся имидж действующей власти (мол, смотрите, президент никого не жалеет, даже сына своего бывшего заместителя по правящей партии «Нур Отан» Амангельды Ермегияева!) и в то же время отвлечь внимание общественности от возникающих в стране острых проблем. А их снежный ком все растет и растет…
ИА REGNUM: Имя Талгата Ермегияева уже не раз всплывало в ходе коррупционных скандалов. Причем весьма крупных. Но до сих пор он оставался на свободе и даже занимал ответственные государственные должности. В чем причина такой неприкасаемости Ермегияева?
На самом деле, абсолютной неприкасаемости ни у кого в Казахстане нет! Сегодня ты в фаворе и ногой открываешь двери в кабинеты верхних эшелонов власти, а завтра можешь оказаться под судом или за решеткой. Пословица о тюрьме и суме в сегодняшнем Казахстане весьма актуальна. Многие познали (и сейчас познают) это на себе. И дело не только в том, что коррупция в стране и реальна и опутала все сферы жизни общества и этажи власти. Дело еще и в том, что судебная система у нас абсолютна не самостоятельна и находится под полным контролем исполнительной власти.
Поэтому судьба Ермегияева-младшего и других громких фигурантов коррупционных дел (например, того же бывшего премьера Серика Ахметова, который вот уже несколько месяцев находится под домашним арестом) в руках только президента и его ближайшего окружения.
Конечно, как и у всяких подозреваемых, у Ермегияева и других руководителей «ЭКСПО-2017» есть презумпция невиновности и до решения суда, наверное, нельзя их признавать виновным. Наверняка, он найдет сильных адвокатов и будет строить свою защиту.
Да и понятие «крыши» у нас пока еще никто не отменял. Но у нас она всегда непрочна и порой «протекает». И посему, весьма возможно, что при усилении прессинга в деле могут появиться новые фигуранты из верхних эшелонов власти.
Надо учесть, что у нас и раньше были случаи, когда после громких обвинений со стороны правоохранительных органов высокопоставленные чиновники или не доходили до суда или освобождались из зала суда. Особенно если публично просили прощения у президента.
Но вся трагедия в том, что судьба нынешних арестантов будет решаться не в суде, а совсем в другом месте.
ИА REGNUM: Казахстан часто инициирует крупные международные проекты, среди которых «Астана ЭКСПО-2017», проект горнолыжного курорта «Кок-Жайлау» и даже зимняя Олимпиада 2022 года. На их реализацию страна готова потратить огромные средства. При этом президент Казахстана периодически заявляет о том, что предстоят тяжелые времена и нужно будет затянуть пояса. Не кажется ли вам, что в этом есть некое противоречие?
Противоречие, конечно же, налицо! Мы об этом говорим все это время. Мне кажется, и во власти сидят умные люди и понимают это. Но вся наша властная вертикаль давно уже стала заложником политического решения сверху: президент выдвинул идею (неважно какую: об Олимпиаде или ЭКСПО) и она в любом случае должна быть реализована! А те, кто выразит сомнение по поводу этих громоздких и затратных проектов или, не дай Бог, выскажется против них, — это чуть ли не враги… президента!
Такое ощущение, что окружение президента просто боится зайти к главе государства и рассказать об истинном положении дел в экономике и финансах и предложить отказаться от ранее заявленных помпезных проектов.
Надо искать резервы, на чем-то экономить. В бюджете немало статей, которые безболезненно можно было бы сократить. Но правительство додумалось только до того, чтобы отменить бесплатное питание учеников младших классов в школах! Вот вам современный казахстанский креатив.
И как вы думаете, какова же теперь будет реакция сотен тысяч родителей этих казахстанских школьников?! И как это все это отразится на авторитете президента, который фактически дал добро на такое антисоциальное решение? И как такой шаг смотрится на фоне оптимистических заявлений Акорды об экономических успехах и «уникальном» казахстанском прорыве в кризисный период?
ИА REGNUM: «Астана ЭКСПО-2017» — проект весьма затратный. Окупятся ли вложения в это грандиозное мероприятие или же речь в данном случае идет не о прибыли в чистом виде, а о чем-то большем?
Думаю, что никто во власти и не думает о реальной окупаемости этого проекта. Меня лично весьма смущают чересчур уж оптимистичные прогнозы правительства по поводу «ЭКСПО-2017»: мол, в страну чуть ли не хлынут миллионы и миллионы туристов, желающих обязательно посмотреть на эту выставку и оставить в Астане свои кровные.
К тому же не могу себе пока представить, что мы, как сторона, можем показать на этой выставке миру, который давно уже ушел вперед в плане новаций: допотопные и отработавшие свои ресурсы нефтяные вышки и трубы?
Ясно одно: в тучные годы было принято политическое решение о проведении этой выставки. Тогда наша власть могла себе позволить фразу: миллиард туда, миллиард сюда, ничего не случится. Ныне же времена другие, худые. Надо реально затягивать пояса. Но у нас власть заставляет свой народ затягивать пояс, а про свой пояс забыла!
Вообще в наш век современных коммуникации и высоких информационных технологии надо бы в принципе пересмотреть сами формы проведения таких дорогостоящих выставок: все, кто хочет получить информацию о тех или иных новациях, могут получить ее в другом режиме. Не нужно строить помпезные здания, которые, кстати, могут завтра оказаться невостребованными.
ИА REGNUM: Может ли случиться так, что Казахстан будет вынужден отказаться от проведения «Астана ЭКСПО-2017» и передать это право какой-либо другой стране? И какие последствия могут быть у такого решения?
Честно говоря, хотелось бы, чтобы так и случилось. Но надо быть реалистами: наша власть скорее сократит другие социальные расходы бюджета, но ни за что от ЭСКПО не откажется: на чаше весов авторитет президента. К тому же полетят головы ответственных за этот проект. А кто из них хочет терять свое место и расположение президента?
ИА REGNUM: В свое время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил о том, что любого может взять за руку и отвести в тюрьму. Получается, что применительно к казахстанским чиновникам, это действительно так?
А заметьте, когда президент сказал эти, ставшие уже историческими слова, никто из присутствовавших чиновников и бизнесменов не встал и не сказал: «Извините, Нуреке, а я чист перед законом! Меня Вы не сможете отвести в суд!». Значит, по большому счету, президент был прав.
Как показывают последние события, оказывается, он прав и сегодня.
И дело не в каких-то негативных качествах того или иного чиновника. Дело в самой системе, когда весь бизнес основан на малых и больших откатах. Если вокруг все воруют, ты не можешь оставаться «белой вороной». «Назвался груздем, полезай в кузов» и принимай правила игры! Большинство чиновников так и живет. И так выживает…