Васви Абдураимов: «У крымских татар другого выбора не было и нет»
ИА REGNUM: Что изменилось в Крыму за год после присоединения к России? А что решить не удалось?
Прежде всего, ушла тревога: «А что будет с Крымом»? Год назад этот вопрос звучал в крымскотатарской среде, как приход конца света. Сейчас — ситуация вполне спокойная. Крымскотатарский народ год назад разделился на две части: на тех, кто не принял новую реальность (многие из них уехали из страны и пытаются влиять на развитие процесса издалека), и тех, кто принял Россию и понимал изначально, что другого стратегического выбора не было, и нет.
Возможно, у нас были завышенные ожидания. Ведь Президент России Владимир Путин говорил, что Крым надо сделать показательным регионом, витриной новой современной России. В том числе и в решении непростых национальных проблем. И действительно, был принят ряд важных указов и программ по Крыму. В первую очередь, президентский указ о реабилитации и Федеральная программа развития Крыма с колоссальным бюджетным финансированием. Но все программы и обещания пока только есть на бумаге. А правильнее сказать, сознательно срываются местным управленческим слоем. Налицо явные элементы саботажа прямых указаний и распоряжений федерального центра.
Глава УФСБ по Крыму Виктор Палагин заявил, что запущено сейчас 15 программ, финансируемых недругами России, по дискредитации и саботажу нашей страны, в том числе, путем внедрения прокиевских сил в чиновничью среду.
Судите сами, даже самые элементарные социальные и бытовые проблемы населению приходится решать, проходя через горнило коррупционных схем. В Крыму сегодня продается все и вся, даже электронная очередь для решения вопросов с кадастровым учетом недвижимости и земли. Как следствие, наблюдается рост скептических настроений среди населения полуострова.
Россия — за проливом. А у нас пока продолжается переходный период. Нет ни одной инициативы местных властей, о которой они с гордостью могли бы сказать: «Это мы обещали и сделали!». Продолжается бесконечная пиар компания. Как с той же Свободной Экономической Зоной. С 1 января 2015 правительством РФ запущен механизм создания СЭЗ в Крыму. Но реальных движений по реализации этого проекта пока не видно. Претензии высказал местным властям и российский премьер Дмитрий Медведев во время недавнего визита в Крым.
Отдельная тема — инвестиционные проекты. К сожалению, серьезных инвесторов пока очень мало. В основном, площадка заполнена сомнительными компаниями со смешными уставными капиталами и откровенными авантюристами, если не сказать хуже.
Необходима полная перезагрузка кадрового состава крымской власти на всех уровнях. Нужен институт советников из других российских регионов с большими полномочиями.
По большому счету сегодня именно в Крыму решается стратегическая задача спасения и безопасности России и успешности всех ее масштабных геополитических проектов в Большой Евразии…
Но есть и позитивные моменты. Увеличены пенсии, подняты зарплаты некоторым категориям бюджетников. Растет поток отдыхающих…
ИА REGNUM: Как обстоит ситуация в среде крымскотатарского населения Крыма? В Крыму три официальных языка, но надписи на крымскотатарском я видела только на зданиях административных учреждений…
Правовая база для того, чтобы крымскотатарский народ мог свободно жить, развивать свою культуру, язык, участвовать в политической и общественной жизни Крыма — федеральным центром создана полностью. Проблема в том, как реализуется на практике эта правовая база, как исполняются принятые законы и подзаконные акты. Пример, в период нахождения Крыма в составе Украины более 1100 крымских татар были депутатами на всех уровнях Крыма. Сейчас таковых в российском Крыму по официальной версии — 120 человек. То-есть, в 10 раз меньше. Но все наши попытки получить у властей списки, фамилии депутатов из числа крымских татар, чтобы начать взаимодействовать с ними, как общественной организации, ни к чему не привели! Потому что, и такого количества депутатов -крымских татар нет в органах власти. Причина в том, что начали в Крыму не с партийного строительства, а с выборов. И списки партийные наполняли по принципу: «Кто смел — тот и съел»! Вся партия Регионов перешла в Единую Россию и т.п. В результате, сейчас в Крыму — две основные партии. Это Единая Россия и ЛДПР.
Нет должной работы по возвращению репрессированных крымских татар из мест высылки. А ведь многие из насильственно высланных в Среднюю Азию не хотели возвращаться на родину, пока Крым находился в составе Украины. А сейчас бы вернулись в российский Крым с удовольствием. Но их в Крыму не жалуют, принимают как обычных иностранцев. Хотя, речь идет о реабилитированных гражданах, репатриантах. А если учесть, что их ссылали в период, когда Крым находился в составе РСФСР, входившей в состав СССР, то они вполне подпадают и под категорию российских соотечественников. Я уже не говорю о теме воссоединения семей…
Теперь, как реализуется норма Конституции РК о трех государственных языках. Пока только одним образом — ликвидируются наименования на украинском языке. Школа для крымскотатарского населения в Симферополе строится уже несколько лет. Ее начинали строить еще при Кравчуке. И до сих пор никак не достроят. Ее называют «школой четырех президентов». А завершать, по всей видимости, будет Путин. Запуск школы обещан на 2016 год.
Пока работают только те заделы в реализации национальной программы, которые были сделаны раньше, до возвращения Крыма в Россию. Идет сознательный саботаж. К примеру, в 2014 году на Крым в рамках федеральной целевой программы в части реабилитации репрессированных народов было выделено 800 млн рублей. Но местные власти сумели освоить только десятую часть из этой суммы.
И такая же тревожная ситуация сохраняется практически во всех сферах…
Об этих проблемах нельзя молчать. Их надо озвучивать. Доводить до сведения федеральных структур и совместно решать.