Наперекор США: поборется ли Турция за Россию?
Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил, что строительство «Турецкого потока» по дну Чёрного моря начнётся в конце июня после получения разрешительных документов от турецкой стороны. На днях этот вопрос обсуждали на переговорах в Баку президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган. Анкара получила от Москвы координаты прокладки сухопутного участка «Турецкого потока». «Газпром» и Botas уже определили маршрут морской части нового газопровода — он пройдет 660 километров по тем местам, где планировалось проложить «Южный поток», а 250 километров — в новом коридоре в направлении европейской части Турции. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз уточнил, что «в настоящий момент на повестке дня обсуждаются детали, связанные со строительством одной из четырех ниток газопровода, мощность которой составит 16 млрд кубометров. Напомним, что общая заявленная мощность «Турецкого потока» составляет 63 млрд кубометров.
Можно было предполагать, что Йылдыз, являющийся главным переговорщиком с турецкой стороны, примет участие в работе Санкт-Петербургского международного экономического форума, в формате которого могли обсуждаться те самые детали, о которых он упоминал. Однако министр не прилетел, и, по данным дипломатических источников, «причина и перспективы переноса встречи с его российским коллегой Новаком неизвестны». В этой связи некоторые эксперты стали заявлять о том, что «турки требуют все новых и новых преференций и стали тянуть время». Однако существуют и другие обстоятельства. По уставу Партии справедливости и развития (ПСР), кандидат от неё не может избираться в парламент более трех раз, а значит и проходить в правительство. Из этого следует, что в новый кабинет не проходят вице-премьеры Бюлент Арынч, Башир Аталай и Али Бабаджан, экс-министр юстиции Бекир Боздаг, зампред партии Гусейн Челик, министр энергетики и природных ресурсов Йылдыз и главы МИД Мевлют Чавушоглу. То есть отставки состоялись бы в любом случае. Тем более что в результате парламентских выборов ПСР не получила абсолютного большинства.
Идёт процесс формирования нового коалиционного правительства. Как сообщает турецкая левоцентристская газета Milliyet, оппозиционные партии будто бы настаивают на том, что принятие окончательного решения, в том числе и выдача разрешительных документов по строительству первой нитки «Турецкого потока», должно входить в компетенцию нового кабинета министров, хотя, по мнению Cumhuriyet, стороны могут и не дожидаться его появления. В свою очередь бывший глава МИД Турции Яшар Якыш дал понять, что, хотя в стране «многие понимают необходимость «Турецкого потока», существуют силы, которые пытаются провалить этот проект из-за «наличия альтернативных источников газа». На наш взгляд, именно поэтому Анкара на пути проекта выстраивала определенные бюрократические процедуры, а потом вдруг её начала беспокоить «непоследовательность позиции ЕС по «Турецкому потоку», на что раньше она не обращала внимания. «Я нахожу странной позицию Запада, который, с одной стороны, выступает против реализации данного проекта, а с другой — заявляет о желании получать газ в его рамках. Это непоследовательная, нелогичная позиция», — заявлял Йылдыз. Более того, как писало на днях авторитетное издание Uluslarası Politika Akademisi, Брюссель стал разыгрывать «карту» в треугольнике Турция — Россия — ЕС, чтобы в ситуации, когда ПСР лишится возможности сформировать однопартийный кабинет, через оппозиционные силы сбить ранее избранный Анкарой курс на «беспрецедентное в своей истории движение от торгового к стратегическому партнерству с Россией», обозначить диалог между Эрдоганом и Путиным как «завершение периода флирта». Газета пишет: «То, что Турция не желает присоединяться к каравану санкций и, напротив, совместно с Россией берется за такие нашумевшие во всем мире проекты, как «Турецкий поток» и строительство АЭС, начало серьезно беспокоить определенные круги в Евросоюзе, которые стремятся добиться коренных сдвигов в турецкой внешней политике: отказа от «"Турецкого потока» и атомной станции «Аккую», не предлагая ничего взамен, даже членства в ЕС».
Что дальше? В условиях активного энергетического противостояния между Европейским союзом и Россией турецкая сторона в первую очередь решает собственные насущные проблемы. Первая нитка «Турецкого потока» предусмотрена для Анкары, что не требует согласования с третьими странами, в том числе и с Евросоюзом. Кроме того, Турция является страной, через территорию которой в Европу будет транспортироваться азербайджанский газ. Речь идет о Южном газовом коридоре (ЮГК), который активно лоббирует ЕС, рассчитывающий транспортировать через Каспий газ из Туркменистана в Азербайджан и далее через Грузию и Турцию в Европу, хотя это маловероятно из-за неурегулированности правового статуса Каспия. Поэтому ситуация вокруг поставок газа в Европу может стать более сложной и запутанной, особенно если новое правительство Турции станет затягивать или вообще откажется от подписания межправительственного соглашения с Россией.
Эксперты уже обратили внимание на то, что во время последней встречи президента Владимира Путина с руководителем «Газпрома» Алексеем Миллером, если судить по открытой части официальной стенограммы, тема «Турецкого потока» вообще не упоминалась. Но это не значит, что диалог с Анкарой прерван, газовая интрига ещё только набирает свои новые обороты, поскольку проект подразумевает такие геостратегические преимущества для Турции, которые выпадают раз в столетие и от которых просто так не отказываются. «Турецкий поток», строительство которого будет завершено почти на два года раньше введения в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP), не позволит ЕС отвернуться от российского газа и может устранить острую необходимость в других проектах. Так что, считает колумнист газеты Dunya Мехмет Кара, «борьба США и России за Турцию, а Турции за Россию» будет продолжаться.