И.о. директора Выборгского замка: Ситуация с памятниками объективно сложная
Власти Ленобласти распорядились объединить Выборгский замок с музеем-заповедником Ялкала (бывший музей Ленина), и назначить и.о. директора этого объединённого музея депутата областного парламента Владимира Цоя.
О новой структуре, состоянии памятников и шагах, которые он намерен предпринять на первых порах и в дальнейшем он рассказал в эксклюзивном интервью ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Насколько проблемный объект вам достался?
Речь идёт не только о Выборгском замке. Ситуация с архитектурными памятниками в Выборге и Выборгском районе объективно сложная. Причем не только с федеральными, но и с региональными, в том числе и памятниками, не имеющими никакого статуса — не выявленными или не являющимися предметом охраны.
ИА REGNUM: Когда говорим об этом, вспоминается нашумевшая история — то, что на слуху: судьба старого квартала в Выборге…
Старый квартал — только вершина айсберга. Просто история с нависшей над ним угрозой уничтожения наиболее широко освещалось СМИ, квартал отстаивала общественность. В самом деле, проблемных памятников гораздо больше, и они сосредоточены не только в старой части Выборга, но и за его пределами.
ИА REGNUM: Выборгский замок объединяют с музеем — заповедником в Ялкала (бывший музей Ленина). Для чего это делается?
Идеология, предложенная Александром Юрьевичем Дрозденко, заключается в объединении Выборгского замка с музеем-заповедником в Ялкала, причём создается новое государственное учреждение, которое со временем должно стать ведущим государственным центром сохранения культурно-исторического наследия Выборгского района. В том числе, и далеко не в последнюю очередь, для использования его туристического потенциала.
ИА REGNUM: Когда вы говорите о том, что помимо строго квартала в Выборге ещё много проблемных объектов, о каких памятниках идёт речь?
Об огромном списке памятников. В числе тех, которые однозначно надо брать на баланс создаваемого учреждения, в первую очередь федеральные памятники: Аннинские укрепления, комплексы «Часовая башня» и «Кафедральный собор, костел Гиацинта. А в дальнейшем, возможно, это будут восточно-выборгские укрепления — частично, потому что есть достаточно эффективные муниципальные организации, которые используют их и поддерживают. Но по большей части они, к сожалению, в плачевном состоянии — разваливаются. А ведь это потрясающие памятники архитектуры — авторство принадлежит герою Крыма Тотлебену.
ИА REGNUM: Наверняка есть ещё немало объектов, заслуживающих внимания…
Кроме того, нельзя забывать и о системе тех безымянных, но ценных исторических зданий в Выборге, которые даже не имеют адреса. Например, об имуществе Минобороны на мысе Смоляном. Значит, нам предстоит делать то, чем долгие годы не удосуживалось заняться Минобороны, начиная с просьбы к местной власти дать им хотя бы адреса. Это развалины бастионов у воды, на Петровской набережной, которые, как многие памятники архитектуры, заброшены — внутри просто помойка, туда опасно заходить. Но потенциально это очень интересные объекты. К слову, среди прочих есть укрепления, датируемые началом двадцатого века. Например, форт Ино, который находится на территории Выборгского района, ближе к границе Санкт-Петербурга. Это уникальные фортификационные памятники времен Второй мировой войны, которые находятся на островах Выборгского залива. Всем этим предстоит заниматься. Понятно, что это не вопрос завтрашнего дня, но очень важно к этому стремиться.
ИА REGNUM: Напомните, пожалуйста, алгоритм передачи памятника федерального значения региону…
На данный момент, как на федеральном уровне, так и на уровне региона, найден достаточно эффективный способ работы, когда памятник оформляется в федеральную собственность, а потом передается в безвозмездное пользование Ленинградской области, в частности, Музейному агентству или вновь созданному учреждению.
ИА REGNUM: Наверняка уже есть примеры?
Замок и два дома по улице Выборгской уже переданы Музейному агентству, а сейчас в рамках реорганизации, их передадут нам — новому учреждению. Думаю, в случае, когда охранный статус — федеральный, будем следовать той же схеме. А в том случае, если статуса нет никакого, предстоит предметно изучать возможности и необходимость финансирования, в зависимости от собственника. В некоторых случаях мы будем так же передавать памятники федералам и безвозмездно получать их в безвозмездное пользование, а иной раз — не могу исключить такие варианты — более бдительно брать охранные обязательства и оформлять их в региональную собственность. Но для начала надо провести ревизию, подробно оценить каждый объект, а потом уже двигаться вперед.
ИА REGNUM: Существует ли реестр памятников, нуждающихся в защите?
У Департамента по охране памятников существует реестр, но он, к сожалению, не полон. Многие данные отрывочны, по некоторым объектам информации нет вообще. Надо сказать, что существует ряд осведомленных исследователей, ведется некая работа по пополнению реестра, но эта работа на данный момент не так эффективна, как хотелось бы. В рамках работы над Уставом нового учреждения постараемся предусмотреть и роль создаваемого музея-заповедника.
ИА REGNUM: Скажите, откуда у вас интерес к истории и сохранению памятников старины?
Родился я не в Выборге, но живу в этом городе с шести лет. Мне всегда была интересна судьба города, люди, которые в нем живут и жили в разные времена. Ещё в школьные годы вместе с другими детьми ходил в замок на занятия к таким замечательным преподавателям, как Волкова Любовь Геннадьевна, Мошник Юлия Игоревна. Они прививали мне и моим одноклассникам любовь к городу, к родной истории. К слову, по второму высшему образованию я историк, закончил в 2012 году магистратуру исторического факультета СПбГУ по специализации «История искусства». Поэтому для меня работа в музее — достаточно близкое направление. Моя магистерская программа, кстати, была связана с архитектурой.
ИА REGNUM: Вступив в новую должность, вы останетесь депутатом?
Да. Думаю, это нет только не будет мешать, но и поможет в работе. Хорошо зная бюджетные и законодательные дела, легче ориентироваться.
ИА REGNUM: В Новгородском музее-заповеднике, например, при решении каких-либо вопросов, связанных с необходимостью реконструкции, ремонта исторических объектов, руководство обращается к специалистам. Будете ли вы при решении технических вопросов прислушиваться к экспертному мнению?
Обязательно. Планирую привлекать большое число высокопрофессиональных экспертов. Принципиально важно не то, откуда они, из Петербурга, Москвы или Новгорода или Выборга. Главное, чтобы в процессе участвовали люди с высоким интеллектуальным потенциалом, которым этот город небезразличен.
ИА REGNUM: Этот круг вам известен?
Конечно, и историки, и реставраторы.
ИА REGNUM: А что можно сказать о финансовых возможностях?
Будут выделяться деньги не только на реставрацию памятников на Замковом острове, в старом городе, как по линии Министерства культуры в рамках государственной программы «Культура России», так и по линии Всемирного банка. И для того, чтобы они использовались максимально эффективно, безусловно, надо привлекать большое количество знатоков.
ИА REGNUM: С недавнего времени в замке запрещены массовые мероприятия. Насколько это, на ваш взгляд, оправдано?
В этом году сложилась трагическая ситуация — произошло два обрушения. Больше того — это не так известно — но наблюдалось выпадение кладки и в других местах. Мы ни в коей мере не можем подвергать риску посетителей и сотрудников — людей, работающих в замке. Безопасность должна быть «во главе угла». С другой стороны, прекрасно понимаем, что функционирование музея-заповедника невозможно без каждодневной работы — выставочной, экспозиционной деятельности, не говоря уже о рыцарских турнирах и больших фестивалях. Поэтому сейчас, по поручению губернатора, региональной властью предпринимается очень быстрые, максимально эффективные меры для того чтобы аварийность была устранена.
Что касается обрушений, вы наверно в курсе, что комитетом по культуре объявлен конкурс на 18 миллионов рублей, и я надеюсь, что к нам придет ответственный, профессиональный реставратор, и мы постараемся снять аварийность в течение текущего года. Также конкурс объявлен Министерством культуры, и регионом экстренно выделены средства для того, чтобы мы могли не дожидаться федеральных денег на реставрацию вала, и могли там работать. Постараемся уложиться в максимально короткие сроки, чтобы «не уйти в зиму». Хочу, чтобы все поняли: ограничения, которые сейчас действуют — временные. А пока сделаем все, чтобы намеченные мероприятия состоялись, может быть, в каком-то случае не в стенах замка из-за объективного фактора — аварийности.
ИА REGNUM: Будут ли иметь продолжение программы, которые действуют в Выборгском замке?
Думаю, будет продолжено всё, что себя хорошо зарекомендовало. Но будем искать и новые, креативные формы работы. Но, вместе с тем, постараемся предлагать новые формы работы. Безусловно, появятся новые лица, как в администрации, так и среди сотрудников. Обязательно будем привлекать тех, кто может улучшить работу, сделать её более яркой и привлекательной для гостей замка. Мы открыты к сотрудничеству.
ИА REGNUM: Какой позиции придерживаетесь при решении кадровых проблем?
Любой руководитель понимает, что важно сохранить разумный баланс между старой командой, которая работала долгие годы, и новыми людьми. Понятно, что новые технологии и подходы, требуют свежих сил. В то же время людям из старой команды, во всяком случае, тем, которые хотят и могут работать, такую возможность предоставим. Но на первом этапе, повторю, предстоит определить точный объем потерь и остановить разрушения.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, в ночь на 20 марта стало известно об обрушении части стены Выборгского замка. Подобное уже случалось в начале апреля 2009 года — тогда обрушилась часть наружной стены этого памятника средневекового зодчества. Из южной стены главного корпуса замка выпали камни размером примерно четыре на четыре метра.
В связи обрушением части стены 18 мая Музейным агентством было издано распоряжение о запрете массовых мероприятий в Выборгском замке.
Под угрозой отмены оказались «брендовые» мероприятия, привлекающие в Выборг тысячи человек — фестиваль «Майское дерево», рыцарские турниры, джазовый фестиваль «Серенады Выборгского Замка», традиционно завершающий Выборгскую яхтенную регату. Закрытие Всероссийского кинофестиваля «Окно в Европу», которое обычно проходит во внутреннем дворике Замка. Предполагается, что они будут перенесены на другую площадку.
Напомним, в начале апреля было принято решение вывести Выборгский замок из подчинения Музейному агентству и сделать его самостоятельным учреждением, объединив замок с историко-этнографическим музей-заповедником «Ялкала» (бывшим музеем Ленина). По рекомендации Министерства культуры РФ создается отдельное государственное бюджетное учреждение «Историко-архитектурный музей-заповедник «Выборгский замок».
Напомним также, что решение о кадровых перестановках в музее врио губернатора Ленобласти Александр Дрозденко обосновал претензиями к действующей администрации замка.