Что ждёт экономику Ирана после отмены санкций?
Планы правительства на тот случай, если санкции будут сняты, — один из актуальных вопросов экономического развития Ирана. Об этом в интервью правительственной газете «Иран» говорил президент Хасан Рухани. В случае снятия санкций Иран столкнется с новыми условиями в инвестиционной, кредитной и банковской сферах, с новой ситуацией международных отношений. Кроме того, после отмены санкций могут быть разморожены зарубежные счета ИРИ. Правительство ведет работу по разработке планов экономического развития. На один из таких планов, подготовленный в рамках «экономики сопротивления», правительство опирается в настоящий момент. Второй проект, предусматривающий отмену санкций, находится в разработке и будет частью шестого плана развития ИРИ. Последний будет включать два сценария — оптимистичный и пессимистичный. Пессимистичный сценарий предполагает сохранение нынешней ситуации. В случае отмены санкций, полагает Рухани, экономика Ирана оживится за счет притока иностранных инвестиций.
Вместе с тем аятолла Амоли Лариджани, глава судебной системы Ирана, считает, что связывать все экономические трудности с санкциями — ошибочно, пишет «Сиасат-э руз». Он напомнил, что за счет внутренних сил Иран справлялся с большими трудностями, приведя в пример «Священную оборону» (Ирано-иракская война).
Продолжение переговоров по ИЯП
Очередной раунд переговоров по иранской ядерной программе (ИЯП) проходил в Вене со среды по пятницу. Параллельно проходило совещание групп технических специалистов. Иранскую делегацию, как и прежде, возглавил заместитель министра иностранных дел Аббас Аракчи. После завершения переговоров в пятницу иранская делегация провела двусторонние и трехсторонние переговоры с представителями стран «шестерки», сообщает «Хамшахри».
Новости о ходе переговоров перемежались с сообщениями о кибершпионаже, выявленном в ряде отелей, где в течение последнего года проходили встречи представителей Ирана и стран «шестерки». Иранская сторона полагает, что к этому инциденту причастны израильские спецслужбы, пишет информационное агентство «Фарс».
Сергей Рябков, представитель России на переговорах, выразил беспокойство медленным движением вперед в работе над соглашением, пишет «Иран». До окончания срока работы остается мало времени, но спорные вопросы все те же: механизм и сроки отмены санкций, ограничения, накладываемые на иранскую ядерную программу и приемлемые для Тегерана, вопрос доступа на ядерные и военные объекты.
«Сиасат-э руз» поместила ответ Аббаса Аракчи на заявление заместителя госсекретаря США Энтони Блинкена, сделанное на ежегодной конференции Американского еврейского комитета. Он указал, что окончательное соглашение будет постоянным и прозрачным, большинство санкций будет приостановлено (но не отменено), Иран обязуется открыть доступ для инспекций МАГАТЭ. Замглавы МИДа Ирана заявил, что ни одна из мер, предусмотренных соглашением, не будет носить постоянный характер. Кроме того, он напомнил, что Иран уже принял на себя обязательства в соответствии с международными соглашениями, в частности, Договором о нераспространении ядерного оружия.
Консервативное издание «Кейхан» со ссылкой на ТАСС приводит комментарий неназванного представителя одной из делегаций: переговоры «буксуют», значительного продвижения в работе над текстом соглашения в этот раз не было. Существует вероятность, что конечный срок придется передвинуть.
Арест бывшего вице-президента Ирана
В начале прошлой недели был арестован Хамид Багаи, вице-президент по административным делам в правительстве Махмуда Ахмадинежада. Хотя об этом не было объявлено официально, есть версия, что ему будет предъявлено обвинение в коррупции. Это уже второй случай ареста высокопоставленного чиновника в правительстве Ахмадинежада. В начале 2015 года бывший вице-президент Мохаммад Реза Рахими был арестован по обвинению в коррупции и после суда приговорен к пяти годам тюрьмы и крупному денежному штрафу. Пресса принялась иронизировать над заявлениями Махмуда Ахмадинежада о «самой честной администрации» в период его президентства.
Газета «Шарг» обратила внимание на совершенно разную реакцию офиса Ахмадинежада в случаях ареста Багаи и Рахими. Его представители отрицали какую-либо связь между арестом Рахими и периодом его нахождения на посту вице-президента. Однако после ареста Хамида Багаи Ахмадинежад заявил, что до конца будет защищать его невиновность. И это не просто две разные реакции, объясняет издание. Все дело в том, что Багаи входит в число наиболее приближенных к бывшему президенту людей.
Мехди Хашеми получил десять лет
Сын бывшего президента ИРИ Али Акбара Хашеми-Рафсанджани бизнесмен Мехди Хашеми-Рафсанджани еще в марте текущего года был приговорен к пятнадцати годам тюрьмы по обвинению в экономических преступлениях и преступлениях против национальной безопасности. Позже бизнесмен обжаловал приговор, и срок был сокращен. Однако на прошлой неделе стало известно, что Мехди Хашеми все-таки сядет на десять лет. Газета «Шарг» предположила, что судебный процесс против сына экс-президента связан с тем, что он предположительно стоял за уличными протестами после президентских выборов 2009 года, в результате которых Махмуд Ахмадинежад остался на второй срок.
В 2009 году Мехди Хашеми-Рафсанджани покинул Иран и вернулся в 2012 году, после чего сразу был арестован. Существует мнение, что арест «принца» Мехди — одно из проявлений борьбы консерваторов во главе с Махмудом Ахмадинежадом против могущественного «клана» Хашеми-Рафсанджани, близких к реформаторскому лагерю.
Йеменский кризис
В начале прошлой недели министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф совершил краткосрочную поездку в Оман для обсуждения йеменского кризиса и ситуации в Ближневосточном регионе.
Иран стремится к взаимодействию со странами региона, однако не собирается вести переговоры с США по поводу тех проблем, с которыми столкнулся Ближний Восток. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиан, подчеркнув, что Иран ведет переговоры с США исключительно в связи с ИЯП, передает «Мехр». В конце прошлой недели он принял участие в однодневном совещании Организации исламского сотрудничества, которое призвано найти дипломатическое решение йеменской проблемы, пишет «Фарс».
В обзоре использованы публикации ежедневных изданий «Иран», «Кейхан», «Сиасат-э руз», «Хамшахри», «Шарг» и информационных агентств «Мехр» и «Фарс».