Почему Папа Римский вспомнил о столицах: Риме, Константинополе и Москве
Есть такие книги, комментарии к которым бывают значительно сильнее и глубже, чем исходный текст. То же самое относится и к некоторым встречам. Когда по итогам недавней встречи в Ватикане Папы Римского Франциска с президентом России Владимиром Путиным пресс-служба Святого престола выпустила информационный бюллетень, некоторые ватикановеды с удивлением назвали его «необычно расширенным». Но для светских экспертов этого было мало, чтобы понять, о чем именно говорил с российским лидером понтифик, какие выводы они сделали из обмена мнениями и куда будет переложен парус церковного и кремлевского кораблей. Ясности прибавилось чуть позже, когда в Латеранской базилике Франциск выступил с программной речью на встрече с католическими священниками, прибывшими из 90 стран мира.
Вначале о «вершках». Подавляющее большинство мировых СМИ растиражировали фразу папы о готовности перейти на единую с православными дату расчета Пасхи. Подавалось это как «сенсация», хотя в пользу реформы высказывался, например, еще Папа Павел VI. «Это было бы здорово, — отреагировал на слова понтифика окормляющий епархию Минье коптский католический епископ Бутрос Фахим Авад Ханна. — Люди не понимают, как это возможно, что в одной церкви Иисус воскреснет в это воскресенье, а через неделю или даже через месяц — в другой». Владыка напомнил, что в Египте православные копты во главе с патриархом Тавадросом II и католические в общении с Римом уже празднуют Пасху в один и тот же день. Итальянская католическая газета L'Avvenire пишет, что предложение Франциска «получило благоприятные суждения среди православных». Но не среди всех. Русская православная церковь хотела бы получить дополнительные разъяснения от Святого престола, что именно имелось в виду. Как заявил ТАСС заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, «если Римско-католическая церковь намерена отказаться от Григорианской пасхалии, введенной ею в XVI веке, и вернуться к древней, Александрийской, которая использовалась в эпоху, когда Церковь Востока и Запада была единой и доныне используется православными, такое намерение можно было бы только приветствовать… Впрочем, наиболее правдоподобным мне кажется предположение, что папа в действительности хотел сделать шаг навстречу православным. Это доброе желание. Другое дело, что такое сближение никак не может быть достигнуто путем радикального отхода от общей для нас традиции первого тысячелетия христианства».
Иные бы поставили в высказываниях представителя РПЦ главный акцент на противительный союз «но» по отношению к Ватикану. Однако, на наш взгляд, апелляцией к «общей для нас традиции первого тысячелетия христианства» Московская патриархия показала, где со Святым престолом она готова использовать соединительный союз «и». Хотя тут есть свои нюансы. Эпоха, когда Церковь Востока и Запада была единой, дает немало поводов для размышлений. Можно вспомнить, скажем, как накануне Халкидонского собора (созван в 451 году) сложился диптих первых христианских предстоятелей — вначале шел Римский, затем Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Эта «пентархия» получила даже свое богословское обоснование, в соответствии с которым как есть только пять чувств, так и вся церковная Ойкумена должна быть поделена между пятью патриархами. Эта теория являлась все же в большей степени делом рук человеческих. Некоторые церковные историки считают в этой связи, что второе место, которое получил Константинопольский патриархат в диптихах, было обусловлено исключительно политической ситуацией в Римской империи. Но и сам Константинополь взял «пентархию» на вооружение, когда хотел поставить на место амбициозные автокефальные Церкви, появившиеся уже после Великого раскола. Что касается Москвы, то она в диптихе (уже исключительно православном) появилась после 1590 года, когда три восточных патриарха признали русского патриарха Иова и определили ему пятое место после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского предстоятелей.
Сегодня православных патриархов стало больше — их девять. И тут мы переходим к «корешкам» сказанного Папой Римским в Латеранской базилике. Как передает Radio Vaticana, в ходе общения с католическими священниками Франциск напомнил, что некогда «великими столицами Европы» были Рим, Константинополь и Москва, но между ними возникли споры. Это «не лютеране сожгли Константинополь, это были мы», заметил папа, добавив, что католики дважды нападали на Россию. По словам понтифика, ныне «существует культурная напряженность, которая снова накалилась» на Украине и которую «решить можно только путем политического диалога». Папа отметил, что конфликт «на бумаге решен Минскими договоренностями между всеми сторонами», однако его «трудно осуществить на практике». Поэтому создалось «напряжение» между Европейским союзом и НАТО, с одной стороны, и Москвой, с другой стороны. В то же время у Ватикана остаются все возможности для коммуникации с Московским патриархатом и патриархом Кириллом через посредничество «епископа, ответственного за отношения с другими христианами» (очевидно, речь о руководителе ОВЦС МП митрополите Иларионе Алфееве). При этом Франциск рассказал, что имел хорошие отношения с представителями Русской православной церкви еще в Аргентине, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, и возложил большие надежды на Всеправославный собор, который должен состояться в 2016 году.
Напомнив о трех «великих столицах Европы»: Риме, Константинополе и Москве — Папа вольно или невольно создал загадку, которую только предстоит разгадать. Идет ли разговор лишь об исторических сюжетах, оставшихся в прошлом и которым не суждено больше повториться, или это воспоминание о будущем — аванс, сделанный двум православным лидерам, московскому патриарху Кириллу и константинопольскому Варфоломею. Отметим и некую «магию цифр». Понтифик выступил со своей речью 12 июня — в День независимости России. Профессор философии МГУ и католик по вероисповеданию Иван Лупандин в интервью итальянскому католическому порталу L'Agenzia Servizio Informazione Religiosa, говоря о посещении российским президентом Ватикана, обратил внимание, что Путин празднует свой день рождения 7 октября, «когда Католическая церковь отмечает праздник Святого Розария». История появления этого торжества связана с битвой при Лепанто (1571 год), в которой флот Священной лиги разгромил турецкую эскадру. Участники битвы с христианской стороны перед ней молились на розариях, а в Риме проводились процессии с четками и молитвами к Деве Марии о даровании победы над турками. Победоносный исход сражения был приписан заступничеству Богородицы. А для православных октябрь связан с таким великим богородичным праздником, как Покров. Его отмечают 14 октября. Установлен он по мотивам явления Христа ради юродивому Андрею во Влахернском храме в Константинополе Божией Матери. И, по некоторым источникам, заступничество Богородицы случилось при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с мусульманами, а Константинополю угрожала опасность. Эх, где найти таких мистиков, которые смогли бы расшифровать эту «магию цифр» и что стоит за ней — случайность, совпадение или привычка…