Испанские СМИ встречу Папы Римского с президентом России, можно сказать, не обозревали. Они ее просто едва коснулись. Прошли мимо, слегка задев, уделив внимание католической составляющей прошедшего в Ватикане тет-а-тет и почти не обратив внимания на наличие позитивной составляющей переговоров двух персон мирового уровня. Достаточно сказать, что первые отклики в виде содержательных текстов появились в испанской прессе необычно поздно. В El Mundo сразу после десяти часов утра 11 июня, в El Pais и АВС — к полудню, а остальные заметные и влиятельные издания вроде La Razón, La Republica, 20 minutos и вовсе предпочли отделаться фоторепортажами с немногословными подписями к снимкам — даже не комментариями.

politrussia.com

Сложилось впечатление, что испанцы выжидали — традиционная для пиренейской прессы тактика, когда данному отдельно взятому государству есть основания похвалить за что-то усилия другого, но это «и хочется, и колется», потому что «мама» в виде руководства Евросоюза не велит.

В результате главной темой, связанной с Папой стала новость о том, что «сформирован трибунал, который будет судить священников, замеченных в сексуальных домогательствах в отношении детей». А судьбоносная встреча Франциска Первого и Владимира Путина была отодвинута на расстояние, максимально далекое от передовиц.

Бросается в глаза общее начало в публикациях тех газет, что все-таки напечатали что-то о переговорах в Ватикане: мыслью, пытающейся обратить на себя основное внимание и потому помещенной в первый абзац повествований, у всех подавалось опоздание Путина. Причем «степень запоздалости» оказалась во всех случаях несколько (но одинаково) преувеличена — с часовой она разрослась до часа с четвертью. По принципу «мелочь, а приятно».

«Когда приватная 50-минутная встреча закончилась, Папа подарил Владимиру Путину медальон с пояснениями, что на нем изображен Ангел Мира, который способен останавливать войны и рождать взаимопонимание между народами. Российский президент выслушал интерпретацию понтифика и не сопроводил ее ни единым, даже минимальным комментарием, — пишет АВС в статье под заголовком «Папа Франциск просит от Путина искренних и больших усилий ради мира на Украине». — Если вспомнить, что в марте 2014 года Папа преподнес такого же Ангела Мира президенту Обаме, а в мае нынешнего года — палестинскому лидеру Махмуду Аббасу, нет сомнения, что подарок Владимиру Путину следует расценивать как пожелание сосредоточиться на ликвидации конфликта на Украине».

«Владимир Путин, равно как и Франциск Первый, подчеркнули важность восстановления мирного диалога между противоборствующими сторонами и безусловного выполнения условий минского соглашения, — отмечает АВС. — Ватикан превосходно понимает, что ключ к решению проблем Украины держит в руках Путин, не столько потому что в юго-восточной части этой страны находятся более десяти тысяч русских солдат, сколько из-за очевидной стратегии неприсоединения территории Донбасса, в противоположность той тактике, что была использована им для аннексии Крыма».

«Путин опоздал на встречу с Папой, потому что задержался на Миланской выставке и завтраке с итальянским премьером Матео Ренци. Практически никто в мире не позволяет себе опаздывать на прием к Папе, но у русского президента этот трюк прошел уже второй раз. Впервые это было в 2013 году, когда их беседа началась на пятьдесят минут позже запланированного времени», — добавляет АВС.

El Mundo в материале «Владимир Путин ищет благословления против Запада» подчеркивает, что «Путин использовал свои хорошие отношения с Ватиканом, чтобы пробить стену, изолирующую (Россию — прим авт.) от Европы».

«Визит русского президента состоялся в момент максимальной изоляции Москвы, в чем более чем очевидна вина вмешательства России в украинский кризис. Санкции, введенные США и ЕС повлекли исключение России из G8. Путин не показывает, что его это беспокоит: он назвал G7 клубом по интересам, с которым у него нет отношений, и подчеркнул, что придает значение другим форумам, таким, как G20».

«Хотя голос Италии в общем хоре критики Евросоюзом России и звучал, однако Москва считает, что Рим — наиболее податливое звено в цепи ЕС и пытаться смягчать санкции пытается, именно взаимодействуя с Ренци, — резюмирует El Mundo. — С другой стороны у русского президента имеется и другая дверь в Европейское Содружество — это Ватикан. Папа проявил себя как выдающийся посредник в улаживании отношений между США и Кубой, однако примирять Кремль с Белым Домом ему будет труднее, поскольку в России все еще сильны традиции атеизма, главенствовавшие в СССР несколько десятков лет, а значит, к Папе здесь относятся не так, как в остальном мире. Хотя нельзя не отметить, что в России очень позитивно отнеслись к тому, что он в феврале назвал украинский конфликт войной между христианами и при этом избежал обвинений России в его причинах и эскалации».

Заголовок статьи в El Pais «Путин и стратегическое использование религии» настраивает читателя на волну некоторого скептицизма в отношении действий главы российского государства и прежде всего — его истинных планов, которые он стремится реализовать, контактируя с лидером католической церкви мира.

«Для президента Владимира Путина встреча с Папой Франциском — возможность найти, как минимум понимание позиции России, отношение Запада к которой ухудшилось из-за политики Кремля, проводимой на Украине. Отношения с Ватиканом были определены как стабильные, что нашло отражение в документах, подготовленных к этой встрече. Путин в пятый раз идет на контакт с главой католической церкви. До сегодняшнего момента он дважды встречался с Иоанном Павлом Вторым, по разу — с Бенедиктом Шестнадцатым и Франциском Первым. Нынешний Папа — не европеец, в отличие от поляка Иоанна и немца Бенедикта, относится к российскому президенту по-другому. Понтифик выразил Путину свои опасения относительно того, что нынешняя обстановка на Украине может спровоцировать масштабный конфликт, третью мировую войну, чтобы избежать которой необходимо прекратить братоубийственную рознь».

«Папа Франциск вполне может понять мотивы России в отношении Крыма, ориентируясь на свой собственный опыт: понтифик веди аргентинец, из той страны, у которой есть похожего ракурса спор за Мальвинские острова с Британией».

«Взаимопонимание Путина и Франциска основано еще и на том, что господствующая в России ортодоксальная (православная — прим. авт.) церковь стоит не приемлет однополые браки и эвтаназию, как и консервативная часть католичества».