«Талибан» вербует афганских детей для терактов и наркоторговли
Согласно исследованию группы по защите прав человека, проведённому в нескольких провинциях Афганистана, каждый четвёртый рабочий шахт является несовершеннолетним. Исследование проводилось в течение шести месяцев в провинциях Герат, Парван, Баглан и Тахар. Руководитель группы Аттаулла Атта обратился к правительству с требованием принять срочные меры для защиты прав несовершеннолетних.
Не так давно помощник Генерального секретаря ООН по правам человека Иван Шимонович заявил после недельного пребывания в Афганистане, что «мирные жители этой страны нуждаются в дополнительных мерах защиты». «2014 год был ужасным для гражданского населения Афганистана, и цифры за первый квартал 2015 года свидетельствуют о том, что негативная тенденция сохраняется», — сообщил он. Чиновник побывал в местах содержания несовершеннолетних афганцев, в том числе несостоявшихся смертников. По данным этой организации, в минувшем году зарегистрированы 97 случаев вербовки и использования детей (все из них — мальчики), некоторым из которых едва исполнилось восемь лет. Большинство из них (72) были завербованы и использовались вооруженными оппозиционными группами, включая движение «Талибан» и группировку Хаккани.
Девять из этих детей были завербованы в качестве смертников. В ходе одного из инцидентов 15-летний мальчик в качестве террориста-смертника совершил нападение на командующего одного из подразделений афганской полиции в районе Мукур, провинция Газни, в результате чего были убиты три сотрудника местной полиции и два гражданских лица, ранены 16 человек. Детей также вербовали, чтобы привлечь к изготовлению и установке самодельных взрывных устройств, а также для других целей, включая сексуальное рабство. В провинции Лагман, государственные силовые структуры арестовали 21 ребенка (некоторым из них было не больше семи лет); как утверждается, они направлялись в Пакистан для прохождения подготовки в качестве террористов-смертников, осуществляемой движением «Талибан». По данным афганских властей, дети были освобождены и воссоединились со своими семьями. Двадцать пять случаев вербовки и использования детей приписываются афганским национальным силам безопасности, включая 14 случаев, инкриминируемых местной полиции, 5 — национальной полиции и один — афганской национальной армии. В частности, один из мальчиков в возрасте 12 лет погиб, когда сотрудники национальной полиции вынудили его осмотреть некий подозрительный предмет. В провинции Кунар в результате взрыва самодельного взрывного устройства получил ранения один мальчик, связанный с афганской армией и использовавшийся в качестве носильщика. Как положительную тенденцию следует рассматривать то обстоятельство, что группы по защите детей, функционирующие при вербовочных пунктах национальной полиции в западной части Афганистана, предотвратили добровольную вербовку 132 мальчиков.
По данным заместителя губернатора провинции Газни Мухаммада Али Ахмади, сотрудниками ФСБ города Газни были задержаны 11 мальчиков. Под видом уличных торговцев они выполняли поручение талибов по закладке взрывных устройств в различных частях города.
Как указывается в письме, опубликованном движением «Талибан», по меньшей мере 10 похищенных ими мальчиков, были казнены, включая 2 мальчиков, похищенных в связи с обвинением в шпионаже в пользу афганских национальных сил безопасности в районе Батикот провинции Нангархар. Оба мальчика перед казнью были подвергнуты пыткам. 19 октября в районе Балабулук, провинции Фарах, в ходе единственного зафиксированного инцидента сотрудники местной полиции, похитив четырех мальчиков и обвинив их в установке самодельных взрывных устройств по заданию вооруженных оппозиционных групп, подвергли их суммарной казни.
В некоторых случаях контролируемые талибами афганские школы становятся вербовочными центрами, где классные часы используются для промывания мозгов школьникам, особенно начинающим. Их обучают выполнять приказы без каких-либо возражений, зубрить Коран, а также десятки фетв, которые подстрекают к убийству и кровопролитию. Вербовка детей является одним из способов обеспечить свое долгосрочное присутствие в регионе. Помимо этого, движение «Талибан» продолжило выступать с угрозами в адрес школ для девочек и других учебных заведений. Так, в провинции Нангархар местные активисты движения «Талибан» распространили письмо, в котором угрожали учителям и учащимся одной из школ для девочек обливанием кислотой, в случае если они продолжат посещать школу. В провинции Забуль движение «Талибан» в ответ на действия правительства в отношении групп боевиков принудило к закрытию 40 школ. По меньшей мере 13 учителей были убиты или ранены, 8 учителей похищены вооруженными оппозиционными группами.
Министерство образования Афганистана отмечает, что приблизительно 115 тыс. детей пострадали в результате временного или окончательного закрытия 539 школ на юге страны (482 случая), а также в юго-восточном регионе (39 случаев) и западном регионе (18 случаев) в связи со сложной ситуацией в плане безопасности. Кроме того, по меньшей мере 15 зафиксированных случаев свидетельствуют о том, что использование школ в военных целях подразделениями афганских национальных сил безопасности по-прежнему ставило детей под угрозу нападений со стороны вооруженных групп и сказывалось на их доступе к образованию. Так, в провинции Бадахшан силы безопасности временно закрыли три школы для использования их в качестве передовых баз и установили на крышах артиллерийские орудия. Согласно заявлениям правительства, всем подразделениям афганских национальных сил безопасности было приказано воздерживаться от использования школ или больниц в качестве военных баз.
Инциденты, влияющие на доступ детей к медицинскому обслуживанию, включали причинение ущерба медицинским учреждениям, установку самодельных взрывных устройств на территории поликлиник и больниц, насильственное проникновение на территорию медицинских учреждений и их разграбление. Кроме того, по меньшей мере 39 медицинских работников были убиты или ранены, похищены или подверглись запугиванию. Ответственность за все эти инциденты предположительно лежит на вооруженных оппозиционных группах, за исключением одного случая насильственного проникновения на территорию одного из медицинских учреждений и его временного использования международными вооруженными силами и двух инцидентов злоупотребления военнослужащими афганских национальных сил безопасности, один из которых был связан с запугиванием медицинского персонала, а другой с их насильственным вторжением. Ответственность за остальные инциденты предположительно лежит на вооруженных оппозиционных группах, включая движение «Талибан». Несмотря на то, что его руководство публично поддержало усилия по проведению вакцинации против полиомиелита, местные группировки в ряде провинций продолжили препятствовать проведению кампаний вакцинации.
Около 30 детей были похищены в ходе 17 подтвержденных инцидентов, 16 из которых приписываются движению «Талибан» и другим вооруженным оппозиционным группам. Дети были похищены в связи с их предполагаемым участием в шпионаже по заданию правительственных или международных сил, для целей вербовки, сексуального надругательства и в качестве мести членам их семей, работавшим на правительство или международные силы, или предположительно симпатизировавшим им.
По данным руководителя департамента по борьбе с наркотиками провинции Кундуз Абдула Башира Муршайда, там проживает более 30 тысяч наркозависимых. Многие из них страдают зависимостью с детства, поскольку матери дают им маковое молочко для успокоения. Около 300 тысяч детей в Кабуле и других провинциях страны задействованы в механизме незаконного оборота наркотиков. Представитель независимой Комиссии по правам человека Шамсуллах Ахмадзай сообщает, что в Кабуле и ряде других провинций детей используют для продажи гашиша, героина и других веществ. Мальчик по имени Хассан и его брат, несколько лет назад потерявшие отца, были вынуждены, чтобы прокормить свою семью, заняться наркоторговлей. Они вместе со своим братом каждый день поставляли наркотики около 200 афганским наркоманам.
Давно известно, что Афганистан занимает первое место в мире по выращиванию и производству наркотиков. Однако мало кому известно, что эта страна стоит на третьей позиции в мире по торговле детьми. По данным МВД Афганистана, на днях 15 детей — граждан Афганистана в возрасте от 9 до 15 лет были освобождены из рук торговцев детьми в Пакистане. Задержанные признались в совершённом преступлении. Также преступники сообщили о своем намерении отправить детей в дальнейшем в Европу. Обычно торговцы людьми используют детей для передачи их в сексуальное рабство, а также в качестве материала для продажи в дальнейшем их органов, пригодных к транспортировке и пересадке больным.
В свое время специальный уполномоченный НАТО в Афганистане Марк Седвилл в интервью детскому каналу Би-Би-Си сообщил буквально следующее: «Афганские города похожи на сеть маленьких деревенек, где дети живут, возможно, более безопасно, чем в Лондоне или Нью — Йорке. В Кабуле и в других больших городах страны, по правде говоря, очень мало бомб». Седвилл уверил, что большинство детей, включая места, где главенствуют талибы, например, Кандагар, живут нормальной безопасной жизнью. Однако мнение Седвилла, как говорится, и «рядом не стояло» с мнением директора организации «Save the Children» («Спасите детей») Джастина Форсита, который назвал его, по меньшей мере, «неправильным». «Афганистан — худшее на планете место для детей: один из четверых живущих там детей умирает, не достигнув пяти лет», — отмечает Форсит, который настаивает на том, что «прошлый год был одним из худших для детей, с конца 2001 года». Из-за военного конфликта их погибло более тысячи.