Пиар на воде: зачем губернатор Санкт-Петербурга стал лицом метростроя?
По их словам, руководству города, видимо, очень хотелось провести торжественное открытие именно 27 мая, в день города, тем более что следующее подобное событие (открытие новых станций на юге и северо-западе города) произойдет только через два с половиной года. Но это желание вряд ли оправдывает местами серьезные, а местами комичные недочеты.
Объект строили три года, и он обошелся в 6,7 млрд рублей. Поскольку этот выход из «Спортивной» расположен довольно далеко от самой станции (на другом берегу реки), то между станцией и выходом проложен горизонтальный эскалатор (траволатор). В первые дни после открытия второго выхода траволаторы выходили из строя несколько раз. В метрополитене объясняют это большой чувствительностью устройства. Стоит кому-нибудь из пассажиров подвигать поручень из стороны в сторону, и траволатор немедленно останавливается. Специалисты обещают провести перенастройку с учетом российских условий эксплуатации.
Есть на новом объекте и забавные моменты. Многим бросились в глаза двери технических помещений, которые «выходят» к эскалаторам на уровне примерно полутора метров от уровня земли. Впрочем, возможно, что речь идет не о недоработке, а о технологической новации, целью которой было внести в рабочее пространство необходимый сотрудникам метрополитена элемент занятий спортом. Им придется спрыгивать из открытой двери вниз на движущийся эскалатор и одновременно закрывать за собой дверь.
Есть и другие мелкие (и не слишком мелкие) проблемы. Стеклянные крыши павильонов протекают, потому что стекла неплотно прилегают друг к другу. Их пришлось заклеить скотчем: протекать они стали меньше, но появился крайне самобытный эстетический облик. Кроме того, после открытия второго выхода «Спортивной» были ликвидированы пешеходные переходы на углу 1-й линии и набережной Макарова. Перейти на другую сторону можно только через подземные переходы, но, скажем, спуском для инвалидных колясок они не оснащены.
В среду вечером городские чиновники во главе с вице-губернатором Игорем Албиным обсудили ситуацию на этом объекте вместе с представителями метрополитена. Вице-губернатор поблагодарил общественность за своевременные сигналы и пообещал в обозримом будущем исправить недостатки. В обозримом же будущем предполагается и закончить благоустройство территории у нового выхода. Под словом «благоустройство» в данном случае понимается укладка ныне отсутствующего асфальта.
Градозащитники отмечают, что торжественное открытие не вполне готового объекта выглядит довольно странно, тем более, что второй выход «Спортивной» сдали на полгода раньше срока. Спешка объяснялась тем, что чуть больше чем через месяц будет закрыта на ремонт станция «Василеостровская» (и без нового вестибюля жителей острова ожидал бы окончательный транспортный коллапс), но уж пару недель можно было подождать.
Ритуальное отношение многих российских чиновников, включая и нынешнюю петербургскую администрацию, к юбилейным числам и круглым датам хорошо известно. Потому и открывали второй выход «Спортивной» в день города. Подчеркнуть, в некотором роде, преемственность: Петр Романов в этот день заложил Санкт-Петербург, а Георгий Полтавченко — открыл второй выход станции метро «Спортивная», видимо решив стать лицом «Метрополитена», вместо попавшего в «опалу» Владимира Гарюгина.
Хорошо еще, что день рожденья Петербурга празднуется не в апреле и не в марте. Иначе пришлось бы открывать объект не то что с протекающими стеклами и останавливающимися траволаторами, а, скорее, с теми и другими на стадии монтажа.
Торжественное открытие незавершенного объекта прошло под аккомпанемент уголовного дела, возбужденного против главы городского «Метрополитена» Владимира Гарюгина. Его обвиняют в нанесении бюджету ущерба в 9,2 млрд рублей. Следователям не нравятся договоры, заключенные с инвесторами на право строить торговые комлпексы над вестибюлями новых станций — платежи в бюджет за столь «хлебное» место очень низкие.
Другая претензия — фундамент станции «Адмиралтейская», построенный частично за счет города, а не за счет инвестора — как, уверены следователи, это должно было быть. Гарюгину запретили комментировать свое уголовное дело и арестовали часть имущества. Впрочем, он продолжает работать, и, в частности, в среду присутствовал на упомянутом заседании в Смольном. Интересно, что ни к кому из чиновников городской администрации вопросов у следователей по договорам с инвесторами до сих пор не возникло.