Мусульманские памятники в Нагорном Карабахе охраняются государством
Одним из мифов бакинской пропаганды является разрушение мусульманских храмов в Нагорном Карабахе. Данная тема периодически муссируется. Причём явная ложь звучит из уст первых лиц Азербайджана. Так, на международной конференции по укреплению религиозной толерантности сам президент Азербайджана заявил участникам о разрушении мечетей в Шуши и Агдаме. Чтобы убедиться в том, что к мусульманским памятникам, в частности персидским мечетям XIX века в Шуши (построены по проекту архитектора Кербелаи Сефи Хана), в Нагорно-Карабахской Республике относятся бережно, достаточно просто приехать и взглянуть на них собственными глазами, или же не полениться и ознакомиться с многочисленными материалами на эту тему в интернете. Не разрушают в НКР также пришедшее на смену персидским памятникам культурное наследие кавказских татар, которые сейчас называются азербайджанцами, в том числе мечеть в Агдаме. Несмотря на развязанную со стороны Баку разрушительную войну, регулярные артобстрелы и бомбежки армянских мирных городов и сёл, на территории НКР сохранились также азербайджанские кладбища, курганы, и никто и не думает прикасаться к ним. В Степанакерте даже проводят фотовыставки на тему мусульманских памятников на территории НКР, издают буклеты.
Более того, все памятники на территории НКР, в том числе мусульманские, взяты под охрану государства и считаются частью культурного наследия Арцаха-Карабаха. И на их сохранение, несмотря на многочисленные социально-экономические нужды истерзанной войной республики, тратятся определённые деньги. Разве это не проявление толерантности, об отсутствии которой у армян говорит лидер Азербайджана? Особенно с учётом того, что как из Агдама, так и из Шуши не один год вёлся регулярный и целенаправленный артиллерийский огонь по столице НКР — Степанакерту и другим близлежащим армянским городам, жертвами которого становились как живые люди, так и христианские памятники… В данном контексте заявления бакинских лидеров выглядят не только как очередная дезинформация и провокация, но и откровенное лицемерие.
Между тем факты говорят о том, что с первых же лет советской власти в Азербайджане начался целенаправленный процесс уничтожения армянских памятников храмовой и светской архитектуры. Согласно статистике, за время вынужденного нахождения Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР, а также за годы широкомасштабной военной агрессии Азербайджана против новообразованной Нагорно-Карабахской Республики были разрушены, взорваны и полностью уничтожены 167 церквей, 8 монастырских комплексов, 123 армянских кладбища и 47 поселений. Разбиты и превращены в строительный материал 2500 высокохудожественных хачкаров (крест-камней) и более 10000 надгробий с эпиграфическими надписями. Стёрты с лица земли 13 историко-археологических памятников, взорваны памятники в пещерах Цахач, Мец Тагларе и Азохе. Данный список можно ещё долго продолжать.
Особого внимания заслуживает город Шуши, который в результате проводимой властями Аз. ССР политики этнических чисток к концу XX века был преимущественно населён азербайджанцами, а накануне войны оттуда были изгнаны все армяне, сам же город был превращён в опорную военную базу, откуда вёлся регулярный артобстрел столицы республики — Степанакерта и других близлежащих армянских населённых пунктов. Варвары превратили в склад для хранения боеприпасов шедевр армянской архитектуры ХIХ века, церковь Газанчецоц Христа Спасителя в Шуши. От величественного строения фактически остался лишь каменный остов, и лишь после освобождения города в мае 1992 года храм был отреставрирован. В апреле — июле 1991 года в Шуши были разрушены 5 из 6 армянских кладбищ, снесена трехнефная базилика церкви Агулецоц, церковь Мегрецоц была частично разобрана и превращена в летний кинотеатр, а церковь Канач жам подвергнута грубой реконструкции и переоборудована в галерею минеральных вод. Наука и культура безвозвратно лишились превосходных хачкаров с изумительными орнаментами.
«Чудом уцелевшие надгробные плиты и клинописи в трижды разрушенном за один век христианском городе являются для поколений незаменимым свидетельством и культурной ценностью, — утверждает исследователь из Шуши Грачик Арутюнян, изучающий, в частности, надписи на надгробных плитах. — Моя цель — по возможности спасти от забвения останки прошлого, тем самым не дать возможность посторонним фальсифицировать нашу историю». По его словам, только на армянских кладбищах сохранилось порядка 33000 надгробных плит и уже зарегистрировано более 1300 надписей. Работа в данном направлении продолжается.
Подобные исследования позволяют на основе фактов противодействовать бакинской бредовой пропаганде о том, что город Шуши и Арцах в целом являются азербайджанскими территориями. Помимо варварского разрушения историко-культурных ценностей, примерно с середины XX века в Азербайджане началась кампания «по присвоению» армянских памятников архитектуры. При этом бакинские учёные в упор не замечали ни христианскую символику, ни надписи на армянском языке на этих памятниках. Идеологи новоявленной нации пошли дальше, объявляя азербайджанскими всех древнеармянских историков, писателей, поэтов, ученых, философов, родившихся или творивших на территории, отданной спустя века по капризу лидеров большевиков под протекторат Азербайджана.
В советском Азербайджане практиковался и другой способ уничтожения армянских памятников храмовой архитектуры — «реставрация» под мусульманские храмы или объекты культурно-бытового назначения. К примеру, в Кировабаде две из шести армянских церквей были снесены, одна переделана в клуб, еще две — под музей и филармонию. «Реставрационные» работы проводились с таким расчётом, чтобы полностью уничтожить следы армянской архитектуры и надписи, сделанные на армянском языке.
Сегодня всё больше людей узнает правду об Арцахе, и год от года в мире растёт интерес к этому древнему и гостеприимному армянскому краю. А что касается историко-правовых манипуляций, дезинформирования официальным Баку международного сообщества с задействованием всех рычагов государственной машины, то они всё больше запутывают узел проблем в регионе конфликта, усугубляют и без того взрывоопасную ситуацию.