Геополитические амбиции Индии — взгляд из Центральной Азии
Сегодня Индия является одной из наиболее быстроразвивающихся стран мира. По темпам экономического роста Индия в последние годы начала догонять Китай. Согласно государственным прогнозам,в 2015 финансовом году экономика страны может вырасти на 7,4%. Столь ускоренный рост толкает Нью-Дели на расширение собственной зоны влияния. Одним из наиболее приоритетных регионов для укрепления индийских позиций является Центральная Азия.
На данном этапе развития международных отношений,а также в условиях последних геополитических тенденций,наиболее вероятным и быстрым методом для усиления влияния Индии является вступление в Шанхайскую Организацию Сотрудничества(ШОС). На этом фоне показательно,что с начала 2015 года,впервые после 10 лет пребывания в статусе наблюдателя,начали озвучиваться официальные заявления крупнейших игроков организации о реальности полноценного вступления Индии в ШОС.
Для прогноза дальнейших действий или попыток налаживания сотрудничества Индии со странами Центральной Азии,необходимо понимание стратегических интересов державы в регионе.
На сегодняшний день Республика Индия не является основным игроком в Центральной Азии. Более того,после распада Советского Союза Нью-Дели не стремился проявить значительной или заметной политической активности в регионе. Однако ускоренный экономический рост,а вместе с ним и рост политического влияния на международной арене,позволяют Индии все увереннее менять собственную внешнюю политику. Поэтому наглядной является новая стратегическая политика Нью-Дели в центральноазиатском регионе под названием«Central Asia Connect Policy"(САСР), озвученная в 2012 году индийской стороной в Бишкеке на первой встрече диалога между Индией и странами Центральной Азии.
Частично реализация данной стратегии планируется в рамках укрепления индийских позиций посредством создания образовательных и медицинских учреждений,а также оснащения современными технологиями и обмена опытом. При этом,основным приоритетом политики Нью-Дели остается энергетический сектор.
Логично предположить,что в обозримом будущем ключевым интересом Нью-Дели не только в центральноазиатском,но и ближневосточном,а также африканском регионах останется вопрос энергетических поставок. По отдельным прогнозам,потребление энергии в Индии может расти в районе между 3,6% и 4,3% ежегодно и более чем удвоится к 2030 году. Это может сделать Индию третьим крупнейшим импортером нефти уже к 2025 году. Также сегодня Индия является четвертым в мире крупнейшим импортером газа. Прогнозируется,что к 2020 году потребности в газе будут оцениваться в 64−70 миллиардов кубометров ежегодно,причем,как и сегодня,около 70% этого объема Нью-Дели вынужден будет покупать.
Подобные прогнозы подтверждаются тем,что уже в 2013 году потребление газа в Индии составило чуть более 51 миллиарда кубометров. С учетом масштабов населения в 1,2 миллиарда человек,данный показатель неизбежно будет только многократно увеличиваться,так как в Индии до сих пор используется в качестве основного топлива мазут и уголь,при этом доля газа в потреблении не превышает 8%.
С учетом данных показателей,можно сделать вывод,что в среднесрочной перспективе одним из главных приоритетов во внешней политике Индии станет поиск альтернативных источников энергоресурсов. Сегодня около 70% потребляемых нефти и газа Индия импортирует из стран Персидского залива. Однако в силу конфликтов в Ираке и Сирии,результатом чего стала активизация деятельности«Исламского государства», регион становится все более рискованным местом для долгосрочных инвестиций в энергетические источники.
Таким образом,наиболее благоприятные условия для индийских инвесторов сохраняются в странах Центральной Азии,богатых энергоресурсами и ведущих многовекторную внешнюю политику. Тем не менее,несмотря на то,что центральноазиатский регион является одним из самых перспективных поставщиков энергии для Индии,перед Нью-Дели все еще стоит несколько ключевых проблем,связанных как с экономическими,так и политическими причинами.
Во-первых,наиболее проблемным фактором в энергетическом сотрудничестве между странами региона и Индией остается затрудненный географический доступ к сырьевым ресурсам Центральной Азии. Помимо географических ограничений,обусловленных сложностью прокладки газовых и нефтепроводов,у Нью-Дели весьма неоднозначные отношения с Пакистаном,который,в свою очередь,искусственно блокирует наземное транспортное сообщение между Индией и Афганистаном. При активной поддержке Пекина,Исламабад становится значительной региональной силой,с которой необходимо считаться. Полноценная поддержка Пакистана со стороны Китая уже была озвучена в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в апреле текущего года.
Во-вторых,в результате попыток укрепления собственных позиций в регионе,Индия неизбежно столкнется с пересечением интересов с ведущими глобальными державами,а именно с США,Россией и Китаем. Москва и Пекин являются стратегическими партнерами Нью-Дели в рамках деятельности группы БРИКС. Индия также поддерживает достаточно тесные дипломатические отношения с США,которые,тем не менее,были омрачены отдельными инцидентами,связанными с обвинениями в адрес индийских дипломатов в Соединенных Штатах,а также слухами касательно прослушки политических деятелей Индии со стороны американских спецслужб.
В любом случае,на сегодняшний день взаимный товарооборот между Индией и центральноазиатскими странами более чем далек от своего потенциала. По различным данным,сумма варьируется в пределах от 760 миллиона долларов до 1 миллиарда долларов США ежегодно. Для сравнения,товарооборот Индии с Китаем превышает данные показатели более чем в 100 раз. С экономической точки зрения,Индия достаточно поздно начала проводить активную инвестиционную политику в отношении региона. Большинство наиболее крупных экономических проектов были так или иначе реализованы с помощью китайских,российских,европейских,американских,арабских или других азиатских инвесторов.
При этом стоит отметить заинтересованность Нью-Дели в сотрудничестве в социальных сферах. Стратегия Индии в Центральной Азии«Central Asia Connect Policy» также предусматривает поддержку строительства современных больниц,университетов,центров по продвижению информационных технологий и электронных сетей. Позитивным опытом сотрудничества стало открытие в 2014 году военного госпиталя с новейшим оборудованием в Таджикистане,построенного при поддержке индийских инвесторов. Помимо инвестиций и финансовых консультаций,Индия готова поддержать Душанбе профессиональными кадрами. Таджикские СМИ ранее сообщали,что на протяжении ближайших двух лет 73 индийских специалиста будут обучать своих таджикских коллег работе с поставленным госпиталю современным оборудованием.
Не считая совместных индийско-центральноазиатских проектов в сфере здравоохранения,новая политика Нью-Дели в отношении региона также предполагает обеспечение работы различных образовательных центров,среди которых особенно выделяется проект создания Центральноазиатского университета в Бишкеке. Благодаря подобным проектам,Индия сможет развивать многостороннее партнерство в областях совместных научных исследований. Более того,в последние годы развитие индийской науки не просто отвечает мировым стандартам,но даже зачастую обгоняет и формирует их.
Ярчайшим примером может служить область развития медицины и фармацевтики. Уже сегодня Индия по объемам производства лекарств занимает третье место в мире,уступая лишь США и Европейскому Союзу. Согласно официальным заявлением индийского правительства,ситуация может измениться в обозримом будущем,и по планам Индия станет крупнейшим производителем лекарств в течении пяти лет,к 2020 году. Значительных успехов индийские ученые также добились в сфере разработок биотехнологий. Доля страны на мировом рынке биотехнологий составляет более 5% и будет только расти.
Помимо сфер здравоохранения и образования,Нью-Дели значительное внимание уделяет сферам IT-индустрии,сельского хозяйства,транспорта,туризма
Подводя итоги,можно сделать логический вывод,что в среднесрочной перспективе для Индии стратегически выгодно будет попытаться усилить собственные позиции в центральноазиатском регионе. Тем не менее,направление индийской внешней политики в Центральной Азии будет обусловлено пересечением взаимных интересов и дипломатических отношений с ведущими глобальными державами. Наиболее существенный диалог должен быть налажен,в первую очередь,с Россией и Китаем,для которых регион представляет собой жизненную ценность. Сущетвуют экспертные мнения,что,возможно,идеальным сценарием для Нью-Дели стало бы вступление в ШОС,что позволило бы южноазиатской державе увереннее отстаивать свои интересы на континенте. Так или иначе,помимо возможности вступления Индии в Шанхайскую Организацию Сотрудничества,ключевыми факторами внешнеполитической деятельности Индии в Центральной Азии останутся вопросы индийско-пакистанских отношений,что в немалой степени будет зависеть от отношений Нью-Дели с Пекином,а также уровень конфликтогенности в Афганистане и на Ближнем Востоке. То есть возможность более активного вхождения Индии в регион достаточно высока,но,впрочем,вопрос остается пока открытым.
Автор: Нуртас Джанибеков