На пороге войны: талибы готовятся к осаде Таджикистана
Борис Саводян
Из Таджикистана приходят очень тревожные новости. Вооруженные формирования движения «Талибан», продвигаясь по территории Афганистана, взяли под свой контроль почти 80% провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, сообщает ТАСС со ссылкой на представителя таджикских спецслужб. «В настоящее время отдельные отряды террористов приблизились к границе с Таджикистаном на расстояние нескольких километров, что не может не вызывать озабоченности у Душанбе», — цитирует агентство представителя таджикских спецслужб. По мнению заведующего центром изучения региональных конфликтов и Афганистана Косимшо Искандарова, сообщения о захвате талибами 80% территории провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, далеки от истины. В интервью «Радио Озоди» он подтвердил информацию о присутствии в Бадахшане, Кундузе и Тахаре групп боевиков, целью которых является дестабилизация ситуации на севере Афганистана. По его словам, «они перебрались в этот регион вместе со своими семьями из Северного Вазиристана в Пакистане». Косимшо Искандаров считает переброску групп террористов на север соседнего государства запланированной акцией, которая, по его предположению, имеет целью напугать Россию и Китай. «Но предположения о том, что они прорвут границу, не верны. И Россия, и страны Центральной Азии приняли меры безопасности. Важно то, что эти группы не смогут закрепиться на территории стран региона до тех пор, пока там не будет оппозиционных групп. Таких групп внутри нет», — отметил Искандаров. Представитель таджикских спецслужб считает, что у талибов пока нет намерения пересекать государственную границу с Таджикистаном. Тем не менее «в качестве превентивных мер на отдельных, наиболее уязвимых, участках создана вторая линия обороны силами подразделений вооруженных сил страны».
«Отдельными, наиболее уязвимыми, участками» можно признать часть Горного Бадахшана, Хатлонскую область и маршрут Тахар — Тавильдара — Гарм вдоль границы горных массивов Бадахшана. Самым уязвимым является Горный Бадахшан. Противостояние этого отсталого края с центральными властями Республики Таджикистан началось далеко не вчера. Ещё в начале девяностых, когда весь Таджикистан начала сотрясать гражданская война 1992-1997 годов, местные лидеры в Хороге, большей частью связанные с криминалом, хотели превратить эту область в независимое государство, которое будет жить по сугубо исламским законам с возможным введением судов шариата. Международные обозреватели и военные эксперты связывают события в Горном Бадахшане с явной активизацией в Афганистане боевых действий, связанных с давним афгано-пакистанским конфликтом, тлеющим на границах этих государств больше века. Его причиной является нерешенность пограничного вопроса между странами по так называемой линии Дюранда, никогда не признаваемой пуштунами. «Зона свободных племен» потому и была названа так англичанами, что афганцы в момент определения западных рубежей Британской Индии, куда входили нынешние Индия и Пакистан, не признавали никаких границ, кочуя со своими стадами по Сулеймановым горам и отрогам Гиндукуша сразу в двух странах.
С уходом Великобритании из Индии в 1947 году эти проблемы «по наследству» перешли к Пакистану и Афганистану. В 2007 году пакистанский Вазиристан стал своеобразным «государством талибов», постоянно подпитывающим боевые действия с миротворческими войсками ISAF и афганского правительства в восточных и юго-восточных провинциях Афганистана. Думается, что это обстоятельство является одной из причин усиления напряженности вокруг Горного Бадахшана. Обращает на себя внимание и появление в афганском Бадахшане новой «таджикской» вооруженной группировки «Ансар уль-Уллох». Эксперт по вопросам безопасности Ю. Е. Федоров дает ей такую характеристику: «Суть её в том, что небольшая группа, от нескольких десятков до двух-трех сотен человек, проникает извне на территорию страны, в которой планируется захват власти, создает базу в труднодоступной местности — в горах или джунглях, развертывает террористические действия, ведет пропагандистскую кампанию среди местного населения, постепенно расширяет контролируемый ею анклав, привлекает к себе население окружающих районов и оппозиционно настроенные элементы из других частей страны и в конечном итоге наносит поражение правительственным силам и захватывает страну».
События в Бадахшане так и остались бы событием, касающимся Таджикистана и Афганистана, если бы никак не затрагивали интересы нашей страны. 14 мая около 500 военнослужащих десантных войск России прибыли в Таджикистан для участия в военных маневрах стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Переброшенные накануне из Ивановской области на аэродром Душанбе, они преодолели более 200 км по маршруту Душанбе — Шаартуз (в 30 километрах от афганской границы) и сосредоточились на полигоне «Харбмайдон», сообщает управление пресс-службы Минобороны России. Десантники уже приступили к развертыванию пунктов управления и полевого лагеря. Совместные учения этой организации на этот раз начались внезапно, без предварительного предупреждения, чтобы показать степень готовности вооруженных сил этих стран к непредвиденным обстоятельствам. Как сообщает пресс-служба ОДКБ, часть сил и средств смешанным способом совершила перегруппировку на территории Таджикистана, где сосредоточились в районах предназначения. Контроль за ходом работы командования Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) осуществляет генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа совместно с оперативной группой Объединенного штаба ОДКБ. Они проинспектировали полигон «Харбмайдон» на юге Таджикистана, где развернут полевой лагерь и сосредоточены прибывшие контингенты КСОР. Он создан и оборудован совместно с личным составом российской 201-й военной базы, которая тоже интенсивно готовится к боям. Она усилена новой боевой техникой, пополнена личным составом и с бригадной структуры переведена на дивизионную.
Николай Бордюжа отметил хорошую подготовку частей и подразделений КСОР, которые в соответствии с планом проверки провели перегруппировку в течение полутора суток и были переброшены в Таджикистан. Всего в военных маневрах задействовано более 2,5 тыс. военнослужащих, около 200 единиц вооружения и военной техники (включая БТР и БМД), около 20 боевых самолетов и вертолетов и 30 воздушных судов военно-транспортной авиации. На марше передовые отряды и вертолеты армейской авиации вели разведку маршрутов, осуществлялась инженерная разведка. Отрабатывалось противодействие диверсионным группам и средствам авиационного нападения. На труднопроходимых участках дорог и горных перевалах разведывательные подразделения использовали беспилотные летательные аппараты для выявления возможных условных диверсионных групп и непреодолимых участков местности. Подразделения контингентов КСОР на маршах в реальном режиме времени обменивались информацией разведывательных подразделений и технических средств разведки, в том числе беспилотных летательных аппаратов.
СПРАВОЧНО
Вооруженные силы Таджикистана занимают 81-е место в обновленном рейтинге мощнейших армий мира (Global Firepower Index). В него вошли 126 стран мира. Составители рейтинга подсчитали, что на вооружении армии Таджикистана имеются 37 танков, 46 единиц прочей бронетехники, 10 единиц артиллерийских орудий, 3 единицы системы ракетных систем залпового огня. Кроме того, в распоряжении Вооруженных сил Таджикистана 25 самолетов, 15 транспортных самолетов и 4 тренировочных, а также 20 вертолетов и 6 ударных вертолетов.
Первая десятка самых мощных в военном отношении государств выглядит следующим образом: США, Россия, Китай, Индия, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Южная Корея и Япония. Последние места заняли Мали, Мозамбик, Сомали. Среди стран Центральной Азии наиболее мощной армией располагает Узбекистан, который занимает в рейтинге 54-е место. Казахстан находится на 66-м, Кыргызстан — на 78-м и Туркменистан на 90-м месте.
Борис Саводян — эксперт по Афганистану и Ирану (Москва), специально для ИА REGNUM