США стали торговать с курдами вокруг Ирана?
С недавних пор на Ближнем Востоке активизировались новейшие закулисные игры вокруг Курдского вопроса. Обратить внимание на топ-модерн в развитии усилий США и ряда других стран по «перезагрузке» региона заставило сообщение ряда курдских СМИ (с 2-дневним опозданием) о том, что 9 мая боевики террористической группировки «Исламское государство» (IS) в иракской провинции Ниневия казнили…13 своих же членов, но курдов по национальности. Якобы, казнённые настаивали на своём «повышении по службе», за что и поплатились жизнью. При этом курдские СМИ отмечали, что всё чаще поступают сообщения о том, что лидеры IS пытаются отстранить курдов и иракских арабов от руководящих должностей, потому что не могут доверять им в полной мере, и заменяют их иностранными джихадистами. Зная о средневековых нравах террористов-ваххабитов, вполне модно было бы и принять данную версию происходящего.
Но, во-первых, сложно проигнорировать обвинения в адрес Турции, Азербайджана и группировки IS в «геноциде курдов», озвученные, в сущности, членом турецкой же государственной машины, одним из руководителей муниципального совета курдонаселённой турецкой провинции Хаккяри (граничит с Арменией, Нахичеванью, Ираном и Ираком), курдом по национальности Локманом Оздемиром. Еще 18 августа 2014 г. он характеризовал IS как «инструмент уничтожения курдов», и этим инструментом сегодня «активно пользуются США, Израиль, страны арабского мира, Азербайджан и Турция». Эти государства вооружают боевиков «Исламского халифата», причем оружие «поступает ежедневно через территорию Турции». Турецкое правительство ничего не делает для борьбы с террористами, иные страны также хладнокровно наблюдают за «геноцидом курдов», который развернули экстремисты «Халифата», говорил Оздемир. И трагические события в иракском Синджаре (Шангале), в сирийских приграничных с Турцией городах Рас-аль-Айн, Айн-эль-Араб, Идлиб как будто бы подтверждали обвинения курдов из муниципального совета Хаккяри.
Во-вторых, известно, что в той или иной мере именно с момента агрессий отрядов IS в Ираке и Северной Сирии заметную роль в развитии ситуации на Ближнем Востоке начали играть Иран, ливанская партия «Хезболлах» и шиитские ополчения Ирака. При взрыве же ситуации в Йемене, где местные шииты фактически восстали не просто против президента-суннита, а против марионетки США и Саудовской Аравии, благодаря которому в этой стране Аравийского полуострова были созданы филиалы и «Аль-Каеды», и IS, вся картина начала выглядеть как некий сценарий, целью которого и является вовлечение Ирана в прямые боестолкновения в регионе, а затем — развязывание долгосрочного шиито-суннитского конфликта. А в Ираке было заметно, что руководство автономного Курдистана как бы уступило инициативу и в Эрбиле, и в Сулеймании иранским советникам.
С этих позиций казнь 13 курдских ваххабитских боевиков уже вряд ли можно воспринять как устранение «конкурентов за должности» — скорее, это больше похоже на «назидательное возмездие». За что? И тут приходит на ум лишь одно — сопоставить, в чём пытались США убедить руководство центрального правительства Ирака и руководителей автономного Курдистана на протяжении 4-5 последних лет и как на это реагировали Багдад и Эрбиль. Тут всё ясно — на территории Ирака, в том числе и в Курдистане, базировались антиправительственные иранские боевики из организации «Моджахеддин-э-Хальк», опекаемой спецслужбами США, а также антииранская курдская группировка PEJAK, находящаяся под крылом спецслужб Израиля. Тегеран же постоянно предупреждал Багдад и Эрбиль, что не потерпит, если с иракской территории будут осуществляться террористические атаки на Иран. Последний довольно часто на протяжении 10-15 лет по причине преследования террористов из «Моджахеддин-э-Хальк» и PEJAK вторгался в Ирак, в том числе и в Курдистан, порой углубляясь на 15-20 км от линии границ. В итоге и сами «пешмерга» автономного Курдистана, и силовые структуры Ирака предприняли ряд карательных акций против баз и учреждений «Моджахеддин-э-Хальк» и PEJAK, фактически разгромив их. Более того, 4 последних года американцы усиленно подталкивали курдов Ирака к объявлению о независимости без ареалов Мосула и Киркука — самых богатых нефтью и газом. Руководство автономного Курдистана же подобный вариант «зависимой» независимости явно не устраивал.
За два дня до казни курдов-исламистов, оказывается, некие «оппозиционные курды» из ранее неизвестной «Партии свободы Иранского Курдистана» начали ещё одну попытку «революции» в Иране. Повод похож на многие, использовавшиеся то там, то тут — самоубийство некой курдской женщины «Фариназ Хосравани, выбросившейся балкона отеля, когда иранский чиновник попытался ее изнасиловать». Замруководителя «Партии свободы Иранского Курдистана», некто Хусейн Язданпана в интервью ирако-курдскому агентству BasNews уже рисует иную версию — неудавшийся насильник был не чиновником, а «иранским офицером».
Далее в иранском Мехабаде — некогда центре так называемой «Мехабадской республики» курдов (с 22 января по 16 декабря 1946 г. под руководством клана Барзани, возглавляемым Мустафой Барзани) с поджога отеля начинаются массовые антиправительственные выступления. Причем с уже знакомым рефреном, который через несколько дней окончательно оформляется…в Эрбиле, где правит сейчас сын Мустафы Барзани — Масуд Барзани, в виде «Мы все — Фариназ». Знакомый почерк, не правда ли? Причем и ставленники США и Израиля в лице курдов, отозвавшихся на «призыв к справедливости» от «Партии свободы Иранского Курдистана», пытались разыграть в иранском Мехабаде типичный «киевский майдан». Вышеупомянутый Хусейн Язданпана строго-настрого «предупредил Тегеран не использовать силу против мирных демонстрантов в иранских городах Курдистана». А если, мол, иранцы «не послушают» курдов, то «пешмерга везде и ждут», чтобы развернуть вооружённую борьбу.
Но проблема оказалась в том, что Ираном руководят отнюдь не тщедушные олигархи, на которых в США имеются компроматы и чьи вклады хранятся в западных банках. Когда 10 мая в Эрбиле «барзаниевские» курды вышли на митинги в поддержку «курдской оппозиции» в иранском Мехабаде, силы безопасности Ирана и, по некоторым данным, сформированное из курдов некое спецподразделение «Егане вижэ», и подразделения Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) подавили протесты и рассеяли массовые скопления «курдских оппозиционеров».
Видимо, не обошлось без стрельбы. Курдские СМИ сообщают, что несколько жителей были ранены боевыми патронами, но боятся обращаться в больницы из-за страха быть арестованным. Один из них находится в критическом состоянии. Арестовано до 40 «оппозиционеров», их перевезли в Урмию, в Мехабаде ситуация стабилизировалась. События до боли напоминают ситуацию мая 2006 г. в Северном Иране, когда США и Турция спровоцировали иранских азербайджанцев на антиправительственные выступления, в том числе и вооружённые бунты, а известный ренегат профессор Махмуд Чехраганлы был даже «прислан» из США в Баку — «ждать успехов восставших», так сказать. Но, как видно, за прошедшие девять лет иранские силовые структуры не разучились приводить в чувства желающих играть роль инструментов в руках спецслужб США и Израиля.
Между тем сын генерала «Мехабадской республики» курдов — нынешний президент автономного Курдистана Масуд Барзани, как известно, только что завершил свой недельный визит в США и сейчас разъезжает по странам Евросоюза. Если анализировать сообщения из Вашингтона и, к примеру, из Будапешта (от 12 мая), то потомок мятежного Мустафы Барзани вновь говорит на Западе о скорой независимости Иракского Курдистана. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что правительство его страны поддерживает стремление народов к независимости, в том числе Курдистана в Ираке, который, по его словам, может сыграть роль стабилизатора на Ближнем Востоке.
Конечно, от Венгрии в вопросах «переформатирования» Ближнего Востока ничего не зависит — тут бы дождаться оглашения позиций Франции, Германии и Великобритании, чтобы понять, каким может быть консолидированное отношение ЕС к сегодняшним устремлениям Масуда Барзани и его клана. Однако пока известно лишь, что после Венгрии президент автономного Курдистана прибудет и в Чехию — тоже страна не того калибра, чтобы от неё что-то зависело в регионе, где ситуацию определяют региональные тяжеловесы Турция и Иран.
Информация же о пребывании Барзани в США весьма противоречивая. Сам глава Курдистана, в отсутствии которого члены его клана санкционировали антииранские манифестации «Мы все — Фариназ», говорит о полном успехе. И уверенно говорил, хоть и с оговоркой, о грядущей независимости. «Не могу подтвердить, будет ли это в будущем году или когда-либо ещё, но независимость Курдистана приближается», — заявил он, выступая в Атлантическом совете США. «Я хотел бы сообщить в этом послании народу Курдистана, что наша встреча в Белом доме была очень успешной», — сказал Барзани на приеме в Торговой палате в Вашингтоне. По его словам, США жёстко гарантировали Региональному правительству Курдистана (КРГ), что потребуют от центрального правительства Ирака предоставить оружие силам курдским «пешмерга».
Да, это проблема — прежний премьер-министр-шиит Ирака не исполнял этого обязательства, нынешний и тоже шиит — игнорирует. Неделей раньше до приезда Барзани в Вашингтон правительство США решило выделить $715 млн на помощь силам безопасности Ирака, борющимся против группировки IS, с условием, что 25% этих средств будут переданы непосредственно курдским и суннитским силам, участвующим в борьбе. Поэтому гарантии, озвученные американцами Барзани, — возможно, действительно серьезная цель визита. Однако, это и есть «очень успешная встреча в Белом доме»?
Оружия американцы Барзани не дали — вновь отправили в Багдад за 25% оружия, предназначенного для курдов. Тенденцию на независимость — как будто бы тоже не поддержали. Вице-президент США Джо Байден призвал Барзани сотрудничать с центральными властями, не упомянув о возможности независимости. «Оба руководителя согласились в необходимости тесного сотрудничества между правительством Ирака, региональными властями Курдистана и международной коалицией в продолжающейся борьбе против IS, в особенности в деле освобождении Мосула», — заявил Белый дом по итогам встречи. «США по-прежнему рассматривают Ирак единым, регулируемым инклюзивным образом и в интересах различных слоев населения Ирака»,- заявил пресс-секретарь Джош Эрнест. Белый дом объявил также, что главной темой американо-курдских переговоров была борьба с боевиками IS, а не независимость Курдистана.
А вот как высказался Пол Бремер, глава американской оккупационной администрации в Ираке в 2003-2004 гг.: «Я не думаю, что в настоящее время образование независимого Курдистана в американских или иракских интересах и, я бы даже сказал, в курдских интересах. Я думаю, что сейчас столько всего происходит в регионе, как сказал президент Барзани, что с этим вопросом лучше повременить». Тем не менее, Барзани продолжает настойчиво говорить, что Иракский Курдистан намерен провести референдум по вопросу самоопределения — мол, вот как только завершатся боевые действия против «Исламского халифата».
Частое упоминание в рамках данной темы группировки IS, курдов, Ирана и США вынуждает предположить, что и визит Барзани за океан, и «спонтанные бунты» курдов в иранском Мехабаде, и казнь 13 курдов-членов организации IS взаимосвязаны между собой некими невидимыми, но осязаемыми нитями. Уместно также вспомнить и об озвученном ещё 9 июля 2014 г. жёстком предупреждении МИД Ирана (на основе, кстати, соответствующих заявлений аятоллы Сейеда Али Хосейн Хаменеи) из уст замминистра иностранных дел Хоссейна Амир-Абдоллахияна: «План раздела Ирака был подготовлен в Израиле, и задача Ирана — помешать его осуществлению». Кстати, именно эта жёсткость Тегерана вынудила США в прошлом году в некоторых вопросах несколько отстраниться от безоговорочной поддержки Израиля в региональных вопросах. Однако сейчас Америка постепенно вступает в очередной предвыборный период — обе правящие партии США начали выдвижения своих кандидатов, пока только на праймериз, но «процесс пошёл». И это обстоятельство не может не отразиться и на внешней политике Белого дома, в том числе и на Ближнем Востоке. Но Иран для США — так сказать, «непреходящая ценность», и судьба ядерных переговоров «шестёрки» с Тегераном, судьба кулуарных консультаций (скорее всего, не только на прямых встречах госсекретаря Джона Керри с иранским главой МИД Мохаммадом Джавад Зарифом) по тем же Сирии и Йемену сейчас для любого политика в Вашингтоне куда более важны, чем ситуационные «обиды» того же Израиля.
Думается, что одной из рабочих версий о том, что же имело место на протяжении истекших дней мая нынешнего года на «курдском фронте», вполне может быть и такая. Клан Барзани решил всё-таки принять план США, и чтобы это американцам было наглядно заметно, «барзаниевцы» в Эрбиле и иранском Мехабаде синхронизировали акции «Мы все — Фариназ». То есть клан Барзани сказал Вашингтону, что, в случае чего, готов пожертвовать своими сторонниками и соплеменниками в Иране, лишь бы создать впечатление, что курды Ирана, проживающие в приграничье с Ираком, могут в будущем рассматриваться как перспективная антииранская «революционная масса».
Пока Масуд Барзани был в США, терпеливыми были и иранские власти. Однако, по всей вероятности, «торги» показались Вашингтону незначительными, и США выдвинули какие-то иные, повышенные требования к руководителю автономного Курдистана. В итоге не даны гарантии поддержки референдума о независимости и не даны вооружения, хотя во втором вопросе США как бы оставили возможность маневрировать и себе, и Барзани — мол, посмотрим, что у вас «получится в Иране». Но к моменту отъезда главы клана из США в Европу, видимо, уже «надоело ждать» иранцам — и последовали силовые акции по разгону «барзаниевцев» в Мехабаде, а зачинщиков было решено вывезти (не исключено, что и в качестве заложников… — для «своих торгов» с Барзани). В ответ американские марионетки из IS казнят 13 «много захотевших» курдов. Как бы назидательные превентивные высшие меры наказания, дабы Масуд Барзани в процессе не отказался бы от полученных в Вашингтоне «инструкций» и «советов».
Впрочем, учитывая фактор нахождения в Эрбиле и Сулеймании представителей иранских военных и спецслужб, нельзя исключать, что Барзани ехал в Штаты рисковать по заранее согласованному с Ираном плану. И регион имеет дело с некой совместной операцией спецслужб Ирана и Иракского Курдистана — допустим, перед готовящимися контрнаступательными действиями против IS. И тогда казнь 13 курдов — это показательный шаг США и их марионеток из IS, как демонстрация понимания угрозы того, что эти 13 казнённых или даже какие-то иные курды в рядах Халифата могли бы сыграть роль «пятой колонны» Ирана и курдских «пешмерга» во время контрнаступления на Мосул и ряд других ключевых пунктов в Северном Ираке.
В конце концов, не политический же самоубийца Масуд Барзани, чтобы оголтело ринуться исполнять заказы США по дестабилизации положения внутри Ирана. Он не может не понимать, что после вояжей в Штаты и Европу придётся возвращаться в Эрбиль и договариваться с Ираном — хотя бы об освобождении тех, кого увезли в Урмию.
Так или иначе, но описанные события красноречиво говорят о том, что «курдский вопрос» пока не стал самостоятельным геополитическим фактором на Ближнем Востоке, а значит — судьба курдов (даже и после референдума о независимости) будет зависеть от третьих стран.