Зачем МИД России пытается подключить США к Минскому формату?
Встреча глав внешнеполитических ведомств РФ и США в Сочи не только не дала никакого прорыва на «донбасском направлении», но и показала, что более чем за год кризиса МИД России так и не смог выработать реальной «дорожной карты» по его преодолению. Пока все держится на крайне шатких «Минских соглашениях», которые пока смогли только худо-бедно обеспечить прекращение широкомасштабных боевых действий между «народными республиками» и Киевом, хотя и это крайне шаткое и непоследовательное перемирие может быть нарушено в любой момент. Как оценивает верификацию соглашений сам глава МИД России Сергей Лавров?
«Мы сегодня оперировали общим критерием — докладами специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которая в целом делает свою работу профессионально, несмотря на то, что периодически украинские официальные лица публично обвиняют миссию в предвзятости. Думаю, что такое поведение — неадекватно задачам выполнения Минских договоренностей. Надеемся, что украинские власти сделали соответствующие выводы после обращений руководства ОБСЕ», — сказал Лавров на брифинге по итогам российско-американской встречи в Сочи. При этом глава российского внешнеполитического ведомства добавил: «Нарушения режима прекращения огня продолжаются. Нарушения договоренностей об отводе тяжелой техники также имеют место с обеих сторон. Когда-то чаще с одной стороны, когда-то чаще — с другой». Лавров также заявил, что нарушения режима прекращения огня на востоке Украины продолжаются, как и нарушается принцип отвода тяжелой артиллерии. То есть глава МИД России пусть и неохотно был вынужден признать один момент, о котором постоянно говорит ИА REGNUM: СММ ОБСЕ просто в силу своего сугубо гражданского формата не может обеспечить долговременного и устойчивого прекращения огня на линии разграничения в Донбассе.
Отрадно, что МИД России наконец признал этот факт. Но что дальше?
Сейчас Москва крайне заинтересована в сохранении перемирия в Донбассе и ищет любые пути, чтобы сохранить и развить «Минские соглашения». Ясно, что ЕС (прежде всего ФРГ и Франция) уже выработали практически все свои миротворческие возможности, и в Москве справедливо считают, что дальнейшая судьба перемирия в Донбассе невозможна без активного участия в этом вопросе Вашингтона (и речь идет не только о возможных поставках американских вооружений Киеву).
Еще до встречи в Сочи глава российского МИДа Лавров отметил, что вопрос о расширении «нормандской четверки» нужно адресовать инициатору формата — президенту Франции. При этом министр добавил, что если США поддерживают выполнение Минских договоренностей, то у них есть «колоссальный рычаг воздействия на ту сторону, которая их не выполняет, — именно на украинское правительство». В Киеве же заявили, что выступают за то, чтобы США были полноправным участником мирных переговоров. Более того, замглавы администрации президента Украины Валерий Чалый отметил, что Штаты и так фактически им уже являются: «Если раньше мы говорили о „нормандском формате“ как об участии Франции, Германии, России и Украины и лидеров этих стран, то уже в последнее время Ангела Меркель ездила к президенту Обаме и согласовывала позицию». По мнению Чалого, теперь это уже «представление не только позиций Франции и Германии, но и позиция Евросоюза, согласованная с Соединенными Штатами». По большому счету российское внешнеполитическое ведомство попыталось вернуться на год назад, в весну 2014 года к многим положениям так называемого женевского формата. Тогда этот формат провалился, в Донбассе начались полномасштабные боевые действия, и сейчас о нем помнят только эксперты. Но Вашингтон вполне ожидаемо решил не брать на себя никаких обязательств в рамках «минского процесса» и ограничился общими фразами о необходимости их соблюдения.
Демарш российской дипломатии в Сочи не привел к каким-либо положительным подвижкам на «украинском направлении». Наоборот, вопрос смягчения санкций в отношение РФ Вашингтон привязал к неукоснительному выполнению «Минских соглашений». Так как сейчас выполнить эти соглашения в полном объеме нереально (просто нет необходимых механизмов), России по факту сужают возможный коридор действий. Вашингтон, не связав себя никакими формальными обязательствами, явно отводит себе роль «независимого арбитра» в украинской ситуации.
Весьма вероятный срыв «Минска-2» и возобновление широкомасштабных боевых действий в Донбассе будут поданы США как провал совместных миротворческих инициатив РФ и ЕС. Судя по всему, накануне встречи в Сочи Москва во время визита канцлера ФРГ Меркель хотела выработать совместную позицию в отношении встречи Лаврова с Керри, но эта попытка не удалась.
Что сейчас может сделать российская дипломатия, чтобы все-таки окончательно не утратить внешнеполитическую инициативу на «донбасском» и более широком «украинском направлении»? В первую очередь это попытка выработать совместные с ФРГ и Францией дополнительные меры по поддержанию путь и хрупкого, но перемирия в Донбассе. Понятно, что прежний курс МИД России на расширение полномочий и численности СММ ОБСЕ (при всем уважении к этой миссии) оказался малопродуктивным.
Судя по всему, долго поддерживать даже такое шаткое перемирие на линии разграничения в Донбассе без развода сторон будет крайне проблематично. Также неясно, как МИД России видит реальный алгоритм выхода «народных республик» из экономической блокады.
И стоит еще раз обратить внимание на тот момент, о котором ИА REGNUM писало не раз: без радикального изменения подходов МИД России (в первую очередь усиления аналитической работы и прогнозирования ситуации) к работе на «украинском направлении» прорывов или даже сохранения нынешнего status quo ждать сложно.