Архиепископ Паргев: «Если ты не христианин — ты уже не армянин»
На вопросы ИА REGNUM отвечает глава Арцахской епархии Армянской апостольской церкви
ИА REGNUM: Ваше Высокопреосвященство, в Нагорном Карабахе прошли очередные парламентские выборы. Для церковной истории, которая оперирует веками и тысячелетиями — это незначительное событие, но оно очень важно для вашей молодой Республики и паствы, которую вы окормляете. Как бы вы оценили итоги избирательной кампании?
Архиепископ Паргев: Я считаю, что это крайне необходимое дело с точки зрения демократии. Должно быть волеизъявление народа. И наш народ 3 мая — по нашему календарю это праздник Явления Креста, который случился в 353 году в Иерусалиме — пришел на выборы. Если вы успели заметить, у нас все выборы, парламентские или президентские, носят праздничный характер. Они у нас абсолютно прозрачные. Народ у нас дисциплинированный и независимый. Каждый по своему вкусу выбирает. И это хорошо, конечно. Мы должны иметь новый парламент, для того, чтобы показать миру, что мы непризнанное, но государство, со всеми атрибутами и структурами, со своим законодательством — и парламент в этом плане нам просто необходим. Без него невозможно существование государства. Так что для нас выборы, конечно, важное событие.
ИА REGNUM: Скажите, а в жизни депутатов парламента Нагорного Карабаха есть место для веры и архипастыря?
Конечно, есть. Вы знаете, у нас 33 депутата и это не случайно. Спикер наш, Ашот Гулян, является членом Епархиального совета Арцахской епархии. Премьер-министр тоже. Это наши родные чада нашей Армянской церкви. Они крещенные, они христиане. Они принимают участие в жизнедеятельности епархии — как государственные мужи и в то же самое время как родные чада нашей Церкви. Мы тоже со своей стороны всегда готовы оказать посильную помощь нашему государству. Ведь в конце концов, это же и мое государство, и моя Родина, я тоже сын этого народа. Я церковник, ну и что, я гражданин. Думаю, что мы все сообща должны помогать друг другу и направлять наше общество по правильному пути. Мы все несем ответственность за наш народ. Одни с экономической точки зрения, другие с военной, политической, мы — с духовной.
ИА REGNUM: Есть законы человеческие и есть законы Божьи. Как Божьи законы отражаются на законодательной деятельности парламента?
Мы обращаемся к президенту, депутатам и говорим: давайте поменяем женский праздник с 8 марта на 8 сентября, день Рождения Богородицы. И наш парламент дал согласие. Депутаты, которых избрали сегодня, примут соответствующий закон. И у нас женский день будет 8 сентября, а не 8 марта. Это как перевернуть парадигму на 180 градусов. Есть и другие праздники, которые, будучи церковными, несут для нас национальную нагрузку. Наш парламент готов принимать их для более лучшего духовного воспитания общества.
ИА REGNUM: В основании любого государства всегда лежат какие-то ценности. Что находится в фундаменте Нагорного Карабаха?
Христианские ценности! Традиционные, древние, армянские и именно христианские ценности. И карабахский народ не состоялся бы без христианства. В нашей истории есть такой святой — Месроп Маштоц. Он в V веке нашей эры воссоздал или восстановил недостающие элементы древнего армянского алфавита. И он тогда произнес потрясающие слова: Армянин — Христианин. То есть, если ты армянин — это тождественно быть христианином, а если ты не христианин — ты уже не армянин. Для армянина христианство является неотъемлемой частью. Жизнь, быт, уклад — все должно быть абсолютно христианским, если хочешь себя считать истинным армянином. Если не христианин, для нас он уже не армянин. Все, однозначно. Поэтому, что армяне в Карабахе, что в России, что в Америке, что в Армении… Прежде всего основа — наша христианская культура, наши религиозные ценности.
ИА REGNUM: Вера — неосязаема. Но осязаемыми бывают воплощения веры, ее проявления, то, что мы иногда называем христианской мистикой. Какие наиболее важные мистические явления переживало молодое Карабахское государство?
Когда была эта страшная и неравная война в 1991 — 1994 годах, то чувствовался поразительный дух наших добровольцев. Тогда все мы были добровольцами, армии же не было, армия появилась после освобождения Шуши, когда создали единый командующий центр, я имею в виду 7 мая 1992 года. Взятие Шуши — это, конечно, блестящая военная операция и просто чудо. По обычной логике невозможно было подниматься в горы, когда тебя в упор расстреливают, да еще идти по трассе прямой, когда тебя противник видит воочию, идти смело на смерть, чтобы победить и жить. Так оно и получилось. Все понимают, что в этом есть чудесный промысел Божий. И самое главное. Когда в 1988 году началось в Карабахе национальное движение, мы пытались делать все законным образом и по законам Советского Союза, не боясь репрессий со стороны Москвы — эта отвага, которая была у народа, но она просто так не появляется. Все понимали, что она сверхъестественная и нам была дана с небес. Эта осязаемая вера, осязаемая для всех. Было очень много чудесных свидетельств и после войны. Наш президент Бако Саакян недавно рассказывал. Поехали они в Гадрутский район, он посетил свое село, там живет один человек. Война, разруха, все уехали. Деревенский родник девять лет как иссяк. Президент вместе с министром обороны и районным главой помолились. Рядом проходил пастух, президент купил маленького ягненка у него и сделал жертвоприношение ради восстановления села. Через три месяца глава района говорит, вы знаете, на следующий день после жертвоприношения засохший родник снова забил и до сих пор бьет ключом. И президент говорит: «Вот иди скажи, что это не чудо».
ИА REGNUM: Что подтверждает вашу уверенность в правильности строительства государственности Нагорного Карабаха?
В 1985 году мои два друга молились и постились в Карабахе. Им явилась Богородица и показала, что храмы будут открыты, мы воссоединимся с Арменией. И я поверил в это видение и всегда им вдохновлял наш народ. Да, будет война, но откроются храмы и мы одержим победу с Божьей помощью. А Богородица — это наш Покров. Все так и произошло: Господь сказал — Господь исполнил. Мы должны верить и претворять это в жизнь. Много таких примеров еще было. Но первое случилось в июле 1985 года. А я услышал пророчество в отношении себя, был дьяконом — стану предводителем Арцаха. Я говорю, может лет через 25-30? А все произошло через три года молниеносным образом.
ИА REGNUM: Армянская апостольская церковь доминирует в вашем государстве. Но вы лояльны и дружелюбны по отношению к другим Церквям. С чем это связано?
Давайте вспомним, что и в Шуше, и в Степанакерте были не только наши храмы. Действовали, например, русские церкви. Понятно, что во время войны все это порушили. У нас есть русская община. Я обратился к Русской православной церкви и предложил — пускай русский священник окормляет эту паству. А мы готовы помочь. Конечно, мы могли бы сами их окормлять, но если есть возможность, чтобы был родной священник, православный, пусть он служит. Я поговорил с президентом и мэром Степанакерта, мы нашли землю для постройки нового русского храма, он будет построен. Больше скажу. Если бы у нас сейчас была бы в Арцахе мусульманская община — почему им не иметь свою мечеть? Это нормально. Если бы были иудеи — пускай будет у них синагога. Извините, мы, армяне, разбросаны по всему миру, однако у нас есть храмы в России, Иране, Турции, Сирии, Греции, где угодно. У нас есть право на свои храмы, представители других конфессий тоже должны иметь свои молельни.
ИА REGNUM: Как духовный лидер и пастырь своего народа вы не можете не обращать внимание на то, что происходит в мире. А дела такие, что заставляют задуматься, не последние ли времена приходят. В первую очередь, на Ближнем Востоке, где распространяется джихад и захватывает существующие государства, сметает правительства, уничтожает древние христианские общины. К чему все это ведет?
Я в июле прошлого года составил небольшой сборник. Тридцать лет искал неясные места в Библии. Кто такой Антихрист, кто такие Гог и Магог и что ждет нас в будущем. Слава Богу, нашел. На тот момент, когда я ее писал, я не предполагал, что появится «Исламское государство». Хотя в этой книге есть древние пророчества… В Библии про арабов написана такая фраза — это дикий осёл, который рушит и крушит все на своем пути. То, что мы сегодня видим. Они ведь не только христиан убивают, они убивают и мусульман, арабов и курдов, езидов, кого угодно. В пророчествах есть небольшой отрывок. С двух сторон, дельты Нила и Саудовской Аравии, арабы пойдут на Израиль и будет исход Израиля. Арабы порушат Ближний Восток. Южная Европа, особенно Сицилия будет превращена в пустыню. Но потом появится армянский царь Левон, местоблюститель Бога в Киликии, сейчас это на территории Турции, арабы ничего не смогут сделать с ним. До тех пор пока не воцарится в мире тоже наместник Бога, грек — царь Иоанн, который будет править тридцать пять лет, и он накажет арабов. Хотя до этого арабы разрушат Персидскую империю, третью империю по пророчеству Даниила. Четвертая империя — это Европейская, ее уничтожит Антихрист. Это вкратце, что нас ожидает. Все это очень тревожно, однако я думаю: чем крепче будет наша вера, тем более спасительной она будет для всего мира, не только для христиан, для всех людей.
ИА REGNUM: Есть и другие экспертные оценки. В частности, некоторые аналитики в Ватикане предполагают, что христианство на Ближнем Востоке и Кавказе сохранится лишь в Армении и Иране. Что думаете?
Вполне возможно. Такой вариант развития событий очень логичен. Но думаю, что не только в Армении, но и в Грузии христианство сохранится.
ИА REGNUM: А что ждет Турцию?
По всем пророчествам и по всем политическим прогнозам Турцию ждет полный развал. Согласно греческим святым, она на четыре части будет расколота. По тем пророчествам, что я вижу, Константинополь будет освобожден, но он будет передан грекам. Чтобы между семью европейскими народами не было грызни и конфликта.
ИА REGNUM: 23-24 апреля Армянская апостольская церковь совершила акт канонизации 1,5 миллионов жертв Геноцида армян 1915 года. Это небывалое событие в истории христианства. В чем вы видите сакральный смысл этого таинства?
Я думаю, что вот эти мученики за веру и за Отечество, то, что они стойко пошли на заклание — это свидетельство преданности своей вере и Богу. У Господа они давно уже святые. Мы просто канонизировали. И теперь мы смело можем не оплакивать их, не поминальные службы проводить, а молить их и просить этих новомучеников, которые теперь становятся нашими ходатаями, и будут помогать нам с небес. Я думаю, что после этого большие пласты сдвинутся в мире, добрые и нравственные, не только для нас, а для всего мира.
Видеозапись интервью вы можете увидеть на сайте Kreml.tv по адресу http://kreml.tv/2015/05/06/pargev/