Европровал на евросаммите: Украина и ЕС
На саммите Украина — Евросоюз, который состоялся 27 апреля в Киеве, украинское руководство в лице президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Арсения Яценюка гордилось собой так, что даже предложило считать этот 17-й по счету (с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС в 1994 году) саммит «первым в новой Украине». Дескать, до «евромайдана» все только говорили о возвращении в «евролоно», а мы теперь туда входим с головой. «Это первый саммит после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Я бы его назвал саммитом солидарности и ассоциации», — сказал украинский президент.
Более того, Порошенко так «пёрло» от собственной значимости и переполняющих его надежд, что он заявил: «Мы амбициозны в своих планах и вере и именно поэтому декларируем, что через 5 лет мы должны обеспечить эффективную имплементацию соглашения об ассоциации и достичь условий, необходимых для подачи заявки на членство в ЕС. Стратегическим ориентиром наших стремлений к преобразованию является перспектива членства в Европейском союзе. Это — ключевая цель, ради которой проводятся реформы, это ключевая цель нашей программы „Стратегия-2020“, и убедительная поддержка этого курса гражданами постоянно подтверждается опросами общественного мнения».
По его мнению, это так реально, что даже звездочки на флаге ЕС во время саммита видны ярче — так все украинцы поголовно хотят в ЕС, а евроустремления их едины, как никогда ранее. Яценюк от президента не отставал и пообещал всем, что через пару лет «украинский язык станет официальным рабочим языком в ЕС». Для этого ЕС только должен поднатужиться и дать его правительству немного денег, чтобы «запустить в Украине правильные реформы». Чтобы все было хорошо и с выполнением Украиной своих обязательств в обеспечении энергетической безопасности Европы, и с проведением этих самых «правильных реформ».
Но именно в этом месте лица президента Европейского союза Дональда Туска и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера заметно поскучнели. И стало понятно, почему в Киев на саммит не приехала их формальная подчиненная — верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини. Если Туск и Юнкер не могут не освящать такие мероприятия по должности, то Могерини надо заниматься конкретикой. И ей некогда расшаркиваться на всяких протокольных и бессмысленных с точки зрения результатов мероприятиях. Вот она и поехала к Генсеку ООН Пан Ги Муну решать проблемы беженцев из Африки в Европу, у берегов которой они в последнее время тонут особо массово.
А саммит Украина — ЕС однозначно можно назвать провальным с точки зрения конкретных результатов. Обещаниями вожделенных украинским президентом «солидарности и ассоциации» со стороны Европы всё и закончилось. Первоначально саммит анонсировался как мероприятие, посвященное проведению всего комплекса необходимых Украине реформ как в экономике, так и в политической сфере и госстроительстве, в частности конституционной реформы, реформы по децентрализации, борьбы с коррупцией, судебной системы, реструктуризации энергетического сектора и улучшения бизнес-климата. Отдельно анонсировался вопрос направления миротворческой миссии ЕС в Донбасс в рамках, разумеется, общей европомощи Украине в урегулировании конфликта в Донбассе и соблюдения «Минских соглашений-2».
А совместным заявлением по итогам саммита Украина была резко опущена на землю. Всего указанного выше на саммите стороны коснулись, но все свелось лишь к констатации, что «что-то начато, но нуждается в развитии и углублении». А на самом деле оказался прав глава комитета Госдумы России по международным делам Алексей Пушков, который перед мероприятием провидчески и со знанием дела написал в своем микроблоге в Twitter: «Саммит ЕС — Украина станет не саммитом слияния и восторга, а саммитом требований к Киеву. В ЕС все более недовольны его политикой».
Даже проведение всесторонних экономических и политических реформ отошло как-то в тень. На проведение реформ было обещано выделить еще 1,8 млрд евро. Но потом, когда станет понятно, куда пойдут деньги. Провален вопрос предоставления безвизового режима гражданам Украины: Киев не выполнил план мероприятий по внедрению этого положения в жизнь. Отказано Киеву и в предоставлении дополнительных вооружений от ЕС и НАТО. Накануне саммита президент Словакии Андрей Киска четко высказал общую позицию ЕС и альянса: «Никто не может запретить Украине покупать оружие в рамках двусторонних отношений. Это ее свободный выбор и выбор государства, которое ей это оружие продает. Совершенно точно, что и Евросоюз, у которого нет такого инструмента (для поставок оружия — ред.), и НАТО как единая структура ни к чему такому не должны подключаться».
Главное же требование ЕС к Киеву — безоговорочное выполнение «Минских соглашений-2». По всем пунктам: от необходимости поддержания режима прекращения огня до освобождения пленных, обмена задержанными и проведения конституционной реформы на Украине с учетом ситуации в Донбассе и децентрализации государственного устройства страны. И фактически осталась без удовлетворения главная просьба Украины — о введении в зону гражданской войны в Донбассе миротворческой военной полицейской миссии ЕС. По словам Порошенко, ЕС только пообещал «рассмотреть этот вопрос и помочь в этом». Однако глава Еврокомиссии Юнкер был категоричен: Евросоюз может послать в Донбасс свою миссию, чтобы изучить проблему обеспечения европейской безопасности". «Но то будет оценочная миссия, а не военная. Она поможет миссии ОБСЕ», — сказал он и таким образом похоронил планы Киева по втягиванию Европы в военный конфликт в Донбассе.
В общем, саммит Украина — ЕС в Киеве только подтвердил те две причины, по которым Украина в обозримом будущем не станет членом ни НАТО, ни ЕС, и по которым от нее «устает» Запад, что Европа, что даже США, являющиеся главным куратором происходящих в этой стране перемен. И это не происходит не потому, что в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, как известно, нет пункта о членстве. Все гораздо прозаичнее и прагматичнее — Украина не выполняет того, под что ее «затачивали» на Майдане-2013/2014.
Во-первых, после так называемого евромайдана, под который был замаскирован банальный госпереворот на западные деньги и для обеспечения западных интересов, прошло больше года, а Украина так и не стала примерным и образцовым «светочем рыночных реформ и демократии». Не было выполнено ничего из того, что было декларировано под огнем «коктейлей Молотова» и в крови избиваемых правоохранителей и манифестантов. Нет ни рыночных реформ, ни демократии. Наоборот — страна погрязла в еще большей коррупции и внешних долгах, оказалась на грани международного дефолта и внутреннего олигархического передела собственности и сфер влияния, а повсеместный политический террор, расправы над инакомыслящими стали нормами политической жизни. Не говоря уже о том, что «национальное возрождение Украины» подменяется строительством этнократии — «украинской Украины» с возрождением неонацизма, ксенофобии и расовой нетерпимости.
Во-вторых, Киев оказался неспособным выполнить даже военные задачи по разгрому самопровозглашенных ДНР и ЛНР в Донбассе и зачистке этих территорий на границе с Россией для использования их в интересах США и НАТО. ДНР и ЛНР не побеждены, территория не зачищена, даже Россия полноценно не втянута в конфликт, что ставит под удар международные санкции, которые под давлением США ввели многие их сателлиты, а теперь жалеют об этом. Особенно в Европе, где первую скрипку в этом проявлении недовольства все больше играет Германия.
Украина, таким образом, медленно, но уверенно превращается в некую «мертвую зону», кормить которую Западу становится накладнее с каждым днем. И саммит в Киеве должен был подтолкнуть Украину. С одной стороны, продемонстрировать, что Запад по-прежнему с Киевом. Однако, с другой — дать понять, что если Киев не будет ничего делать, то вскоре он может остаться один на один со всеми своими проблемами. В Брюсселе явно надеются, что если в Киеве это поймут, то начнут хоть что-то делать более решительно и последовательно.
Наивные жители Евросоюза… Президент Порошенко не скрывал, чем он доволен больше всего из того мизера, что ему удалось получить. В совместном заявлении сказано, что Россией должна быть освобождена «героиня украинского народа» Надежда Савченко. И что санкции против России будут продолжены, если не прекратится её «агрессия» против Украины. Т.е. заявлена типичная украинская позиция: это ничего, что у нас коровы нет, главное — чтобы корова у соседа сдохла, а уж мы этому поможем.