Католическая церковь в США просит Конгресс одобрить новое рамочное соглашение по предотвращению разработки Ираном ядерного оружия

Председатель комитета Конференции католических епископов США (USCCB) за международному мир и справедливость епископ Оскар Канту обратился к американским конгрессменам с просьбой поддержать подписанное в Лозанне рамочное соглашение по урегулированию ядерной программы Ирана и не «подрывать» эту сделку между Тегераном и «шестеркой» посредников. «Мы приветствуем этот шаг США и их международных партнеров», который позволяет предотвратить «неприемлемые» решения Тегерана по разработке ядерного оружия, заявил епископ. По его мнению, альтернативой соглашению станет конфронтация, которая способна «привести к вооруженному конфликту», передает американское католическое информагентство Catholic News Agency. Поводом для реакции Канту стали действия некоторых конгрессменов, которые «стремятся подорвать переговорный процесс» или сделать его реализацию более трудной. Речь о законопроекте Коркера-Менендеса, который в случае его принятия даст Конгрессу 60 дней для изучения любой договоренности, достигнутой с Ираном по поводу его ядерной программы, во время которого президент США Барак Обама не сможет наложить вето в отношении санкций против Тегерана. В настоящее время законопроект «завис» в Комитете по иностранным делам Сената, а инициаторами его выступили 21 сенатор, в том числе семь демократов.

Вопреки позиции американских парламентариев, которые публично «не доверяют» Тегерану, американский католический епископат считает, что Исламская Республика должна получить шанс. Да, говорит епископ Канту, «как мы уже отмечали в прошлом, угрозы Ирана в адрес своих соседей, особенно Израиля, способствовали нестабильности в регионе», но «мы надеемся, что соглашение станет первым шагом в обеспечении большей стабильности и диалога на Ближнем Востоке». Аргументацию в редакционной статье разворачивает американская католическая газета National Catholic Reporter. По мнению издания, переговоры в Лозанне показали, что сейчас появилось то, чего не было раньше, а именно — «партнер в Иране», которым является иранский президент Хасан Роухани и который доказал за последний год, что «имеет политическое влияние для спасения сделки от противодействия сторонников жесткой линии в его стране». Это «ограниченное соглашение» сосредоточено исключительно на ядерном оружии и не есть «панацея от всех проблем на неспокойном Ближнем Востоке или между Ираном и союзниками США и самим Вашингтоном». Поэтому следует предотвратить одобрение законопроекта Коркера-Менендеса, поскольку Роухани и так знает, что Конгресс не в состоянии признать — у американского парламента нет мускулов, поэтому иранский президент может получить то, чего он хочет — отмены экономических санкций — в рамках Европейского союза и ООН, отчего шоу Конгресса является бравадой и ослаблением позиций США, а не укрепления их".

Святой престол не просто занимает оборону, но и атакует сам. Лозаннские соглашения многие политологи называют пакетными, однако их противники делают акцент только на том, что на слуху — опасности ядерных программ. Ватикан в ответ разыгрывает эту карту, расширяя круг потенциальных участников и не ограничиваясь одним Ираном. На днях в Нью-Йорке прошло совещание на тему «Ядерное оружие и моральный компас», организованное Институтом глобальной безопасности (США) в сотрудничестве с миссией Святого престола при ООН, в котором наряду с политиками и экспертами приняли участие также представители религиозных конфессий. Постоянный представитель Святого престола при ООН архиепископ Бернардито Ауса в своем выступлении подчеркнул, что «страны, обладающие ядерным оружием, не только не были разоружены, но и модернизировали свой ядерный арсенал. Государства, которые не имели такого оружия, овладели им. Самое страшное однако то, что ядерное оружие может стать инструментом террористических организаций и экстремистов». Ватикан последовательно ведет эту линию, причем, папа Римский Франциск делает ее одной из своих дипломатических приоритетов. В декабре прошлого года Святой престол призвал к полному ядерному разоружению на Венской конференции, посвященной гуманитарному аспекту использования ядерного оружия. В январе понтифик во время выступления перед корпусом послов объявил, что ядерное разоружение для него является главной целью наряду с проблемой изменения климата, а на Пасху он публично поддержал переговоры в Лозанне.

Важным партнером Святого престола в данной сфере эксперты называют сотрудников администрации Обамы. Прежде всего, это Роуз Геттемюллер, заместитель госсекретаря США по вопросам контроля за вооружениями и международной безопасностью и католик по вероисповеданию. В начале этого года она впервые посетил Ватикан, чтобы обсудить вопросы нераспространения, после чего, пишет американский журнал Time, в конце марта Госдепартамент пригласил Святой престол принять участие в качестве наблюдателя в новой инициативе по контролю за процессом разоружения (о ней было объявлено в Праге в декабре 2014 года) — Международном партнерстве по верификации ядерного разоружения. Наконец, недавно Геттемюллер вновь посетила Ватикан в компании с Мадлен Кридон из Национальной администрации по ядерной безопасности США. По словам заместителя госсекретаря, у Святого престола есть «огромное моральное» право и «позитивное влияние» в вопросах, которые относятся к ядерному сдерживанию и программам разоружения в целом. Все это выглядит как «корректировочный огонь» накануне важного события — конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая пройдет в Нью-Йорке с 27 апреля по 22 мая. Итальянский католический портал Vatican insider в этой связи отмечает, что важным пунктом конференции не может не стать «нынешняя попытка достичь соглашения по иранской ядерной проблеме», которая способна дать «новый импульс к разоружению арсеналов различных стран», в том числе «с учетом тех — как Пакистан, Индия, Израиль, Северная Корея — которые не присоединились к Договору».

Из перечисленного изданием набора стран наибольший интерес в связи с Ираном вызывает Израиль, учитывая, что премьер Биньямин Нетаньяху выстроил свой внешнеполитический курс, который привел к серьезному «похолоданию» в отношениях с Белым домом, на опасности иранской ядерной программы. Более того, Нетаньяху внес раскол в американскую элиту, когда сделал ставку на Конгресс в части противодействия внешней политики Обамы-Керри на Ближнем Востоке. Сейчас многие израильские эксперты заявляют, что Иерусалим «станет постепенно дрейфовать в сторону Москвы», которая может «выступить в роли гаранта со стороны Ирана как в сохранении его безопасности, так и признания Тегераном Израиля как государства». События на Ближнем Востоке набирают такую динамику, что исключать ничего нельзя.