Чего хочет Киев от «правильных» миротворцев
Анализ боевых действий 11-16 апреля 2015 года
Истекшая неделя в Донбассе, уже ожидаемо для всех внешних наблюдателей, привела к эскалации противостояния. «Горячие точки» прошлого периода — Широкино, Пески, Спартак, пригороды Горловки и район Бахмутской трассы окончательно разгорелись, превратившись в участки полномасштабных боевых действий. Наиболее угрожающая ситуация в период 11-16 апреля сложилась в пригородах Донецка — посёлках Пески и Спартак.
На данном направлении украинские войска 14 апреля провели полномасштабную разведку боем, которая вызвала оперативный кризис на данном участке и даже вынудила ВСН задействовать оперативные резервы. Нападение на Спартак и Пески, которое было проведено по всем правилам военной науки, показало новые подходы к ведению боевых действий со стороны ВСУ и продемонстрировало изменившиеся подходы в планировании наступательных операций со стороны командования украинскими силами. Именно такой рисунок ведения боевых действий — быстрая разведка боем, охват позиции, массированное подавление артиллерией и миномётами опорных пунктов, зачистка местности, судя по всему, и будет выбран доминирующим в последующих операциях украинской армии против ВСН. Операция 14 апреля была проведена со стороны ВСУ именно в таком стиле, и лишь быстрое реагирование на угрозы и своевременный ввод резервов со стороны ВСН позволили армии Новороссии не упустить инициативу на этом важном участке фронта.
Однако основные события прошлой недели, как и в предыдущие два месяца перемирия «Минск-2», происходили в тылу обеих сторон конфликта и в международной плоскости попыток его урегулирования. Переговоры относительно мирного урегулирования, прошедшие 13 апреля 2015 года в Берлине и проводившиеся в «нормандском» формате (ЕС + Россия + Украина), выявили очевидное: украинская сторона уже давно рассматривает процесс минского мирного урегулирования исключительно как передышку между обострениями боевых действий и использует паузу для накопления сил, подготовки новобранцев и выстраивания эффективной системы управления войсками.
Кроме того, одним из существенных элементов военно-политического плана украинской стороны является желание скорейшей интернационализации донбасского конфликта, которая должна осуществляться в результате ввода на территорию Донбасса «правильных» миротворцев. Такие миротворцы призваны обеспечить по факту односторонний контроль за ВСН, который и позволит Украине спокойно произвести подготовку к будущему наступлению и в перспективе разгромить ВСН одним мощным и стремительным ударом — по образу и подобию сценария операции «Буря», проведенной Хорватией против Сербской Краины в 1995 году.
Другим сценарием использования миротворцев в Донбассе, как и прежде, остаётся возможный удар (или провокация данного удара с российской стороны) на северной границе Крыма — либо же совместная операция вооружённых сил Молдавии и Украины в Приднестровье, о возможности которой уже практически открытым текстом заявил президент Пётр Порошенко. Однако, поскольку совместные военные структуры «корневого» ЕС, который в рамках «нормандского» формата представлен Германией и Францией, достаточно слабы, а европейские страны не горят желанием «таскать каштаны из огня» для выполнения весьма авантюрных планов Киева, вопрос ввода европейских миротворцев ожидаемо не нашёл никакой поддержки на переговорах в Берлине.
К сожалению, это абсолютно не означает того, что ввод миротворцев в Донбасс в удобном для Украины формате снят с повестки дня. Поскольку сам по себе «нормандский» формат оставляет за рамкой участие США в украинском конфликте и не учитывает отдельных американских действий, которые как раз и направлены на управляемую интернационализацию и эскалацию конфликта, с обязательным вовлечением в него России, причём в наиболее неприятной для России конфигурации.
Действия США на текущем этапе как раз и направлены на то, чтобы, с одной стороны, добиться такой эскалации и максимального расширения конфликта, но, с другой стороны, не потерять управляемость Украиной и украинской военной машиной в результате экономического кризиса, либо тяжёлого военного поражения в Донбассе, сравнимого, а то и превосходящего разгромы под Изварино, Иловайском или Дебальцево. И в этом плане столкновение под Спартаком и даёт достаточную пищу для размышления.
Как уже указывалось неоднократно в наших военных обзорах, основной стратегической слабостью ВСН являются трудности с мобилизацией и подготовкой резерва. Связано это с тем, что собственные мобилизационные потенциалы Украины и Новороссии соотносятся, как 10:1, в силу чего украинская сторона может легко «разменивать» живую силу даже в весьма неблагоприятных для себя пропорциях, проигрывая тактические бои, но постепенно истощая ВСН. Задача ВСУ при таком построении военной операции в Донбассе — постоянно поддерживать ситуацию в состоянии «тлеющего» конфликта с просчитанными обострениями со своей стороны, которые, с одной стороны, страхуют ВСУ от катастрофических поражений, но, в случае успеха, позволяют шаг за шагом накапливать оперативные преимущества.
Судя по оперативным утечкам из украинского Генштаба, за последний месяц со стороны США и стран НАТО были предприняты чёткие шаги по выстраиванию управляющих структур, параллельных существующему Генштабу ВСУ. В частности, опубликованный список из 60 военных специалистов (включающий и полковников, и подполковников из весьма специфических структур стран НАТО, например, службы раннего предупреждения о ракетной атаке NORAD), свидетельствует о том, что США и возглавляемые ими структуры стран НАТО уже вплотную занялись «усилением» командных структур украинской армии привлечёнными специалистами, которые призваны обеспечить чёткое планирование операций и достижение ими заданных целей.
Кроме того, на прошлой неделе началась и переброска одной батальонной тактической группы американских войск на полигон во Львовской области, которая осуществляется как с баз в Восточной Европе, так и с территории самих США. Официальное прикрытие данной операции — совместные учения Украины и стран НАТО, которые запланированы на территории Украины.Однако, судя по комплектации данной БТГ, речь скорее идёт о разворачивании постоянно действующего учебного центра для целей подготовки младшего и среднего командного состава ВСУ для будущего противостояния в Донбассе.
Весна. Грачи прилетели. Через неделю-другую ландшафт Донбасса окончательно покроется «зелёнкой» — и малые штурмовые группы ВСУ начнут раз за разом прощупывать оборону народных республик, в полном соответствии с американским планом ведения войны. Только вот не получится у них шаг за шагом перемалывать ВСН в изнурительной войне на истощение, т.к. перемалывать будут их.