Персы в Белом доме: кто и как влияет на политику США в отношении Ирана?
У госсекретаря Керри зять — иранец
Белый дом опубликовал список высокопоставленных американских чиновников, которые присутствовали на пресс-конференции президента США Барака Обамы 2 апреля. Все они имели доступ к деталям переговорного процесса Ирана с «шестёркой». В этом списке оказалась американка иранского происхождения Сахар Ноуруззаде (Nowruzzadeh), сообщает портал Asr-e Iran. Ноуруззаде — выпускница Университета Джорджа Вашингтона по специальности «международная экономика» (2005 год) и Мэрилендского университета в Колледж-Парке по специальности «Ближний Восток» (2007 год), в 2009-м вступила в Национальный ирано-американский совет (National Iranian American Council, NIAC). С 2005 по 2014 год Ноуруззаде занимала должность аналитика в Государственном департаменте США, а затем перебралась в Совет национальной безопасности.
Национальный ирано-американский совет зарегистрирован в США как учреждение, не получающее прибылей (освобождённое государством от уплаты налогов), основной целью которого является юридическая поддержка в сохранении за американцами иранского происхождения политических прав в рамках Конституции США. СМИ называют Совет самой заметной из иранских лоббистских групп в США, которая занимается вопросом санкций в отношении Ирана. Организация была основана американским резидентом иранского происхождения Тритой Парси (Trita Parsi), которому приписывают сомнительные знакомства. Например, дружбу с Бобом Неем, конгрессменом, отбывавшим срок по обвинению в коррупции в 2007 году, который, по слухам, под воздействием Парси превратился из яростного критика исламской республики в сторонника отмены антииранских санкций. Фактически Совет начал свою работу в 2002 году. Это было второе начинание Парси по созданию лоббистских организаций в США.
Согласно источникам, усилия американских бизнесменов по налаживанию ирано-американских отношений для возвращения на рынок ИРИ начали прилагаться еще в 1997 году, создавая возможности для появления лоббистских групп. Для создания благоприятного имиджа в глазах американцев было принято решение не указывать в качестве цели создания организации лоббирование снятия санкций США против Ирана. Вместо этого провозглашалась защита интересов иранцев, проживающих в США. После консультаций с единомышленниками Трита Парси решил создать еще одну организацию, которая должна была лоббировать международно-политические вопросы. Совет продумывал фандрайзинговую политику, чтобы не подвергать риску свою репутацию. Например, не принимать более определенного уровня пожертвований от компаний, которые могут быть непопулярны в Иране. В результате активности основателя ресурса Iranian Lobby Хасана Даиольэслама (Daeiolislam) открылась переписка Парси с нынешним министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом (Mohammad Javad Zarif), в то время представителем Ирана при ООН. Самого основателя ресурса, жёстко критикующего Парси, подозревают в принадлежности к Организации моджахедов иранского народа (People's Mujahedin of Iran), в прошлом террористической группировке, ныне базирующейся в США и Ираке и лоббирующей смену режима в Иране. Сами моджахедины жалуются на атаки со стороны агентов ИРИ, которые собирают информацию о деятельности организации для того, чтобы скомпрометировать её перед западными борцами за права человека.
Как пишет Asr-e Iran со ссылкой на «Аль-Арабийя», против Сахар Ноуруззаде развернулась активная кампания в стенах Белого дома. Ей якобы вменяется в вину создание «протегеранского лобби» в СНБ и деятельность в интересах исламской республики. Противники Ирана в США поспешили тут же окрестить Национальный ирано-американский совет «организацией, действующей в интересах Тегерана в Соединённых Штатах». В качестве доказательства сотрудничества сайт breitbart.com приводит статьи за авторством Ноуруззаде, опубликованные на интернет-ресурсах Совета. Членом другого объединения — Совета национальной безопасности США (СНБ) Ноуруззаде является с 2014 года. По некоторым данным, она выступает в качестве советника Барака Обамы по иранским вопросам. Сахар владеет персидским, арабским и английским языками в совершенстве, а также немного испанским.
Помимо неё, в Белом доме работает ещё одна американка иранского происхождения. Должность личного секретаря Обамы занимает Фарьяль Гавашири (Farial Gavashiri). Asr-e Iran отмечает также, что дочь госсекретаря США Джона Керри Ванесса состоит в браке с гражданином Ирана врачом Бехрузом Гаванахидом (Behruz Gavanahid) и до момента вступления отца в должность госсекретаря носила фамилию мужа. После того как Керри стал госсекретарём, Ванесса поменяла фамилию на девичью якобы под давлением американских высокопоставленных чиновников. Известно также, что Ванесса с супругом неоднократно посещали Иран до вступления в брак в 2009 году.