Ватиканско-польский интерес в Белой Руси
Одной из наиболее влиятельных сил, осуществляющих вестернизацию белорусского общества и правящего класса, является Ватикан
Недавно по приглашению белорусских властей Минск посетил с официальным визитом Государственный секретарь Ватикана кардинал
Госсекретарь Святого престола встретился с президентом
В свою очередь Государственный секретарь Святого престола заявил, что Ватикан готов принять с визитом президента РБ, сообщил о намерениях стать своеобразной площадкой в нормализации отношений между РБ и ЕС и высказал уверенность, что взаимоотношения Белоруссии и Ватикана будут активно развиваться. Также во время своего визита Пьетро Паролин заявил, что Святой престол может оказать поддержку налаживанию отношений между Белоруссией и Западом.
Подобная поддержка, плюс поддержка оказывавшаяся представительством Суверенного военного Мальтийского ордена в РБ — Александр Лукашенко прямо заявлял на встрече с послом ордена Паулем Фридрихом фон Фурхерром, что рассчитывает на более активную роль католической церкви в налаживании отношений между Белоруссией и Европой — уже приносят определенные плоды. Сегодня идейно-мировоззренческие предпочтения придворной челяди президента Лукашенко и чуткого к самым причудливым веяниям белорусского чиновничества по-тихому замыкаются через Ватикан на Польшу. В том числе и потому, что значительная часть деятелей, формирующих культурно-смысловой ландшафт Республики Беларусь, а также некоторые чиновники и силовики вдохновлялись католическими духовниками-поляками.
Способствует этому и «светская» работа соответствующих структур и служб самой Польши. Еще в начале 2000-х гг. приняты законопроекты о репатриации этнической диаспоры поляков в Казахстане (рассчитанные на пять лет, с бюджетными ассигнованиями свыше 12 млн. долларов). Для Белоруссии (и Украины) подобные законопроекты были заморожены. Вместо них с начала 2000-х гг. разрабатываются меры стимуляции проникновения этнических поляков в руководящие органы (для «элиты»), а в конце 2000-х гг. принята карта поляка (для масс).
Официально государственных чиновников Белоруссии заставляют сдавать «карту поляка» под угрозой увольнения — в соответствии вступившими в силу с 11 февраля 2012 года поправками в закон Республики Беларусь «О государственной службе». При этом, согласно заявлению активиста и одного из лидеров Союза поляков на Беларуси
Польша ежегодно финансирует информационные ресурсы белорусской оппозиции на сумму, превышающую 500 тысяч долларов. Финансирование на деятельность, связанную с помощью «демократическим силам Белоруссии», по данным сайта министерства иностранных дел Польши на март 2012 года, распространяется на такие структуры как, портал «Хартия-97» (более 100 тысяч долларов), «Белорусское историческое общество» (около 70 тысяч долларов), Фонд «Свобода и демократия» (около 140 тысяч долларов), общества «Восточноевропейский демократический центр» (около 130 тысяч долларов), «Белорусское общество Роберта Шумана» (около 70 тысяч долларов) и «Бюро солидарности с демократической Беларусью» (около 85 тысяч долларов).
О том, что «Беларусь возвращается в круг интересов польской политики», белорусские оппозиционеры радостно провозгласили на весь мир 4 декабря 2014 года, когда впервые в истории, в польском парламенте прошли специальные слушания по Белоруссии. (Стороны договорились, что такие встречи будут проводиться на постоянной основе, иметь утвержденный порядок дня и определенные вопросы). Изображать белорусскую сторону на заседании в Комитете по международным делам Сейма Польши были приглашены руководители и представители финансируемых польскими властями СМИ (вроде директора телеканала «Белсат» Агнешки Ромашевской), белорусской диаспоры Польши, а также белорусских прозападных оппозиционных партий и организаций. Включая проживающего в Лондоне
«Белорусский вопрос — это важный элемент польской политики», — подчеркнул пан Тышкевич. «Вознесение на высший уровень связей с демократической оппозицией в Белоруссии, также должно вознести в общественном восприятии белорусский вопрос — как неслыханно важное дело», — пояснил глава Комитета по международным делам Сейма и добавил, — «мы хотим, чтобы Беларусь была частью нашего европейского соседства».
Интереснейший момент — с польской стороны в дискуссии принимали участие представители весьма разных политических структур. Тем не менее, белорусский вопрос объединил даже политических противников и антагонистов! При этом польским политикам и дипломатам прекрасно известен реальный потенциал белорусских т.н. оппозиционеров, их политическая импотентность, серость и ничтожность. И электоральный рейтинг, который уже третье десятилетие подряд колеблется в районе статистической погрешности.
Именно поэтому они активнейшим образом развивают контакты и с белорусским чиновничеством. Например, на этом же мероприятии на вопрос о польской политике в отношении Белоруссии представители официальной Варшавы заявили, что она концентрируется на «использовании всех имеющихся возможностей, в том, что касается контактов в социальной и экономической сферах».
Зачем же тогда поляки делают вид, что считаются не только с представителями власти, но и с подобной оппозицией? И зачем тогда она им вообще нужна? Причину следует искать в постепенном исчезновении разницы в идейном плане между записными оппозиционерами-западниками и функционерами режима, уже открыто и безо всякого преувеличения культивирующими в Белоруссии смердяковщину на госуровне. Подается это, разумеется, как европеизаторский прорыв. В нынешних условиях у Запада нет особой необходимости в содержании белорусской оппозиции — при возможности сотрудничать напрямую с чиновниками, чья прозападная позиция зачастую на деле мало чем отличается от того, что декларируют на словах содержащиеся Западом оппозиционеры.
Поэтому сегодня роль настоящего посредника между Западом и официальным Минском берут на себя не белорусские псевдооппозиционеры, а Ватикан и его структуры. Причины этого довольно точно сформулировал Юрий Георгиев, отмечающий: «Особенно много новых адептов костел сможет собрать среди молодежи. С одной стороны, молодые белорусы сегодня находятся в идеологическом вакууме. Не желая отождествлять себя с серым государственным официозом и избегая все же достаточно скомпрометировавшей себя правой оппозиции, все чаще они ищут себя в религии. С другой стороны, жесткий экономический кризис, поразивший страну, также толкает людей на поиски некой альтернативы, в том числе и духовной… Тип „белоруса вестернизированного“ начал создаваться во многом искусственно, через формирование моды для „продвинутых“, семинары и западные программы. Сегодня такой тип составляет незначительное меньшинство, но вследствие того, что негосударственные СМИ в Белоруссии находятся в руках именно этих людей, а также благодаря социальным сетям присутствие белоруса-западника в обществе становится весьма ощутимым. Ввиду дискредитации оппозиционных партий католический костел наряду с неправительственными организациями становится серьезной организационной площадкой в этой среде».