Украина: оппозиция вроде бы есть, а веры ей нет
В последние дни на Украине проявляет активность и наращивает своё присутствие в информационном пространстве партия «Оппозиционный блок» («ОБ»). И это не удивительно, а вполне закономерно.
Потому что, во-первых, с каждым днём все очевиднее становится раскол в правящей коалиции между двумя её главными депозитариями — пропрезидентской партией «Блок Петра Порошенко» («БПП») и партией премьер-министра Арсения Яценюка «Народный фронт» («НФ»). Место «НФ», максимально ослабив, а то и вообще вытолкнув его за пределы политического поля, стремятся занять партии «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового, Радикальная партия Олега Ляшко и партия Юлии Тимошенко «Батькивщина». Последние три партии — миноритарии в коалиции, которые хотят обязательно стать держателями-мажоритариями и влиять на всё происходящее в стране: иметь свои кадры в правительстве, дерибанить собственность и сферы влияния, иметь доступ к финансовым потокам и кредитным ресурсам.
Во-вторых, наряду с правящими партиями своё плечо президенту Порошенко хочет подставить и «ОБ». Он — оппозиция, что называется, разрешенная, нужная для показательной демократизации фасада киевской власти. На прошедших в октябре прошлого года «ОБ» занял четвертое место и стал единственной оппозиционной силой в новой Верховной раде только потому, что новому киевскому режиму нужно было придать хотя бы видимость демократичности. Поэтому власть, пришедшая после госпереворота на Майдане в феврале 2014 года, остановила свой выбор не на Компартии Украины, которая решительно и бескомпромиссно осудила Майдан и вмешательство в украинские дела извне, а на более гибком и знакомом «ОБ».
Все дело в том, что состоит эта партия из бывших членов Партии регионов, которая была политической опорой свергнутого президента Виктора Януковича. И создан «ОБ» бывшим главой администрации президента Сергеем Лёвочкиным, которого Янукович обвинил в предательстве и содействии перевороту на Майдане. И это чистая правда: Лёвочкин вместо того, чтобы защищать «шефа», делал всё, чтобы Майдан победил, а Украина «выбрала Европу и ЕС, а не Россию и ТС». Там, на Западе, его основные капиталы и активы, и местонахождение кошелька определило его политическую ориентацию — Евросоюз вместо Таможенного союза. За это власть и её кураторы и отблагодарили Левочкина — прохождением его «ОБ» в Раду.
Сегодня «ОБ» уже презентовал «теневое правительство» во главе с Борисом Колесниковым, еще одним видным «регионалом» времен Януковича, экс-вице-премьером в кабинете экс-премьера Николая Азарова. А сам Лёвочкин заявил, что готов возглавить правительство в случае отставки Яценюка. А пока выступает за роспуск и досрочные перевыборы нынешней Рады на том основании, что она является «парламентом войны».
Свою деятельность «ОБ» собирается строить, ясное дело, на тотальной критике социально-экономического положения, в котором оказалась Украина, и ответственность за которое возлагается на правительство Яценюка. Это очень выгодный и беспроигрышный фон, на котором любой, кто его отрицает, будет выглядеть и «спасителем нации», и «реформатором». Поэтому «ОБ», не мудрствуя лукаво, взял на вооружение главный лозунг своих предшественников-"регионалов" — стабилизация ситуации любой ценой. С этим лозунгом в 2010 году Янукович победил «оранжевых» и Виктора Ющенко. С ним же «ОБ» Лёвочкина хочет сначала, типа, поддержать Порошенко, а потом и убрать его с пути. Вообще. В интервью интернет-ресурсу «Украина.ру» Колесников уже заявил, что выступает за избрание президента в парламенте, а не на всенародных выборах. Это — однозначно курс на превращение Украины в парламентско-президентскую республику с максимально ослабленной властью президента.
Со слов Лёвочкина и Колесникова стали известны три «кита», на которых собирается строить свою работу «ОБ». Все они просты, как угол дома, потому что отрицают всё то, что делает сегодняшняя власть. Первый — это обязательный мир в Донбассе. Если киевский режим ещё надеется с помощью внешних помощников и кураторов силой подавить мятежный регион, то «обэшники» — однозначно за мир. Потому что он, правильно, принесёт в страну стабильность. «Без мира не будет никакой стабильности. Мир решает как минимум две проблемы. Самая главная из них: перестают гибнуть люди. Как мирные жители юго-востока, так и военные украинских вооруженных сил. Это самое главное. Запускаем Донбасс. Люди получают зарплату, люди получают пенсии, люди получают налоги и экспортную валютную выручку, что стабилизирует курс гривны и очень быстро», — уверен Колесников.
Второй «кит» — фактически возврат к прежней многовекторности курса Украины, который позволял ей, играя на противоречиях партнёров, брать нужное и на Западе, и в России и странах СНГ. Колесников заговорил об «открытых рынках» как главном условии экономического возрождения страны путем привлечения нужных средств и технологий со всех сторон. «Открытые для всего мира. Все хотят уровня жизни ЕС. Но ЕС шёл к этому уровню жизни начиная с 1948-1949 годов. Налоги были минимальны, был общий рынок… И все рынки были открыты. Должны быть рынки открыты и Европейского союза, и Таможенного союза, и главное — Северной Америки и Юго-Восточной Азии», — сказал Колесников на презентации «теневого» кабинета.
И, наконец, «ОБ», похоже, не прочь оседлать третий, самый спорный тренд современной Украины — призывы к её децентрализации и ослаблению власти центра. Президент Порошенко на первом заседании созданной конституционной комиссии, которая должна подготовить проект новой Конституции страны, 6 апреля текущего года уже заявил, что Украина была и останется унитарной. А Колесников на прошлой неделе предложил принцип децентрализации, универсальный для всех регионов Украины, а не только Донбасса. «Если особый статус для Донбасса — это путь к миру, то его нужно предоставить немедленно. Но в Конституции такой статус должен быть записан для всех 25 административно-территориальных субъектов. Таким образом, они все могут развиваться эффективно. Тем самым мы подвигаем власть, действительно, ближе к народу и снимаем все моменты по коррупции, потому что на местах видна каждая гривна», — сказал Колесников «Украина.Ру».
По общему мнению, такая программа деятельности «ОБ» действительно является привлекательной для многих в стране. Однако есть у новоявленных оппозиционеров два огромных минуса, которые сильно подтачивают их потенцию. В сравнении с той же Партией регионов, которая в знакомой ситуации развала и хаоса пришла на смену «оранжевым» революционерам Ющенко. Во-первых, у «регионалов», так азартно преданных «ОБ», был, что называется, раскрученный лидер — Виктор Янукович, который хоть был «сбитым лётчиком» времён «оранжевой революции» 2004 года, но олицетворял собой нужды целого региона — Донбасса. И это к нему в 2005 году пришёл на поклон Ющенко, спасаясь от амбиций Юлии Тимошенко, а не Лёвочкин с Колесниковым пошли «подставлять плечо» Порошенко. Стартовые условия изначально разные: у Януковича просили помощи, а Лёвочкин и Колесников сами просят разрешения помочь и поделиться властью.
Во-вторых, остается нерешенным вопрос доверия новым оппозиционерам, их способность до конца отстаивать задекларированные принципы. Разрешенный властью «ОБ», судя по всему, и впредь хочет быть, условно говоря, «оппозицией её величества, а не его величеству». То есть работать в координатах, заданных после госпереворота, а не менять их кардинально как являющиеся главной причиной и плачевного социально-экономического состояния страны, и гражданской войны в Донбассе. «Обэшники» хотят усовершенствовать «гангрену», а не лечить её. И эта позиция делает «ОБ» понятным всей Украине, но лишает базового электората в Донбассе и на всем юго-востоке Украины.
Первый значительный бой власти «ОБ» мог бы и даже собирается дать на местных выборах, намеченных на Украине на осень текущего года. Однако даже в мятежном Донбассе, в самопровозглашенных ДНР и ЛНР, «обэшники» собираются избираться исключительно по украинским законам. «Везде, где выборы будут проходить по законам Украины, мы готовы в них участвовать. Могут быть любые договорённости, которые обеспечивают демократическую процедуру выборов. Но если абсолютно все признают, что Донбасс — это Украина. Выборы должны пройти по закону, который примет парламент Украины, пускай согласованный на основе Минских договоренностей», — уже заявил Колесников.
Но ДНР и ЛНР уже заявили, что признают только те украинские законы и те изменения в Конституцию, которые гарантируют им их новый, отвоеванный в боях статус. И Донбасс не собирается ждать подачки или смиряться с принципом «унитарности Украины», о котором, напоминаю, говорил Порошенко. А это означает, что «ОБ» ничего не «светит» на выборах ни в Донбассе, ни в других регионах. Донбасс не станет им опорой, а в других регионах уже «обэшники» ничего не смогут изменить, если неизменными останутся украинские законы. Впрочем, стать чем-то большим, чем карманная оппозиция и ширма для функционирования антиукраинской по сути власти в Украине, «ОБ» ещё может. Если сам выйдет из-за ширмы и сменит принципы соглашательства и меркантильного угодничества. Время для этого есть всегда, а вот веры в это у многих нет…