«Канаде пора менять риторику»
Трения из-за двух официальных языков, убийство сына консула в США и высылка иностранных рабочих: обзор прессы Канады за неделю
Федеральное правительство Канады обязано использовать два официальных языка — английский и французский — даже в критических ситуациях, таких, например, как стрельба в парламенте страны, произошедшая 22 октября. К такому заключению пришла Комиссия по официальным языкам в своем официальном предварительном рапорте, сообщает Radio Canada. Расследование Комиссии проводилось по поводу реакции Министерства общественной безопасности на события, потрясшие столицу страны, Оттаву, прошедшей осенью. Тогда исламский радикал ворвался в законодательный орган страны, предварительно убив часового у Мемориала павшим близ парламента, и после перестрелки был убит стражами порядка. Выяснилось, что первый сигнал тревоги, переданный после начала перестрелки был написан по-английски. Это шокировало депутата от партии нео-демократов Канады, Ивон Годин (Yvon Godin). Этот депутат от Нового Брансуика (New Brunswick ) подал по этому поводу жалобу председателю комиссии, Грахаму Фразеру (Graham Fraser), который, после изучения обстоятельств дела, пришел к выводу о правоте парламентария.
По мнению главы Комиссии, Министерство безопасности «нарушило свои лингвистические обязательства». Потому что «необходимо, особенно в критических и исключительных ситуациях, чтобы сообщения были ясными, эффективными… одновременно на двух официальных языках», — говорится в предварительном заключении Комиссии. В связи с этим Министерство безопасности Канады должно, на основании существующих данных, предпринять собственное расследование и закончить его к июню 2015 года.
По мнению депутата Годин, «нет никакого смысла во время сигналов об опасности давать их только на английском языке и предлагать франкоговорящим жителям страны подождать перевода». Депутат добавляет, что сегодня, как никогда «все должно быть на двух государственных языках, а если это не так, то происходит тотальное нарушение закона!».
Сигнал тревоги, который стал причиной разбирательств на самом высшем уровне, был произведен Центром операций при правительстве, подчиняющемся министерству общественной безопасности. Пресс-секретарь министерства, Жан-Поль Дюваль (Jean Paul Duval) делает акцент на том, что у Центра нет прямых контактов с гражданами, в то время как остальные подразделения министерства «взаимодействуют с жителями страны в полном соответствии с языковым законодательством Канады». Комиссия по официальным языкам, в лице своего председателя, отмечает, что «отправка изначального электронного письма только на английском языке может спровоцировать тяжелые последствия, повредить пониманию директив и причинить большие проблемы в стрессовой ситуации, вызвать, например, панику».
По мнению же депутата Годин, факт того, что министерство отказывалось признать, что поступило в противоречии с законом, показывать необходимость большой работы по улучшению работы ведомственных учреждений Канады. «Сколько нам еще жалоб нужно принести, чтобы Министерство, наконец, поняло» — задается вопросом депутат. Он уверен, что необходимо буквально «чтобы они (чиновники — прим. ИА REGNUM) вбили себе в голову, что в стране есть два официальных языка».
Сигнал об опасности, вызвавший нарекания депутатов из-за того, что был выпущен только на английском языке, обращался к сотрудникам Парламента и всем, кто находился в здании, и призывал их забаррикадироваться в помещениях и не подходить к окнам. Сигнал передавался в течение тридцати минут, пока стрелок Мишель Зехаф-Бибо, убивший капрала Натана Сирила (Nathan Cirill) у монумента погибшим воинам Канады, и намеревавшийся устроить террористический акт в парламенте, не был застрелен, в свою очередь, сотрудником охраны. В момент трагических событий полиция предполагала, что у стрелка-одиночки есть сообщники, которые могут присоединиться к нему в любую минуту. Центр столицы страны, Оттавы, был полностью оцеплен по периметру, и панические слухи, передает Radio Canada, ходили по всему городу.
«Вместо того, чтобы дать им возможности… мы набираем каждые четыре года новых»
Крупнейшее франкоязычное издание Канады, La Presse, на этой неделе пишет о решении правительства выслать из страны десятки иностранных рабочих. «Все они обязаны покинуть Канаду на этой же неделе, поскольку разрешение на работу у тех, кто пробыл в стране больше четырех лет, истекло», — передает издание. В 2011 году кабинет-министров, сформированный консерваторами, выбрал именно апрель 2015 года как последнюю черту для неквалифицированных или малоквалифицированных иностранных рабочих. Единственным выходом для них было — стать постоянными резидентами Канады, или вернуться домой. В результате, в одной только Альберте (провинция Канады — прим. ИА REGNUM) 10 тысяч временных рабочих подали прошения о том, чтобы остаться в Канаде.
Министерство иммиграции Канады не обнародовало данные по числу рабочих, которые должны покинуть страну в результате этого решения правительства, но эксперты — передает издание — оценивают их «в десятки тысяч». Ричард Кюрланд (Richard Kurland), адвокат по иммиграционному праву, подтверждает, что рабочие, получившие юридическую помощь, «нашли способы остаться и после указанного срока, чтобы подать документы на получение статуса постоянного резидента Канады». В то же время, многие рабочие не смогли этого сделать, потому что у них не было доступа к помощи квалифицированного адвоката, специализирующегося на иммиграции. Со своей стороны, адвокат Ванесса Рутлей (Vanessa Routley), адвокат из Торонто, критикует в комментарии La Рresse решение властей.
«Лимит в четыре года направлен, совершенно несправедливо, против тех рабочих, которые зарабатывают меньше всего, и такие кадры, как инженеры, например, не будут затронуты решением об уезде из страны» — говорит она. Добавляя, что «канадское общество…. вместо того, чтобы предлагать иностранным рабочим, которые трудятся хорошо, верный путь к документам постоянного резидента, — что позволило бы им и дальше заниматься работой, которой больше никто не хочет заниматься, — меняет одну когорту таких рабочих на другую каждые четыре года».
Министр иммиграции Канады, Крис Александр (Chris Alexander) заявил, что «программа временных иностранных рабочих», была призвана, в первую очередь «при нести пользу гражданам Канады». Он утверждает, что постоянных резидентов в стране никогда не было так много.
Пресс-секретарь Новой Демократической Партии Канады по вопросам иммиграции, Дженни Симмс (Jenny Simms) подтверждает, что истечение срока, данного властями, может заставить иностранных рабочих просто «начать прятаться, чтобы жить в нелегальных условиях и не быть высланными из страны».
Что же касается представителей бизнеса, то канадская Федерация независимых предприятий потребовала от правительства пересмотреть свою позицию, касающуюся ограничения срока пребывания иностранной рабочей силы на территории страны. По мнению бизнесменов, эти рабочие — в основном занятые в ресторанах, мелкой торговле, отелях, — очень востребованы в Канаде. «У нас всегда будет необходимость в рабочих во многих секторах экономики, и этот спрос мы никогда не сможем заполнить местными кадрами» — утверждает вице-президент Федерации, Мартин Хебер (Martine Hébert). Организация требует отмены разделения между рабочими с низкой квалификацией и остальными, поскольку это создает условия дискриминации для первой категории, и дает больше шансов второй стать постоянными резидентами Канады.
Другая тема этой недели, освещается изданиями La Presse, Metro, Le journal de Montreal и другими печатными и аудиовизуальными средствами Канады, — трагический инцидент в США, во время которого был убит сын консула Канады в Майами. Подросток 17-и лет был застрелен, а его брат — задержан полицией. Сам консул, Германо Вабафиебазу (Germano Wabafiyebazu) в заявлении перед канадскими журналистами защитил память сына, сказав, что его сыновья «не были испорченными детьми». В то же время, по данным полиции США, Жан и Марк, сыновья консула, могли быть связаны с чем-то, «похожим на передачу наркотиков». Жан, которому было 17 лет, был, по данным местной прессы, вооружен, когда состоялась перестрелка. Его брат, 15-летний Марк, находился вне здания, в котором раздавались выстрелы, и поэтому сумел выжить.
Консул Канады в Майями, выступивший с заявлением, говорит следующее: «Я не знаю, сколько детей курят марихуану, но их очень много». По мнению канадской прессы, это ясно дает понять, что консул признает «отношение наркотиков к делу своего сына». Консул объясняет происходящее тем, что его сыновья «просто пошли в одно место в Майями, где поведение людей очень агрессивно». «Я не вижу причин, которые бы оправдали убийство из-за непонимания по поводу цены, качества или еще чего-то (марихуаны — прим. ИА REGNUM). Но то, что случилось, случилось. Это беда», — заканчивает объяснения Германо Вабафиебазу.
Консул очень сомневается в том, что его сын Марк был на самом деле вооружен, по причине его «природе интроверта»". Другой сын, Жан, обладал, по словам отца, «взрывным темпераментом» и родители не могли контролировать то, что он делал во время их отсутствия. В то же время, у юноши никогда не было никаких трений с полицией.
Господин Германо Вабафиебазу подтверждает информацию о том, что не жил с семьей, в то же время, общаясь с детьми.
Другое издание, Le Devoir, посвящает материал на первой полосе переговорам относительно иранского ядерного досье и предполагаемой роли России в этих переговорах. Как дает понять канадская газета, ключи решения находятся в руках России, способной убедить Иран на те или иные шаги. Несмотря на то, что к предполагаемой дате окончания переговоров (ночь с 31 марта на 1 апреля — прим. ИА REGNUM) никакого официального решения вынесено не было, пишет Le Devoir, министр иностранных дел России Сергей Лавров выражает надежду, что «принципиальное соглашение о ключевых моментах досье» было все-таки достигнуто. Цитируемый изданием, Лавров заявляет, что «…. с относительной уверенностью можно сказать, что на уровне министерств мы достигли принципиального соглашения по всем ключевым моментам досье, и это будет подтверждено на бумаге в течение нескольких часов или дней начиная с этого момента». Американские и иранские переговорщики, в свою очередь, отмечают «хороший прогресс», достигнутый в переговорах, но добавляют, что «все вопросы не были урегулированы».
Главная цель переговоров, считает канадское издание, была «получить гарантии того, что Иран, чья атомная программа беспокоит международную общественность» с начала 2000-хх годов, не станет искать возможность обзавестись атомным оружием… в обмен на понижение уровня санкций, которые душат экономику страны". Среди важных и весьма чувствительных моментов переговоров — продолжительность соглашения. Иран твердо стоял на позиции того, что его атомное производство могут регулярно проверять в течение 10 лет, другие стороны переговоров настаивали на 15 годах. Иранцы, отмечает издание, «хотели бы как можно быстрее увидеть отмены санкции, которые считают унизительными и несправедливыми». Напомним, что Канада, как и США, являлась активной сторонницей экономических и дипломатических санкций против Ирана за предполагаемое стремление властей этой страны обзавестись атомным оружием.
«За что их наградил Путин?»
Газета La Presse задается вопросом, за что президент России, Владимир Путин, наградил некоторые воинские части России. Несмотря на то, что глава Российской Федерации вручил частям награды за героизм, проявленный во время Второй Мировой Войны, пишет издание, «многие эксперты рассматривают этот жест, как признание по умолчанию вовлечения русской армии в события на Украине».
Господин Путин, «пожаловал» трем частям Воздушно-Десантных Войск звания гвардейских, передает издание. В то же время, при сталинском режиме, такое награждение проводилось в отношении «советских войск», которые продемонстрировали и доказали свою исключительную храбрость во время сражений. И после распада СССР традиция награждать части званием «гвардейских» прервалась, отмечает La Presse. Издание также напоминает, что «это почетное звание не дается военным частям в мирное время». Но, в соответствии с декретом, подписанным президентом России, 11-я и 83-я парашютные бригады и 83-й полк связи получили те самые значки гвардии за «героизм и отвагу против вооруженного врага за защиту Родины и интересов Отечества».
Эта формулировка, по мнению канадского издания, выглядит «курьезной» для многих обозревателей, поскольку Россия, — официально — не находится в состоянии войны с какой-либо страной. В то же время Министерство обороны России отказывается как-либо комментировать это, тогда как пресс-секретарь Кремля, Дмитрий Песков, объясняет, что ничего общего с событиями на Украине награждение не имеет. По его утверждению, награжденные части проявили героизм во время Второй Мировой Войны, в советскую эпоху, добавив, что «награжденные части отличились и во время войны на Северном Кавказе». Военный эксперт Игорь Сутягин в комментарии изданию, со своей стороны говорит, что «все три части сражались на востоке Украины» и что «престижные награды» они получили, чтобы «боевой дух российских десантных частей был повышен». «Две бригады десантников понесли потери, и вовсе не самые легкие, во время сражений против украинской армии», подтверждает этот аналитик. Он утверждает, что 11-я бригада, расквартированная в Улан-Уде и Сибири, является одной из российских военных частей, сражавшихся против украинских войск на Донбасе в феврале. 83-я же бригада, по словам Сутягина, «приняла участие в событиях на Украине чуть позже февраля».
Другой политический аналитик, Александр Коновалов, оценивает, со своей стороны, что «Путин ищет возможности повысить свою популярность в армейской среде». «Они (военнослужащие РФ — прим. ИА REGNUM) знают, что их Родина их не забыла».
Киев и Запад обвиняют Москву не только в том, что она отправляла вооружение и добровольцев в повстанческие про-русские регионы на востоке Украины, но также и в размещении регулярных войск. Это то, подчеркивает канадская газета, что Россия категорически опровергает. В то же время, официальные власти России признают наличие на Украине российских добровольцев, которые поехали воевать за народные республики востока Украины по своей воле. Издание утверждает, что «в российских СМИ и международных… семьи, похоронившие своих близких, военнослужащих армии РФ, говорят, что их убили на Украине». При этом никаких конкретных фамилий, данных, или фотодокументов издание не приводит, ссылаясь лишь на публикацию «Новой газеты», в которой речь идет о молодом танкисте из России, получившем ожоги в войне на Украине (многие СМИ уже высказывали сомнения в достоверности этого материала — прим. ИА REGNUM).
Канадский гражданин не может получить канадский паспорт
Похоже, в деле канадского журналиста Мохаммеда Фахми (Mohamed Fahmy) поставлена если не точка, то троеточие, пишет канадская пресса. Англоязычное издание Glob and mail свидетельствует о шоке, который испытал Фахми, получивший отказ в получении канадского паспорта. Напомним, что 40-летний журналист был арестован в Египте в 2013 году по обвинениям в пособничестве террористам, и тогда же был изъят его канадский паспорт. С тех пор господин Фахми так и не видел своих официальных канадских документов, запросив у властей Канады новый паспорт. Вместо этого журналист получил официальное извещение канадских властей, где его информируют, что «паспорт будет доставлен… как только власти Египта отменят запрет на выезд из страны». Работавший на филиал «Аль-Джазира» в Каире Фахми совершенно шокирован, пишет издание. После своего задержания журналист был приговорен к семи годам тюрьмы, но впоследствии выпущен, хотя и провел за решеткой больше года. Фахми жалуется, что его задержали в Каире и продержали на посту полиции больше нескольких часов за то, что у него «нет никаких официальных документов». «Я уважаю законы…. но есть же исключение в моем случае!… речь ведь идет не о бюрокартической волоките в моем случае… а об угрозе безопасности!» — заявляет журналист, цитируемый канадским изданием Glob and mail.
«Канаде пора сменить риторику»
Эта же газета публикует материал о том, как следовало бы изменить внешнюю политику Канады. Издание ссылается на Чарлза Тэйрола (Charles Taylor), известного философа из Квебека, который является членом комиссии по культуре и религиозным меньшинствам. Философ предупреждает о недопустимости «анти-никабной риторики» (niqab — головной убор женщин-мусульманок — прим. REGNUM) премьер-министра страны, Стивена Харпера. По мнению Тэйлора, правительство консерваторов Канады страдает определенной степенью исламофобии, что в результате делает «дружественных канадских мусульман более легкой целью для вербовки радикальными исламистскими террористами».
Но профессор из Монреаля Тэйлор не ограничивается критикой поведения властей Канады в отношении к исламской общине страны. «Это в целом то, как Оттава использует провокационную риторику… везде». В случае с Россией это могут быть «необоснованные обвинения (относительно событий на Украине — прим. REGNUМ), или конфронтация на Черном море (речь идет о кораблях НАТО, вошедших в Черное море — прим. ИА REGNUM». Это и Иран. Это и арабский мир, который Канада раздражает поддержкой безо всяких условий Израиля.
Философ, который недавно был назван «одним из величайших философов нашего времени» министром иммиграции Канады Крисом Александром (Chris Alexander), советует — «особенно если вы не представляете собой большую военную силу», больше полагаться на «связи и отношения». Потому что для тех, «кто слишком много берет на себя», могут быть «последствия».