Станет ли Нагорный Карабах центром Ахтамарского католикосата
Накануне столетия со времени Геноцида армян древняя история начинает оживать
Армянские паломники спустя 100 лет снова смогут побывать на Пасху в храме Святого Креста на острове Ахтамар, расположенном в Восточной Анатолии (Турция). По сообщению NEWS.am, такую возможность им предоставляет компания «Нарекаванк Тур». Ее соучредитель Армен Ованнисян сообщил, что «5 апреля мы обеспечим присутствие армян в храме на Ахтамаре. Литургии не будет, потому что Константинопольская патриархия Армянской апостольской церкви проводит в храме литургию раз в год, во второе воскресенье сентября. Но будет молитва». А 23 апреля в первопрестольном Святом Эчмиадзине состоится церемония канонизации жертв Геноцида армян. Как отметил в разговоре с журналистами начальник отдела концептуальных положений Армянской апостольской церкви (ААЦ) епископ Баграт Галстанян, решение о канонизации было принято 9 лет тому назад. Трансляцию службы обещают показать некоторые страны за пределами Армении. По словам председателя комитета Айдата АРФД в Греции Кероба Экизяна, «по спутниковой связи будет транслироваться ритуал канонизации мучеников Геноцида армян из кафедрального собора в Эчмиадзине, таким образом в нем примут участие греческие армяне и вся Греция».
Столетие со дня «великого злодеяния» в Османской империи, которое сопровождалось массовыми жертвами немусульманского населения, становится сегодня, по замечанию католического итальянского портала Vatican insider, поводом для «геополитической игры» на Кавказе и Ближнем Востоке. В нее вовлечены многие государства, в первую очередь, конечно, как сама Турция, так и Армения. Но в отличие от большинства «геополитических игр» подобного толка, в данном случае привычные исторические и политические вопросы здесь тесно переплетены с духовными и конфессиональными. Напомним, что два года назад Епископальный собор ААЦ принял решение причислить к лику святых всех жертв Геноцида армян 1915 года. Об этом было объявлено в Эчмиадзине, где с 24 по 27 сентября проходило собрание иерархов двух армянских католикосатов — первопрестольного Эчмиадзина (Армения) и Великого Дома Киликийского (Ливан), а также Иерусалимского и Константинопольского патриархатов. «В результате обсуждения докладов в связи с процессом канонизации жертв Геноцида армян Епископальное собрание приняло решение принять принцип коллективной канонизации жертв Геноцида армян; поручить комитету по канонизации продолжить изучения индивидуальной и групповой канонизации мучеников и представить его на следующем Епископальном собрании; поручить комитету по канонизации разработать устав и обряд канонизации и представить его на следующем Епископальном собрании», — заявил директор пресс-канцелярии Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян, подведя итоги церковного собора.
Речь шла о канонизации не менее чем полутора миллиона погибших армян, а такого в истории мирового христианства еще не было. Некоторые политологи высказывали сомнения в обоснованности этого шага, ссылаясь на то, что среди жертв были прихожане не только Армянской апостольской церкви, но и католики, и протестанты. Свой резон в этом есть, если строго придерживаться канонических правил. Однако вместе с тем, можно расценивать решение ААЦ как свидетельство экуменизма, для которого в погибших христианах нет «ни эллина, ни иудея». Это первое. Второе. Церковь сильна кровью святых мучеников. Еще с древности повелось, что первые христиане устраивали свои службы на местах погребения страдальцев за Христа, а потом в их честь возводили храмы. Поэтому логичным будет предположить, что после массовой канонизации жертв Геноцида армян должны будут появиться церкви, посвященные этим новомученикам. Но где? Те провинции, где непосредственно совершались убийства, являются территорией Турецкой республики, а она до сих пор отказывается в полной мере признать факт расправы с армянами (и не только с ими, но и ассирийцами, греками) во времена правления младотурок. Так что пока нет никакой возможности выйти на договоренности с Анкарой, храмы могли бы появиться на канонической территории тех католикосатов, чьи исторические границы заходили на земли Османской империи и где случились погромы.
Среди таковых — Киликийский и Ахтамарский. Со вторым есть нюанс. По итогам Первой мировой войны и Геноцида армян перестало существовать преобладающее большинство епархий Константинопольского патриархата, а Киликийский престол ценой больших усилий был возрожден в 1930-х годах в монастыре Антилиасе близ Бейрута. Еще раньше, в 1895 году, был ликвидирован Ахтамарский католикосат, который изначально служил духовным центром провинции Васпуракан и соседних территорий. Его образовали в начале XII века на соборе из пяти епископов. В конце XIX столетия Ахтамарский католикосат имел 2 епархии с 302 церквями и 58 монастырями, после его расформирования епархии перешли в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Соответственно, если в наши дни Киликийский католикосат имеет возможности возвести в Ливане храм в честь новомучеников Геноцида армян, то Константинопольскому патриархату как наследнику Ахтамарского католикосата турецкие власти это вряд ли позволят. В этой ситуации требуются прорывные решения. В числе таковых могло бы стать возобновление Ахтамарского католикосата. Вопрос в том, где будет находится сегодня его престол в условиях невозможности возвращения на озеро Ван.
Обратим внимание на монастырь Гандзасар, который расположен в Мардакертском районе Нагорно-Карабахской республики, в двух часах езды от Степанакерта. Однажды он являлся единственным легитимным политическим и духовным центром армян. Это случилось в XVIII веке, когда святой престол Гандзасара рассматривался в таковом качестве Россией и европейскими державами, поскольку Эчмиадзин находился в это время на территории, которую контролировала Персидская империя, и потому старался не вмешиваться в политику, чтобы не раздражать власти. Учитывая, что в Армении уже есть кафедра католикоса Армянской апостольской церкви, Нагорный Карабах видится оптимальным местом для размещения там престола возрожденного Ахтамарского католикосата, функции главы которого мог бы временно исполнять владыка Арцахской епархии до того дня, когда появится возможность вернуться на озеро Ван. Надо полагать, что и карабахцам как в самой Республике, так и за ее пределами окажется по силам быстро возвести величественный собор (или даже несколько), посвященный святым новомученикам. Помимо того, устроение Ахтамарского католикосата в Нагорном Карабахе подаст импульс тем турецким криптоармянам, которые сейчас все больше и больше вспоминают о своем происхождении и своей вере. И не только им. Как замечал в 2013 году нагорно-карабахский политолог Рачья Арзуманян, «почему мы должны исключить из списка мучеников жертв конца XIX века ту же резню в Адане? Или резню в Баку в 1905, затем 1990 годах. Как быть с шушинской резней начала XX века и Сумгаитом и Марагой конца XX века? Ряд ученых говорят о Мец Егерне (Геноциде армян) применительно к периоду 1890-1922 годов. Но все равно остаются вопросы конца XX века». Все эти вопросы требуют тщательного исследования, и где, как не в Нагорном Карабахе ими заняться.