СМИ Румынии: Откроет ли Россия второй фронт в Приднестровье и Гагаузии?
Зачем Румынии «перезагрузка» отношений с Украиной?
Можно не сомневаться, что посещая Украину Клаус Йоханнис прекрасно себя чувствовал, находясь в уютном Киеве, в окружении старинных зданий, построенных под немецким и австрийским архитектурным влиянием (в Киеве действительно есть ряд зданий, построенных приглашенными немецкими архитекторами в Новое время (а не «старинных»), однако «почувствовать себя в их окружении» можно лишь никогда не бывая в Киеве и предаваясь грезам, не выезжая из Бухареста — прим. ИА REGNUM), пишет Hotnews. Он также неплохо чувствовал себя на встрече со своим коллегой Петром Порошенко, где ему определенно было что поднести к столу переговоров.
Но что хочет выиграть Румыния от так называемой «перезагрузки» отношений с Украиной, в момент максимальной уязвимости нашего восточного соседа? — продолжает Hotnews. Во-первых, Румыния хочет (уже не в первой), чтобы наш сосед обрел стабильность с точки зрения политики и безопасности, чтобы смог гарантировать нам географический буфер относительно России с ее явными экспансионистскими тенденциями. Во-вторых, Румыния хочет более стабильную Украину в экономическом аспекте, потому что она стала бы реальным партнером, обладая завидными рынками сбыта (население Украины без Крыма составляет 43 млн). В третьих, Румыния хочет разрешить несколько острых двусторонних вопросов с Украиной, которые последние 20 лет омрачали отношения между двумя странами: канал Быстрое (Бухарест обвиняет Киев в том, что строительство Украиной канала Быстрое (глубоководный канал «Дунай — Чёрное море») в дельте Дуная и установка там плотины оказывает негативное влияние на окружающую среду в природном заповеднике дельты реки. В свою очередь Украина до недавних пор игнорировала позицию Бухареста, связывая ее с желанием Румынии вытеснить Украину из устья Дуная — прим. ИА REGNUM), имущественные споры, права румынского меньшинства на Украине (таковым Бухарест считает не только проживающих на Украине, согласно переписи 2001 года, 151 тыс. румын, но и 258,6 тыс. молдаван, которых Румыния не признает за отдельный этнос и требует того же от Киева — прим. ИА REGNUM). В четвертых, Румыния хочет, чтобы Украина играла на стороне Молдавии в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM) относительно Приднестровья таким образом, чтобы Россия пребывала в политической изоляции в этом процессе.
С этими четырьмя главными целями Йоханнис отправился в Киев, имея, однако, парочку тузов в рукаве, пишет Hotnews. Во-первых, это прочная с политической точки зрения позиция Румынии в ЕС. Во-вторых, недавно Йоханнис также посетил Польшу, с которой Румыния планирует создать крепкий бином на восточном фланге НАТО и ЕС. В-третьих, реформа юстиции, которая теперь позволяет правоохранительным органам Румынии привлекать к ответственности «крупных акул» и формировать себе соответствующий положительный имидж в таких странах, как Украина, Молдавия и Болгария, где коррупция разрушает государство изнутри.
Но у Йоханниса был и еще один козырь: «площадка» для перезагрузки отношений с Украиной была подготовлена бывшим президентом Траяном Бэсеску, продолжает Hotnews. После аннексии Крыма и конфликта на востоке Украины румынская внешняя политика приняла линию решительного осуждения действий России и поддержки принципа неприкосновенности суверенных территорий.
В Киеве Порошенко ждал Йоханниса с основным намерением заручиться поддержкой Румынии в дипломатических баталиях в ЕС и ООН, где традиционные или конъюнктурные союзники России пытаются заблокировать или ослабить санкции против Кремля, пишет Hotnews. Кроме того, Украина хочет, чтобы Румыния (возможно, в тандеме с Польшей) поддерживала на повестке тему вступления в ЕС, сколь бы отдаленной эта перспектива ни была. В числе вторичных целей для Порошенко было энергетическое сотрудничество (Киев отчаянно нуждается в снижении абсолютной зависимости от России), а также экономические вопросы.
Фактически в Киеве встречались спрос и предложение: Румыния предоставила то, чего хотела Украина, которая в свою очередь пообещала то, чего хочет Румыния, продолжает Hotnews. Порошенко сказал в своем публичном заявлении, что хочет наладить прямое воздушное сообщение Киев — Бухарест и назвал канал Быстрое деликатной проблемой. Йоханнис, в свою очередь, сказал о внутренних реформах, которые Украина должна провести, чтобы оставаться на европейском пути. Йоханнис также завуалированно указал на чувствительные моменты для украинского политического класса, пока еще сдержанно относящегося к жестким реформам — на укрепление демократии и главенство принципов правового государства. Эти слова прозвучали угрожающе для нереформистского политического класса, не желающего сильной судебной власти в Киеве, но получили сильнейший отклик среди украинцев, которые вышли на Майдан в 2013-2014 гг. бороться за справедливость. Посмотрим, предпримет ли Украина шаги в этом направлении и попросит ли у румын know-how в области реформирования правосудия (щеголять своим «know-how» в области реформирования правосудия Румыния может разве что перед такими странами, как Украина и Молдавия, в то время как сама Румыния подвергается постоянной критике со стороны Еврокомиссии за недостатки в борьбе с коррупцией, что является одной из основных причин, по которым Румынию отказываются принимать в Шенген — прим. ИА REGNUM), либо же станет довольствоваться политическим, дипломатическим сотрудничеством и взаимодействием в области безопасности с Румынией, подводит итог издание.
Россия отпраздновала один год с момента присоединения Крыма, пишет Romania Libera. Год, в который Запад не смог остановить продвижение русских на запад, и, в отличие от Москвы, евроатлантические государства, похоже, не имеют стратегии для противостояния российским планам. НАТО вернулась к realpolitik и вооружает Восточную Европу, но Москва оперативно реагирует и поставляет в Крым стратегические бомбардировщики, способные транспортировать ядерное оружие, в то время как в Калининград — русский анклав между Польшей и Литвой — планируется направить ракеты «Искандер».
Для НАТО приоритетными являются страны Прибалтики, которые из-за присутствия в каждой из них русского меньшинства, наличия совсем небольших армий и их близости к России, наиболее уязвимы, продолжает Romania Libera. В Польше и Румынии в будущем будут находиться командные центры НАТО, но сейчас оба государства больше полагаются на свои собственные ресурсы.
Готова ли Россия осуществить диверсию в одной из этих стран, чтобы испытать силу реакции НАТО? — задается вопросом Romania Libera. Имеется ли защитная тактика для подобного сценария, сколь бы фантастическим он не звучал? Что, например, может сделать Румыния, которая находится в нескольких сотнях километров от тренировочного полигона в Крыму, в случае нападения? Будет ли она ожидать защиты силами НАТО? Неизвестно достоверно, сколько из 1000 танков, указанных в статистике национальной армии, находятся в рабочем состоянии, и сколько продержатся наши 70 военных самолетов. Украина, например, перед началом конфликта с Россией имела в четыре раза больше танков и штурмовиков, чем Румыния.
Никто, конечно, не готовится к войне в Европе, и Бухарест также не рассматривает эту перспективу, считающуюся почти невозможной, пишет Romania Libera. Тем не менее, страна должна иметь собственную оборонную стратегию, по крайней мере теоретически. В прошлом году озвучивались оценки, согласно которым Румынии хватит боеприпасов лишь на восемь часов войны? Что делала Румыния в течение этого года, когда Россия забрала себе Крым? Подготовилась ли к самозащите?
Месяц назад американский генерал Фредерик Бен Ходжес, командующий американскими войсками, дислоцированными в Германии, сказал в своем выступлении в Берлине, что русские хотят занять стратегические позиции в Восточной Европе в рамках более сложного плана по разрушению Североатлантического альянса, и что одной из целей Москвы является захват устья Дуная, продолжает Romania Libera. Возможно, американский генерал преувеличивает, но Румыния должна принять во внимание это преувеличение и не оставлять все на усмотрение НАТО. В конце концов, каким путем союзнические войска достигнут Румынии? Нас окружают только государства с различной степенью лояльности по отношению к России: Турция, находящаяся в энергетической зависимости от России, была на российской стороне в войне в Грузии и отказала в праве на перелет американским самолетам во время войны в Ираке; Болгария, также зависимая от российского газа, население которой в своем большинстве не симпатизирует евроатлантизму; Сербия и Венгрия находятся в союзе с Владимиром Путиным, а Украина пребывает во все более неустойчивом положении.
Конечно, самолеты НАТО могут лететь из Германии через Польшу и Украину прямо в Румынию, поэтому ось Варшава-Бухарест сегодня наиболее важна, чем когда-либо, пишет Romania Libera. Однако наше правительство бездействует, оборонная промышленность переживает упадок, стратегические железные дороги заброшены, армия плохо оснащена, танки нам остались в наследство от Чаушеску, все выглядит так, будто эта страна с евроатлантическими устремлениями уже сдалась врагу. Зонтик НАТО, кажется, нашей единственной защитой, если только его будет достаточно, подводит итог издание.
Самодостаточность, инфильтрация и дестабилизация являются возможными российскими сценариями, теоретически применимыми в Приднестровье, пишет Revista 22. Экономический и внешнеполитический кризисы, вызванные событиями Украине, могут ускорить процесс урегулирования ситуации в Приднестровье. Москва значительно сократила финансирование региону. Финансовые вливания в Абхазию и Южную Осетию также были снижены, но это влияние явилось менее чувствительным для этих регионов. В Приднестровье платежный и социальный фонд пополняются российскими деньгами. Приднестровье, многие экономические агенты которого работают под юрисдикцией России, также пострадало от санкций, наложенных на Россию. Таким образом, Тирасполь теряет свои рынки и отчаянно нуждается в инвестициях, в то время, как Украина и Молдавия ужесточают таможенные нормы.
Москва понимает, что приднестровская система — это фактически черная дыра, продолжает Revista 22. Модель экономического управления, общий уровень нестабильности, непрозрачные экономические отношения и тот факт, что это государство непризнанно — все это негативно влияет на его экспортные возможности и перспективы самодостаточности. В конце января 2015 года мажоритарный пакет Рыбницкого Молдавского металлургического завода стал принадлежать приднестровским властям. Сделка уникальна тем, что, прежде мы наблюдали обратный процесс: государственная собственность была передана частным агентам. Коммерческие условия сделки не были обнародованы. Известно, однако, что Тирасполь получил долю, принадлежавшую российскому бизнесмену Алишеру Усманову. Приднестровский лидер Евгений Шевчук пообещал сделать все возможное, чтобы сохранить функционирующий завод со всеми его сотрудниками. На заводе работают около 2500 человек, и он является одним из основных источников дохода бюджета. Между прочим, 95% его продукции экспортируется в страны ЕС.
После возвращения завода в собственность Приднестровья у Тирасполя есть возможность сделать свою экономику более прозрачной и снизить зависимость от российских субсидий («Снизив зависимость от российских субсидий», Тирасполь тут же попал в зависимость от арабских субсидий. Новым инвестором Молдавского металлургического завода стала компания Brik-Oil-FZE из Объединенных Арабских Эмиратов. 21 марта в ОАЭ состоялось подписание соглашения между руководством ММЗ и Brik-Oil-FZE об инвестировании в виде сырья на сумму до $140 млн. Сделка совершена при участии представителей Emirates Islamic Bank UAE, а подписание документа состоялось в присутствии президента Приднестровья Евгения Шевчука и главы МИД ПМР Нины Штански — прим. ИА REGNUM), пишет Revista 22. Хотя, по существу, даже если у Тирасполя есть шанс повысить конкурентоспособность своей промышленности, благодаря привилегированным ценам на газ, маловероятно, что власти смогут обеспечить эффективное управление. Таким образом, перспективы сценария выхода Приднестровья на самодостаточность весьма сомнительны.
Второй сценарий — дестабилизация, продолжает Revista 22. Москва может дестабилизировать ситуацию в Приднестровье, запустив активную фазу замороженного конфликта. Этого можно достигнуть путем фабрикации экономического и социального кризиса в Тирасполе с тем, чтобы в дальнейшем прибегнуть к военному вторжению на территорию Приднестровья. Принимая во внимание контроль России над приднестровскими СМИ, экономический кризис может быть представлен как следствие недружественной политики Кишинева и Киева с последующим вторжением сил РФ.
С недавних пор в российской прессе все чаще стали публиковаться размышления о возможном военном вторжении Украины в Приднестровье, пишет Revista 22. Неправительственные силы на Украине (и правительственные тоже — ИА REGNUM) выступают с похожими заявлениями, но уже в адрес России. Имеются доказательства того, что Россия формирует медиа-фон для начала конфликта в Приднестровье и Гагаузии («имеющихся доказательств» румынское издание, как обычно, не приводит — ИА REGNUM). Подобный сценарий позволит Москве открыть второй фронт в непосредственной близости от границ ЕС, втянуть Украину и даже отвлечь внимание ЕС и Соединенных Штатов от ситуации в Донецке и Луганске, принудив их принять мир, благоприятный Кремлю. Кроме того, такой сценарий позволит Москве накалить ситуацию в Одессе и даже развернуть там боевые действия с целью продвинуться к Крыму. Глава Приднестровья Шевчук, напомним, неоднократно говорил о желании иметь общую границу с Российской Федерацией (ничего подобного Шевчук никогда не говорил — ИА REGNUM).
Наконец, сценарий инфильтрации: вполне возможно, что Москва откажется от Приднестровья, если ситуация вокруг самой России будет ухудшаться, продолжает Revista 22. Но это произойдет только на условиях полноценной автономии и сохранении в полной мере российского лидерства в регионе. «Приднестровье должно быть особым районом в составе единой Молдавии», — говорит Григорий Карасин, второй человек в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Попытки инфильтровать Приднестровье в текущую государственную систему Молдавии могут поставить точку на ее европейском пути, пишет Revista 22. Если этот сценарий будет реализован, то дополнительные 0,4 миллиона приднестровцев будут интегрированы в избирательную систему Молдавии, общее число избирателей в которой составит 2,7 миллиона человек. Следовательно, приднестровский электорат получит порядка 12,9% избирательной власти. Это даст возможность перевести баланс в пользу пророссийских сил и увеличить вероятность формирования пророссийского правительства в Кишиневе, которое будет блокировать процесс европейской интеграции и сближения с Румынией. В среднесрочной перспективе такой сценарий «троянского коня», пожалуй, весьма правдоподобен, полагает издание.
Contributors публикует статью «Фашистское искушение товарища Путина», которая спровоцировала резкую реакцию посла РФ в Бухаресте Олега Мальгинова, назвавшего ее авторов «хамами», что в свою очередь привело к политическому скандалу и обвинениям уже в адрес самого дипломата, якобы «оскорбившего» румынских журналистов-русофобов, саму Румынию и ее «ценности».
Владимир Путин стал глобальным чемпионом коммуно-фашистского барокко, пишет Contributors. Недавно в отеле Holiday Inn в Санкт-Петербурге под патронажем пропутинской партии «Родина» прошло мероприятие под названием «Консервативный форум». В нем приняли участие представители экстремистских и неонацистских организаций, ностальгирующих по «новому европейскому порядку», провозглашенному Гитлером, и маньяки превосходства белой расы, антисемиты всех мастей, истеричные ксенофобы и другие типы, которых иначе как психами не назвать. А те, кто пытался протестовать против данного мероприятия, были арестованы полицией.
Итак, в преддверии празднования семидесятилетия победы над фашистской Германией, бывший подполковник КГБ, который клянется всему миру, что чтит советские жертвы страшного мирового побоища, самого жестокого и кровавого в истории человечества, становится соучастником встречи реваншистов, взгляды которых близки к фашизму, продолжает Contributors. Примечательно, что это собрание имело место в городе на Неве, Ленинграде, пережившем 900 ужасающих дней блокады. Но это также город Путки (так в тексте «оскорбленных» впоследствии российским послом журналистов — ИА REGNUM) и мафии, которая привела его к власти.
Что объединяет Путина с этими политическими гангстерами, замаскированными под политиков? — пишет Contributors. Что заставляет его играть с огнем? Ведь понятно, что заигрывать с экстремизмом (правым или левым) чревато катастрофой. Между тем, когда Хиллари Клинтон предложила аналогию между Крымским вторжением год назад и вторжением Гитлера в Чехословакию, нашлись те, кто возмутились. Появилось множество тех, кто оправдывали действия Путина и при этом вслед за ним обвиняли в фашизме Майдан и другие способы проявления гражданской свободы.
Пришло время полностью отказаться от логики мышления, основанной на принятии желаемого за действительное, пишет Contributors. Путин — аморальный диктатор, для которого принципы международного права пустой звук. Он презирает верховенства закона и верит только в силу. Он абсолютный, органический противник Запада и либерализма. Путин преемник советизма, разделяющий с Лениным, Сталиным, Хрущевым и Брежневым ужас перед свободой, которая означает индивидуальную автономию. Ему близок культ казарменной дисциплины, империалистические гимны и марши, расистские доктрины, которые отчасти служат источником вдохновения для евразийского проекта. Ему нечего предложить русскому народу кроме оружия, агрессии и цирка типа потемкинской Олимпиады в Сочи.
Мы имеем дело с полностью и бесповоротно коррумпированным режимом, с метастазами унижения и беззакония, продолжает Contributors. Путин ставит на атмосферу отчаяния в современной России. В связи с этим, фашистское искушение, которое он воплощает, похоже на то, которое сопровождало подъем нацизма. Альянс западных крайне правых сил, который прославляет Путина (и, вероятно, обеспечивается за его счет), называет себя «Мир и Свобода». На самом же деле, это рабство и война. Тот, кто игнорирует это, не понимает истинную природу и цели путинской системы. Невежество в этом случае, безусловно, приведет к катастрофе. Только сопротивление этому проекту «либертицида» может спасти человечество от Армагеддона или, по крайней мере, от «апокалипсиса в отдельно взятой стране». В этом смысле Кремль стал олицетворением современного Пандемония, подводит итог издание.