Вот война дошла и до Саудовской Аравии — страна, которая больше остальных ближневосточных государств подливала масла в огонь гражданских войн и революций, теперь сама объявляет начало военной операции против соседнего Йемена и сколачивает коалицию. В ночь с 25 на 26 марта были нанесены авиаудары по столице Йемена, находящейся под контролем Хуситов (движение Ансар Аллах) — шиитской повстанческой группировки, поддерживаемой Ираном. Не прошло и дня, а количество жертв уже перевалило за 6 десятков. Предстоящей военной операции в Саудовской Аравии уже успели дать название — Decisive Storm («Решающий Шторм»). В коалицию, по данным эмиратского Al-Arabiya News, помимо Саудовской Аравии, дали согласие войти 9 стран — Судан, Египет, Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар и Пакистан. Большинство стран предоставит для проведения операции некоторое количество истребителей — количество сильно варьируется: от 3 у Судана, и до 30 от ОАЭ. Египет уже заявил о готовности помочь в осуществлении наземной операции, начал участие в морской блокаде Йемена в Аденском заливе и подтвердил участие в массированных бомбардировках сил хуситов. Участие Пакистана будет примерно таким же, как и у Египта. От самой же Саудовской Аравии в операции примут участие 100 истребителей и 150-тысячная сухопутная группировка войск, которая уже разворачивается у границ Йемена. Небо над Йеменом уже объявлено бесполётной зоной. Главный союзник саудитов — США уже поддержали операцию и пообещали помочь разведывательной информацией и оказывать логистическую поддержку. Великобритания и Турция также поддержали «Решающий Шторм».

Чем же была вызвана такая реакция и единство союзников? Очевидно, поводом стали последние катастрофические поражения правительственных сил — 22 марта хуситы взяли третий по размеру город Йемена Таиз, а 25 марта выбили сторонников нынешнего президента Абд Раббо Мансура Хади из ключевого объекта — авиабазы Аль-Анад, которая ранее являлась штабом разведывательных и антитеррористических операций США (направленной против Аль-Каиды, контролирующей часть территории Йемена). После этого события и бомбардировок последнего оплота Хади в родном Адене, уже де-факто бывший президент Йемена сбежал из страны — падение этого последнего крупного очага сопротивления уже было делом времени, причём недолгого — штурм уже начинался. Да к тому же и среди своих сил единства уже не было — в этих районах сильно «Южное движение», стремящееся к созданию государства Южный Йемен (оно существовало до 1990 года).

Сама же гражданская война началась в 2014 году, хотя берёт она начало ещё с 2004 года, когда был убит имам Хусейн Бадрад-Дин Аль-Хуси, возглавлявший шиитский мятеж (собственно, поэтому его последователи и зовутся хуситами). Тогда, до 2010 года, с разной интенсивностью шли боевые действия с правительственными войсками, в какой-то момент были втянуты ВС Саудовской Аравии, потерявшие тогда минимум 73 солдата. В 2010 году было подписано перемирие, но, как оказалось, продлилось оно недолго — с 2011 года хуситы ведут бои с суннитскими неправительственными радикальными организациями, а в июле 2014 года силы шиитских повстанцев взяли штурмом крупный город Амран, после чего и ведётся отсчёт нынешней гражданской войны.

С самого начала для правительственных войск война не задалась — практически без боя шииты брали город за городом, захватывали военные части и базы с нетронутым вооружением. В конце января наступил, пожалуй, переломный момент — пала столица Йемена — Сана, а вместе с ней были захвачены огромные количества вооружений — танки Т-80БВ, БМП-2, оперативно-тактические ракеты (ОТРК) «Точка» и «Эльбрус» (SCUD-B), истребители МиГ-29, F-5, Су-22 и множество другой техники. После этого, в течение 2-х месяцев правительственные войска постепенно потеряли контроль практически над всей населённой территорией Йемена, и дошли до той ситуации на 25 марта, которую мы описали выше.

Какие силы могут противопоставить хуситы коалиции во главе с Саудовской Аравией?

ВС Йемена были достаточно хорошо оснащены военной техникой, львиная доля которой теперь находится в руках у повстанцев (практически всё, что не было уничтожено во время войны). Размер личного состава хуситов определить сложно — но есть данные о том, что их число перевалило за 100 тысяч. Что касается техники, то, для начала, можно привести приблизительный список того, что официально числилось в армии Йемена, до начала гражданской войны.

Сухопутные силы:

1. Более 850 танков, из которых 70 и 80 соответственно, приходилось на относительно современные Т-72 и Т-80. Остальные машины устаревшие — 200 Т-62, 450 Т-55, 50 старых американских М60А1. Заметная часть старой техники не была в боеспособном состоянии.

2. По 100 БМП-1 и БМП-2, почти 300 различных БТР — как советских, так и американских M113A2.

3. Огромное количество ствольной артиллерии — почти 350 единиц, опять-таки как американской, так и советской, калибром от 105 и до 155 мм.

4. 150 единиц РСЗО «Град» в боеспособном состоянии, 12 ОТРК «Луна-М» (устаревшие, максимальная дальность 70км), 10 ОТРК Точка (максимальная дальность 70км) и 6 баллистических ракет «Эльбрус» (максимальная дальность пуска 300 км)

5. Противотанковые средства также «разношёрстные». Как американские противотанковые управляемые ракеты TOW, так и советские ПТУР «Малютка» и «Конкурс». Из гранатомётов в ходу традиционный РПГ-7, и некоторое количество американских M24 Dragon.

Противовоздушная оборона

ПВО Йемена крайне слаба и давно устарела. Основные зенитно-ракетные комплексы — это статичные С-75 и С-125, уничтожение которых будет делом первых дней. Имеется большое количество различных советских ПЗРК — «Стрела-2 и 3». Из подвижных ЗРК имеется некоторое количество старых советских ЗРК «Квадрат» и «Стрела-1» которые тоже не смогут долго существовать. Из относительно свежей техники стоит отметить только ЗРК ближнего радиуса действия Стрела-10, но этот комплекс эффективно может бороться только с вертолётами и низколетящими штурмовиками. Всё остальное ПВО представлено зенитной артиллерией.

Авиация

Из относительно современной авиации стоит отметить 16 истребителей МиГ-29. Все остальные самолёты безнадёжно устарели: 10 F-5Е, 18 МиГ-21, 31 Су-22. Вероятнее всего, больше половины этих машин даже не смогут сейчас взлететь. Из боевых вертолётов имеется 8 Ми-35, и 25 различных транспортных машин. В целом — даже если хуситам досталась половина, а остальная часть оказалась уничтожена, силы немаленькие. Но это касается только сухопутных войск, уровень ВВС и ПВО очень низок.

Силы коалиции

Минимум 185 различных истребителей. Только Саудовская Аравия направит бомбить хуситов 100 самолётов разного типа — это американские тяжёлые истребители F-15 в различных модификациях, и европейские EurofighterTyphoon. От остальных стран количества скромнее, да и самолёты, в целом, попроще — тут могут оказаться и «наши» МиГ-29, и французские «Миражи», и американские F-16 и F-18.

Что касается сухопутных сил — то тут речь идёт об огромной группировке саудитов, оснащённой большим количеством современной американской техники — тут и более 300 танков M1A2Abrams, и 400 БМПM2A2Bradley и т.п. В общем, как количественно, так и качественно имеется огромнейший перевес. И это без ВС Египта, которые также вызвались участвовать. А Египет может выставить группировку войск практически аналогичной численности и оснащения.

Возможный сценарий военной операции"Решительный шторм"

Массированные авианалёты приведут к достаточно скорому подавлению неподвижных ЗРК шиитов, при этом потерь у ВВС коалиции либо не будет, либо они будут очень небольшими. Если подвижные ЗРК примут активное участие, то они тоже будут подавлены. Крупные военные объекты, инфраструктура и коммуникации будут уничтожены. Всё это будет сопровождаться большими жертвами среди мирного населения. Одной авиационной составляющей победы достигнуть не удастся — это хорошо видно по борьбе с ИГИЛ в Ираке и Сирии. Возможно лишь ослабить шиитские силы, что приведёт у активации сил всё того же ИГИЛ, только на территории Йемена (здесь оно тоже имеется — местное крыло Аль-Каиды присоединилось к ИГИЛ). Так что, если всё ограничится авиационной составляющей, то страна начнёт напоминать Сирию, раздираемую гражданской войной, но никакой реставрации режима Хади не будет.

Если всё же будут введены войска — то тут всё может пойти очень по-разному. Возможен быстрый разгром основных сил хуситов, но партизанское движение будет существовать ещё очень долго, и оккупационный режим будет постоянно нести серьёзные потери, что может постепенно дестабилизировать ситуацию и в стане саудитов. Этому могут поспособствовать набирающие силы боевиков ИГИЛ. Другой вариант — затяжная война, с большими потерями и разрушениями, если действия командования Саудовской Аравии будут недостаточно компетентны (что очень вероятно, учитывая отсутствие опыта проведения крупных операций, да и в целом уровень ведения войн арабскими государствами). Такой вариант, скорее всего, приведёт к распаду страны на 2-3 фрагмента, в зависимости от стороны, которую поддерживает население.

Последний вариант — даже если коалиции удастся победить и «протолкнуть» своего суннитского кандидата, после вывода войск ситуация скорее всего повторится — и опять вспыхнет гражданская война. Так что тут получается этакий замкнутый круг.

Глобальные последствия

В зависимости от того, каких результатов в итоге смогут достигнуть шииты, усилится или ослабнет влияние Ирана. Даже создание проиранского шиитского Йемена на части страны будет серьёзным усилением влияния Ирана. А вот долгая гражданская война, как в Ираке и Сирии — наоборот — будет отнимать силы и ресурсы на поддержку «своей» стороны. В любом случае, разногласия между Ираном и странами суннитской коалиции обострятся ещё сильнее. Уже 26 марта была информация о предупредительных выстрелах со стороны кораблей ВМС Египта в стороны иранских кораблей, направляющихся к берегам Йемена, по-видимому, с военным грузом.

Что касается ситуации на Ближнем Востоке в целом — то это ещё один большой шаг к полному хаосу в регионе. США и их союзники продолжают либо крайне бездумную политику, приводящую к всё худшим результатам, либо же специально дестабилизируют регион всеми силами. Создалась «забавная» ситуация — теперь суннитский радикал может в течение одного дня побывать в разных статусах: в Сирии — хороший знакомый, которому надо слегка помочь, в Ираке — террорист и изверг, а в Йемене — брат, за которого надо воевать, — стоит только купить билет на соответствующий самолёт. Но самолёт может полететь и в Париж, либо Нью-Йорк.

Что касается Саудовской Аравии, или ОАЭ, то они, видимо, не берут в расчёт, что очередь может дойти и до них — монстр, которого саудиты кормят и выращивают, рано, или поздно, сорвётся с цепи.