Большая война пришла в Йемен
Ближний Восток охватывает геополитическая деградация
К сожалению, прогнозы ИА REGNUM о расширении фронта вооруженной эскалации на Ближнем Востоке вновь сбываются. Саудовская Аравия и ее союзники (за исключением Омана) — Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн и Катар — начали военную операцию в Йемене. Ранее глава МИД Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал предупреждал, что «если с анархией в Йемене не удастся покончить мирными способами, арабские государства Персидского залива готовы вмешаться в ситуацию», при этом уточняя, что «королевство выступает против вмешательства Ирана в дела Йемена». Одновременно Вашингтон и Лондон заверяли, что «ищут возможности укрепить позицию президента Йемена Абда Раббо Мансура Хади», чтобы избежать военного вмешательства". Тогда же Эр-Рияд начал переброску войск на юг страны к границе с Йеменом. После того, как хуситы захватили расположенную в 50 км к северу от Адена базу ВВС и президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади покинул страну, саудиты предприняли авианалеты. А до этого йеменский президент успел обратиться к Совету безопасности ООН и арабским странам с просьбой поддержать военную операцию для блокирования наступления боевиков.
Можно ли было предвидеть такой ход событий? Ранее иранский информационный портал Tabnak, рассуждая о возможностях «установления иранского контроля в Йемене», писал: «Несмотря на некоторые религиозные отличия, с точки зрения внешней политики, эти шииты-зейдиты имеют много общего с иранскими шиитами-двунадесятниками». И в то же время портал констатировал, что «судя по заявлениям разных официальных представителей Ирана, в Тегеране сложилась определенная точка зрения на события, происходящие в Йемене. Вопреки некоторым заявлениям о том, что Иран оказывает хуситским повстанцам материальную помощь и отправляет им инструкторов, шииты-зейдиты сами постоянно опровергают эти данные. Вместе с тем они соглашаются, что оказываемая им поддержка со стороны Тегерана помогла выработать единый подход к американским планам в регионе». Еще один факт. На сайте Иран.Ru в конце октября 2014 г. появилась публикация Владимира Ефимова, который предвидел «йеменские потрясения», квалифицируя их как «ползучий переворот». Но при этом он уточнял: «Установление хуситами своей власти в стране позволяет Тегерану нанести мощный удар по Саудовской Аравии с юго-западного направления», что «вполне оправдано − в Иране уже давно устали от постоянных интриг Эр-Рияда в отношении Ирака и Сирии, попыток сорвать выход на договоренности по ядерной программе ИРИ с США и другими членами „шестерки“. Далее, по Ефимову, „все это подстегивается истерией Эр-Рияда, которому везде видится рука Тегерана, якобы стремящегося развалить саудовское королевство и установить тотальное шиитское господство над нефтегазовыми ресурсами региона через своих шиитских союзников от Йемена до Ливана, Ирака, Сирии, Восточной провинции Саудовской Аравии и Бахрейна“. Но как второй тезис опровергает первый?
Для понимания важен третий тезис Ефимова: „Смена власти в Сане усиливает позиции Ирана на переговорах с Западом по ядерной программе“. Поэтому если пытаться выстраивать примитивный силлогизм, то можно усматривать неслучайность „совпадения“ по срокам нынешних йеменских событий с переговорами Тегерана с „шестеркой“ и с госсекретарем США Джоном Керри. Так что остается дожидаться, действительно ли теперь Иран будет выступать в переговорном процессе с „шестеркой“ с сильных позиций или пора вести речь о хитроумной геополитической комбинации. Накануне Washington Post выступила со скандальным сообщением о том, что „Пентагон не может объяснить, куда делась предоставленная Йемену военная помощь на сумму более $500 млн“. В этой связи американские конгрессмены проводят закрытые встречи с представителями военного ведомства, пытаясь получить от них объяснения. По мнению издания, „после того как хуситы захватили многие военные базы в Йемене, в том числе, в Сане, все вопросы приобретают риторическое звучание“. Помимо этого, газета напоминает о том, как досталось поставленное США оружие для иракской армии „Исламскому государству Ирака и Леванта“ (ИГИЛ) в Мосуле. Но по факту теперь хуситы, как и ИГИЛ, способны дать отпор силам арабской коалиции в случае их наземного вторжения в Йемен. „Мы не можем добиться наших целей в возвращении к власти легитимного правительства через контроль неба над Йеменом. Наземная операция может понадобиться для восстановления порядка“, — уже сообщил саудовский военный источник Reuters.
Все идет по старому сценарию: Вашингтон заявляет, что его вооруженные силы не будут принимать напрямую участия в военных действиях в Йемене, а только оказывает „логистическую и разведывательную поддержку“ военной операции. А это полное совпадение риторики американцев во время их „перманентной борьбы“ с ИГИЛ. Следующий интригующий эпизод. ЦРУ — это опытная разведслужба, которая знает, как действовать в экстремальной ситуации. Но, рассказывает Los Angeles Times со ссылкой на неназванных американских чиновников, „в распоряжении шиитских повстанцев могли оказаться имена осведомителей, работающих на США и планы Вашингтона по проведению антитеррористических операций“. События развиваются как в голливудском боевике: сначала США „теряют“ оружие в Йемене, а потом йеменские чиновники, поддерживающие хуситов, „передают полученную от американцев секретную информацию напрямую иранским советникам“.
И снова вернемся к Ирану. Чем для него может стать Йемен? Иранское издание Javan квалифицирует события в арабской республике как „возвращение неоконченной революции“, а корреспондент испанского издания Publico.es вспоминает, что в 1990 г. в Народной Демократической Республике Йемен (Южный) преобладали социалисты, которые сегодня „выступают под красными знаменами с изображением серпа и молота, портретами Че Гевары“ вместе с шиитами, насчитывающими в своих рядах более восьми миллионов человек, имея за спиной (пользующиеся поддержкой Саудовской Аравии) оттесненные от власти суннитские племена». Поэтому вопрос: являются ли йеменские шииты, как предполагают некоторые эксперты, продолжателями сценария исламской иранской революции или они станут инициировать «экспорт революции» из Йемена в Иран?
С каждым днем ситуация на Ближнем Востоке и регионе Персидского залива тяготеет к еще большей глобальной дестабилизации, которая приблизилась уже к границам Саудовской Аравии и приближается к Ирану. С одной стороны, действия Эр-Рияда и других членов коалиции направлены на ослабление позиций Тегерана в этом регионе. А с другой стороны, требуется ответ на вопрос, что случится, если Йемен превратится в так называемый «Зейдитский имамат», с кем он будет дальше и что будет делать. Сценарии развития событий множатся в геометрической прогрессии и за ними перестают успевать многие аналитики. Возможно, на это и делался расчет авторами запланированных комбинаций. Пока же, подчеркивает американский аналитический центр Stratfor, ухудшение ситуации в Йемене создало еще один «саудито-иранский фронт геополитической борьбы», которая будет длиться в «обозримом будущем».