Запад примет участие в «новой финансовой реальности» Китая
США остаётся на обочине
На прошлой неделе Великобритания приняла решение стать одним из учредителей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), оказавшись тем самым первой страной «Большой семерки», высказавшей подобное намерение. На фоне других инициатив британского правительства стремление поучаствовать в учреждении международной финансовой структуры не выглядит особо эпохальным событием. Тем не менее, именно оно вызвало довольно нервную реакцию Вашингтона. Все дело в том, что за проектом нового банка стоит Китай. И действия Великобритании снова обнажили вопрос, который часто задается на Западе: должны ли развитые страны продолжать вносить вклад в экономическую мощь этой страны, как это происходило в течение предыдущих десятилетий, или пора уже начать этой мощи активно противодействовать.
В октябре прошлого года Китай выступил инициатором создания четырёх новых международных финансовых институтов. AIIB является одним из них, и, исходя из нюансов понимания его миссии, он может быть либо дополняющим институтом к уже существующему Азиатскому банку развития (ADB), который был создан в 1966 году при доминирующей роли в нем США и Япония (они контролируют треть акций, в то время как у Китая сегодня — чуть больше пяти процентов), либо быть ему прямым конкурентом. Пока что заявленный уставной капитал нового банка составляет 50 миллиардов долларов — это в три раза меньше, чем у Азиатского банка развития (165 миллиардов), хотя Китай уже предложил довести его до 100 миллиардов. Учредительный договор уже готовы подписать 27 государств — в основном из Азии и с Ближнего Востока (согласие стать учредителями из числа стран СНГ дали Узбекистан и Казахстан). К концу года намечено завершить работу над правоустанавливающими документами, а ответ на приглашение быть страной-учредителем нужно дать до 31 марта.
В свойственном Китаю дипломатическом духе Пекин всячески отметает идею о конкуренции с азиатским банком развития. По словам высоких китайских чиновников, «старый» ADB — это закостеневшая и забюрократизированная структура, критерии рассмотрения заявок в которой не всегда согласуются с китайскими представлениями о том, как это должно происходить, и проекты которой в основном направлены на борьбу с бедностью. А новый банк будет вкладываться в инфраструктуру, причем, его политика будет более гибкой и «экономически ориентированной». В Пекине приводят слова из доклада ADB за 2010 год, согласно которому за 10 лет развивающимся странам Азии нужно будет вложить в инфраструктурные проекты не менее 8 триллионов долларов, а ADB может давать на эту деятельность только 10 миллиардов в год. То есть, по мнению Пекина, речь идет не о конкуренции, а взаимном дополнении друг друга.
В Вашингтоне этим заявлениям не сильно верят. Там считают, что AIIB (наряду, например, с «Банком БРИКС», создаваемым при участии Китая, Индии, Бразилии, ЮАР и России) — это звено в выстраиваемой Пекином глобальной финансовой системе, которая будет ориентирована на Китай. А эта система уже станет прямым конкурентом международным финансовым институтам, отстроенным странами Запада после Второй мировой войны. Кроме того, наличие нового международного финансового института породит неразбериху в финансовой сфере и приведет к росту коррупции. Особую тревогу Вашингтона вызывают заявления Пекина о том, что в новом банке будет меньше формальных бюрократических критериев при принятии решений — в этом американцы увидели прямую дорогу к тому, что кредиты начнут получать в том числе те режимы, которые в западном мире считаются диктаторскими — а это сделает новый банк эффективным инструментом китайской «мягкой силы». Кроме того, по мнению Вашингтона, в этом международном финансовом институте будет сложно достичь высоких стандартов управления.
В оценке факта создания нового банка как раз и кроется разность позиций США и Великобритании. Американцы считают, что нужно укреплять подконтрольные им финансовые институты и активно противодействовать китайским. В Великобритании же ратуют за более гибкий подход, считая, что нужно участвовать в работе китайских проектов, и тем самым получить возможность влияния на них изнутри. Между прочим, на одном из китайских форумов недавно появилась шутка, которая демонстрирует отношение самих китайцев к подобным дискуссиям в западном мире: «Самый эффективный способ получить возможность управлять тигром — это сначала дать ему возможность тебя проглотить».
Раздражение США британской инициативой было довольно заметным. «Мы считаем, что любой новый многосторонний институт должен включать высокие стандарты Всемирного банка и региональных банков развития,» — заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Патрик Вентрелл, тем самым указав, что новый банк должен быть в подчиненном положении по отношению к контролируемым странами Запада международным финансовым институтам. А другой неназванный американский чиновник сообщил британской «Financial Times»: «Большие страны могут иметь большее влияние, оставаясь снаружи и стараясь сформировать стандарты, которые он (т.е. новый банк) примет, чем пытаться сделать это изнутри».
Но еще сильнее раздражает американцев тот факт, что Лондон при декларациях о «трансатлантическом партнерстве» старается играть свою игру. Британский министр финансов Джордж Осборн уже давно считает Китай главным союзником в деле защиты статуса Лондона как одного из ведущих мировых финансовых центров: две трети всех китайских инвестиций в Европе проходят через Лондон, и англичане были первым западным правительством, выпустившим в октябре прошлого года первый бонд, номинированный в юанях. То есть, принятие решения участвовать в учреждении AIIB для Великобритании основывалось на чистой логике бизнес-интересов страны.
Для иллюстрации этого факта американцы с осуждением констатируют, что во время недавних политических волнений в Гонконге Великобритания заняла очень пассивную позицию относительно того, что творится в ее бывшей колонии. Больше того, англичане исключили проблемы защиты прав человека из повестки дня своего двустороннего диалога с Китаем. Уже упоминавшийся неназванный американский чиновник сказал об этом британской «Financial Times» так: «Мы очень осторожно относимся к тенденции подстроиться под Китай, которая является не лучшим способом добиться влияния».
Тем не менее, развитие событий показывает, что логика Соединенных Штатов не находит понимания у европейских партнеров. По сообщениям СМИ, примеру Великобритании уже готовы последовать Германия, Италия и Франция, а китайское агентство «Синьхуа» добавило в этот список Швейцарию, Люксембург и Южную Корею. Даже Япония, при формальном отказе стать страной-учредителем нового банка, заявила, что ADB и AIIB уже провели обсуждение и готовы сотрудничать. Больше того, Азиатский банк развития готов делиться с вновь создаваемым банком своим опытом и ноу-хау. Тем самым были нивелированы аргументы США о возможной разбалансированности азиатских финансовых инструментов из-за несогласованной политики двух международных институтов, а также о невозможности обеспечить должные стандарты управления. «Financial Times» охарактеризовала весь этот процесс как «удар по Вашингтону».
Сейчас в развитых странах постепенно начинает доминировать мнение о том, что в свое время они не сделали должных выводов из усиления роли Китая в мировой экономике и не закрепили эту роль формально — в пакетах акций и органах управления существующих международных финансовых институтов. Больше того, Конгресс США раз за разом блокировал реформу МВФ, а Китай при этом становился все более и более нетерпеливым и периодически демонстрировал, что существующая реальность его не устраивает.
Сегодня развитые страны констатируют, что они оказались в положении догоняющих, а значит, для них предстоит непростой выбор: участвовать изнутри в не особо комфортной для них создаваемой Китаем «новой финансовой реальности», или, по примеру США, остаться на обочине процесса и пытаться вставлять палки в колеса. Последние события показывают, что Вашингтон, похоже, остался в меньшинстве.