Антимонопольное дело против российской компании «Газпром», начатое Европейской комиссией (ЕК) в октябре 2012 года, близится к своему завершению. Об этом стало известно еще в феврале этого года.

На днях информационные ресурсы Bloomberg и Financial Times опубликовали материалы об этом. Вкратце, претензии Евросоюза к «Газпрому» сводятся к обвинению последнего в том, что он злоупотребляет на рынке своим доминирующим положением, неоправданно завышает цены на газ и затрудняет странам-членам Евросоюза диверсифицировать свои поставки энергии. Антимонопольное дело против «Газпрома» не первое в Евросоюзе. Большой резонанс имели антимонопольные дела против американских ТНК Intel и Microsoft. В настоящее время ЕК рассматривает антимонопольные дела Google Inc., Apple Inc. и гиганта интернет-торговли Amazon.com Inc. В мае 2009 года Европейская комиссия вынесла обвинительный приговор и наложила на Intel рекордный штраф в размере €1,1 млрд. Дело «Газпрома» становится резонансным в этой связи, поскольку штраф может достичь рекордных €10 млрд. В соответствии с правилами ЕС, антимонопольный штраф может составлять 10 процентов от годового дохода компании. Возможный штраф против «Газпрома», пусть не в таком размере, а меньше может быть воспринят в Москве, как очередная санкционная мера ЕС против российской экономики из-за кризиса на Украине.

В настоящее время дело «Газпрома» находится в ведении нового комиссара по конкуренции Евросоюза датчанки Маргарет Вестагер. В интервью агентству Bloomberg Вестагер признала, что многие хотят политизировать дело «Газпрома», хотя сама еврокомиссар подчеркивает сугубо экономический характер проблемы. Тем не менее, британское издание Financial Times полагает, что антимонопольное дело ЕС против «Газпрома» грозит еще большим ухудшением именно политических отношений между Москвой и Западом. ЕС намерен заставить «Газпром», являющуюся одной из самых важных в стратегическом плане компаний, коренным образом пересмотреть методы ведения своего бизнеса в Европе.

Можно обратить внимание на относительно медленное развитие событий вокруг антимонопольного дела «Газпрома». Конфликт был инициирован жалобой Литвы в 2011 году, правительство которой сочло, что «Газпром» руководствуется политическими мотивами при определении цены на газ. Для Литвы она оказалась на треть выше, чем для Германии. Руководство «Газпрома» разницу в ценообразовании для двух стран объясняло количеством выбираемых объемов природного газа. У Литвы они были на порядки меньше, чем у Германии. Тем не менее, инициация в 2011 году антимонопольного дела против «Газпрома» стало значительным успехом Литвы, которая именно энергетическую проблематику сделала приоритетной во время своего полугодового председательства в Евросоюзе.

В заголовки мировых новостей антимонопольное дело ЕС против «Газпрома» впервые попало 11 сентября 2011 года в связи с одновременными рейдами и изъятием документов в офисах «Газпрома» в нескольких восточноевропейских странах. Расследование ЕК деятельности «Газпрома» затронуло Болгарию, Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву и Польшу.

В октябре 2012 года европейские чиновники из Брюсселя обещали завершить свое расследование дела против «Газпрома» в два года. Формальные обвинения против Газпрома были подготовлены в конце 2013 года. Однако предъявить их не решились. Очевидно, что решить проблему, как обещали, весной 2014 года помешали два обстоятельства: плановая смена руководства ЕС в связи с очередными выборами в Европарламент и кризис отношений между Россией и ЕС из-за Украины. Переговоры по урегулированию антимонопольного дела между ЕС и «Газпромом» в прошлом году замерли. ЕС пришлось взять на себя функцию благожелательного к Украине посредника в переговорах о поставках газа «Газпромом» на Украину, которые подразумевали исправность газового транзита в Европу через территорию Украины. Энергетические отношения между «Газпромом» и ЕС дополнительно осложнила проблема реверсных поставок российского газа на Украину странами-членами ЕС. Политический фактор, заложенный в проблему, в конкретных условиях политического конфликта стал сдерживать решение проблемы из-за возросших рисков для Евросоюза.

В феврале 2015 года вице-председатель Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марош Шефчович сообщил СМИ, что до начала рассмотрения дела «Газпрома» остаются недели. 13 марта Bloomberg сообщил, что Европейская комиссия устроила опрос европейских клиентов «Газпрома» прежде, чем принять антимонопольное решение. Детали анкет не являются публичными. Однако известно, в частности, что ЕК интересовали пересмотренные контракты «Газпрома» с Венгрией и Польшей. Изучение анкет может задержать решение ЕК. Одновременно еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер заявила, что речь может лишь идти о времени предъявления обвинений, а не об окончательном решении. Это косвенно является намеком «Газпрому», что шанс на полюбовное разрешение претензий остается. Москве дают понять, что знаком готовности пойти на примирение могли бы стать цены в газовых контрактах с Литвой и Эстонией, которые предстоит обновить в ближайшее время. Очевидно, что помимо «стратегических» проблем во взаимоотношениях мартовское обострение антимонопольного дела «Газпрома» имеет и чисто «тактические» задачи перед очередным возобновлением при посредничестве ЕС переговоров с Киевом о поставках газа на Украину.

Как видно, в преддверии антимонопольного дела «Газпрома» Евросоюз усиливает свое давление на российскому компанию по другим направлениям. 4 февраля 2015 года ответственный за энергетику вице-председатель Европейской комиссии Марош Шефвович в очередной раз критически расценил новый проект «Газпрома». По его мнению, «Турецкий поток» не будет работать из-за несоответствия спроса и предложения и из-за контрактных обязательств. Он призвал государства-члены ЕС бойкотировать турецко-греческий хаб. Спустя месяц, 12 марта 2015 года, власти Турции заявили, что они обеспокоены чрезмерной энергозависимостью страны от России и не намерены строить газопровод «Турецкий поток» теми темпами, на которые рассчитывает «Газпром», т. е. к концу 2016 года. Предстоящие парламентские выборы в Турции и экологические проблемы используются в качестве формального предлога для торможения проекта. На практике же Турция хочет от России еще большей скидки на газ. В конце февраля Турция уже получила скидку в 10,25%.

Общие претензии Брюсселя к «Газпрому» по антимонопольному делу и без формального обвинения хорошо известны. ЕС не согласен с большим разбросом цен для отдельных государств-членов. В Брюсселе полагают, что различия в ценах часто носят политически мотивированный характер для государств «Новой Европы» — бывших сателлитов СССР. Проблема цен на газ от «Газпрома» и приведения их к одному общему знаменателю вновь встанет на очередном саммите ЕС на этой неделе, когда начнутся обсуждения проблемы создания в ЕС энергетического союза. Следующий вопрос претензий касается проблемы о конечном пункте назначения газа, который препятствовал бы его перепродаже. Похоже, что новый проект «Газпрома» — «Турецкий поток» идет навстречу пожеланиям европейцев. Россия готова продавать газ на границе Турции и ЕС.

Следующая претензия касается практики «Газпрома» привязывать свои трубопроводные проекты к контрактам на поставку газа. Подобного рода пункты соглашений грозят покупателям увеличением цены, если они будут создавать собственную инфраструктуру для приобретения газа у конкурентов «Газпрома». Однако новый проект «Газпрома» — «Турецкий поток» демонстрирует готовность российского концерна допустить к использованию трубы других производителей газа.

И, наконец, главная претензия к «Газпрому» — это общий принцип ценообразования, когда в долгосрочных контрактах цены на газ привязываются к нефтяным ценам. Главный конкурент «Газпрома» в Европе норвежская компания Statoil в основном отказалась от практики подобной ценовой привязки. Еврокомиссия полагает, что по примеру Statoil «Газпрому» следует устанавливать свои цены на открытом и прозрачном рынке. Задача ЕК — не просто снизить цены на газ, но и стимулировать конкуренцию на европейском энергетическом рынке. От «Газпрома» требуют, чтобы он отказался от привязки к нефти, ориентировался на цены, складывающиеся на спотовом рынке, и соответственно снижал цены. Здесь, однако, заметим, что падение цен на нефть осенью 2014 года ведет сейчас к автоматическому снижению цены на газ. Это снимает фактор общего недовольства высокими ценами на газ, повышающими общие издержки европейской экономики. ЕК желает компромиссов от «Газпрома». Пока что трехмесячные переговоры между «Газпромом» и ЕК в Брюсселе в конце 2013 — начале 2014 года завершились без видимого результата. По нынешнему состоянию дел более, чем вероятно, что дело закончится наложением штрафа на «Газпром», который, впрочем, не примет крайние по размерам величины. Вопрос о штрафе прямо связан с авторитетом Брюсселя в государствах-членах на восточных рубежах Евросоюза. Россию уже заранее предупреждают, что в том случае, если компания откажется платить штраф, ЕК прибегнет к вычетам из тех сумм, которые европейские покупатели станут уплачивать «Газпрому» за текущие поставки. В этих условиях «Газпром» сможет тянуть с выплатой штрафа какое-то время, действуя в апелляционном суде.

Однако и после всей процедуры антимонопольного наказания следует прогнозировать, что проблемы «Газпрома» в ЕС, пойди он на встречу всем пожеланиям европейцев, не будут решены. «Окончательным решением», удовлетворяющим ЕС, могла бы стать только реструктуризация компании с полной приватизацией ее разделенных частей и окончательным уводом их в транснациональное поле. Европейцы — хорошие клиенты. Они платят много денег. Они платят вовремя и платят в твердой валюте. Однако их не устраивает одно существенное обстоятельство. Европейцы не хотят платить Российскому государству.