Прогнозы МЭР убедительны — пик инфляции ожидается в апреле: эксперты
Прогноз Минэкономразвития, согласно которому пик инфляции в России будет достигнут в апреле, а затем динамика цен может смениться на отрицательную, выглядит правдоподобно — такое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM высказал аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
Сегодня, 16 марта, глава Минэконономразвития Алексей Улюкаев заявил, что, согласно прогнозу МЭР, в апреле 2015 года инфляция в России в годовом исчислении составит около 18%. Затем, полагает министр, инфляция пойдет на спад и к декабрю опустится до 12,2%. При этом среднегодовая инфляция составит почти 16%. Улюкаев также добавил, что рост ВВП России в 2016-2018 гг. может составить 2,5-3%.
«В целом, если судить по основным тенденциям, пик роста цен действительно, скорее всего, придется на апрель-май, так как все ценовые максимумы в последние два-три года приходились примерно на этот период года, — отметил экономист. — При этом мы уже сейчас видим недельное замедление темпов инфляции по сравнению, например, с октябрем 2014 года. Так, на неделе с 3 по 10 марта инфляция составила 0,2%, это недельный минимум с октября».
Постепенно на рост цен перестает влиять импорт, констатировал Сороко. Но по итогам года инфляция едва ли остановится на однозначных значениях. «За два месяца у нас уже накоплено более 6%, и выйти на таргетируемые 8% вряд ли удастся, — полагает эксперт. — Хотя уже осенью возможна дефляция за счет стабилизации курса валют и отмены продуктового эмбарго». Кроме того, напомнил аналитик, на показатели инфляции непременно будет влиять покупательная способность населения: с учетом того, что большинство российских компаний не планируют индексировать в этом году заработную плату своих работников, продавцам придется сдерживать цены, чтобы не упустить прибыль. «Мы прогнозируем инфляция 11-12% по итогам года», — констатировал Сороко.
Что касается показателей ВВП, то на них будет влиять целый комплекс факторов, в том числе и не вполне предсказуемых, отметил эксперт. Если в 2015 году вероятно его снижение на уровне прогноза ЦБ (3,5 — 4%), то уже в 2016, действительно, возможен некоторый рост. Но, вероятно, он вновь будет привязан к ценам на энергоносители: если цена на нефть установится на уровне хотя бы 70-75 долларов за баррель, будет снят запрет на рефинансирование российских компаний за рубежом, а политическая ситуация стабилизируется, ВВП может показать рост на уровне 1-1,5%, а в перспективе 3-5 лет вернуться к таргетируемым показателям ЦБ, резюмировал аналитик.
«Прогнозы Улюкаева выглядят убедительно, — в свою очередь, отметил эксперт аналитического бюро „Инвесткафе“ Сергей Подыногин. — При падении ВВП в 2009 году почти на 8%, Россия смогла обеспечить рост в 2010-2012 по 3,5-4,5% в год. Поэтому при падении ВВП в 3,5-4% в 2015 году, вполне разумно ожидать рост в последующих годах. Но такой сценарий выполним при грамотной реализации антикризисного плана, восстановлении цен на нефть и отсутствия новых санкций со стороны западных стран. Что касается других возможных сценариев: можно добавить, что в 2016 году может быть незначительное падение ВВП и уже в 2017 уверенный рост». «По инфляции можно будет ожидать меньшие значения: на мой взгляд названа верхняя планка, чтобы потом ее можно было понизить», — добавил аналитик.
«У ЦБ помимо базового есть и другие прогнозы (оптимистический и пессимистический), Улюкаев, видимо, представил сценарий базового прогноза, — в свою очередь, прокомментировал слова министра начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК „Фридом Финанс“ Георгий Ващенко. — Я полагаю, что такое развитие событий предполагает среднюю цену на нефть около 60 долларов за баррель до конца года. В этом случае можно ожидать снижение инфляции к концу года до 13% и ниже. Экономика привыкнет к росту цен и новым ставкам, ближе к концу года сектор розничной торговли может продемонстрировать оживление. Однако любое снижение котировок нефти ниже 50 долларов, даже кратковременное, будет усиливать инфляционные ожидания, которые снизятся только в случае устойчивого роста цены на нефть выше 70 долларов. Поэтому нельзя исключать кратковременных инфляционных шоков внутри года, что вынудило бы ЦБ поднять ключевую ставку».