Гонконг меж Ватиканом и Пекином
Новый «камень преткновения»
Почетный кардинал Гонконга Йозеф Дзен в интервью итальянской газете Corriere della Sera подверг критике политику Ватикана в отношении континентального Китая. «В нынешних обстоятельствах соглашение с Пекином станет безоговорочной капитуляцией Святого престола, если коммунисты видят, что вы их боитесь, то сомнут вас», — заявил монсеньор. Он назвал «большой ошибкой» отказ папы Римского Франциска от встречи с далай-ламой XIV Тэнзином Гьяцо, который в составе группы лауреатов Нобелевской премии мира посетил в декабре прошлого года Рим. По мнению Дзена, попытки Ватикана выйти на взаимовыгодное решение по вопросу рукоположения священников и епископских хиротоний (в настоящее время в Китае существуют две иерархии — непризнанная Святым престолом Патриотическая католическая ассоциация и непризнанная властями «подпольная церковь») создает впечатление «ложного диалога». Отдельно гонконгский кардинал выразил сожаление о действиях государственного секретаря кардинала Пьетро Паролина, в котором «сначала был уверен», но потом изменил о нем мнение, когда узнал, что госсекретарь выступает за заключение соглашения с Пекином. Дзен не в первый раз требует от Ватикана придерживаться жесткой линии в переговорном процессе с Китаем. Так, в июле 2014 года он советовал Франциску не ездить в Пекин, потому что иначе там им будет «манипулировать режим». По словам кардинала, официальные лица китайского правительства все равно не дадут понтифику встретиться с членами «подпольной церкви» и будут искать возможность использовать папский визит как доказательство растущего доверия к епископам, которые назначаются с одобрения руководства страны.
Однако то, что летом прошлого года можно было воспринимать как «экстравагантность» или «чудачество» высокопоставленного гонконгского пенсионера, который отошел от руководства делами епархии в 2009 году, сегодня видится иначе. В сентябре 2014 года в Гонконге вспыхнули беспорядки, позже названные «революцией зонтиков». Поводом для них послужило решение Пекина провести реформу избирательной системы на предстоящих в 2017 году выборах исполнительной власти города, в соответствие с которой кандидатура местного губернатора должна была согласовываться с китайским правительством. В ответ профессор юриспруденции Гонконгского университета Бенни Тай вместе с социологом из Китайского университета в Гонконге Чэнь Цзяньминем и одним из видных функционеров баптистской церкви Чжу Яоминем предложили начать кампанию массового гражданского неповиновения. Журнал итальянских иезуитов Popoli в те дни связался с одним из монахов, который живет в Гонконге, и попросил на условиях анонимности дать оценку нынешним протестам. Как рассказал этот монах, «из двух католических кардиналов бывший глава епархии Иосиф Дзен явно одобряет протест, в то время как действующий архиепископ Джон Тонг Хон призывает к спокойствию и уважению человеческой жизни. Англикане не одобряют протестное движение и студенческий бойкот. Но в целом христиане склонны выступать за достижение равенства и справедливости».
Хон призывает к примирению между администрацией города и демонстрантами, передавал в октябре 2014 года итальянский католический еженедельник L`Agenzia Servizio Informazione Religiosa. Упомянув о «неприятных» событиях, имевших место в последние дни, кардинал попросил гонконгское правительство «поставить личную безопасность граждан на первое место в списке проблем, проявить умеренность в использовании силы и попытаться прислушаться к голосу подрастающего поколения и общества». Как сказал Хон, «моим искренним желанием является то, чтобы все сохраняли спокойствие, поэтому я хотел бы просить всех христиан продолжать молиться за примирение конфликтующих сторон и за благополучие нашего сообщества». В то время как его предшественник, информировал итальянский католический портал Vatican Insider, «пользуясь своим авторитетом, выступил за проведение в 2017 году прямых всеобщих выборов главы местной администрации, которые Пекин предпочел ограничить допуском приемлемых лишь ему кандидатов. 27 сентября студенты организовали мирное блокирование бизнес-центра, к которому присоединился и кардинал. „Пришло время показать, что мы хотим быть действительно свободными, а не рабами“, — сказал он собравшимся».
Так «совпало», что слова и поведение Дзена перекликались с пропагандистской кампанией, развязанной против Пекина западными политиками и прессой. Свою «озабоченность» действиями китайского правительства выразила Великобритания, а пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнст на брифинге в Вашингтоне отметил, что «США поддерживают идею всеобщего избирательного права в соответствии с основным законом и мы одобряем чаяния гонконгцев». Эта «перекличка» заставляла задуматься, в какой же роли на самом деле выступает почетный гонконгский кардинал — духовного лидера с высоким моральным авторитетом или политического активиста, благословляющего молодых гонконгцев принимать участие в «цветной революции». И, соответственно, в какой из ипостасей Дзена воспринимает сам Ватикан, чье отрицательное отношение к попыткам под видом «демократизации» идти на раскол общества слишком хорошо известно на примере «арабской весны». Пастырское попечительство бывшего главы архиепископии Гонконга над манифестантами не могло не вызывать ассоциаций с событиями на Украине, где лидеры Украинской греко-католической церкви активно пытались втянуть Святой престол и папу Франциска в политические разборки между Киевом и Донбассом. А фактически с подачи украинских униатов Ватикан хотели вписать в сложную и опасную геополитическую комбинацию по переформатированию постсоветского пространства, окончательный выход из которой, чем бы он не завершился, сулил Католической церкви потерей доверия в глазах любой одной из противоборствующих сторон или даже всех сразу. Складывается впечатление, что посредством кардинала Дзена подобная интрига разыгрывалась в партии «Пекин — Гонконг». Это первое.
Второе. В пятиугольнике «Святой престол — „подпольная церковь“ — Пекин — Патриотическая католическая ассоциация — Гонконг» последний выглядит пока что самым слабым звеном. Ставка на то, что «подпольная церковь» будет и далее мешать восстановлению отношений между Ватиканом и китайским правительством, не оправдывается. Как заявил в середине февраля этого года в интервью Vatican Insider епископ «подпольной церкви», глава епархии Цицикара Иосиф Вэй Джиньи, достижение соглашения с Пекином по признанию епископов (речь о Патриотической католической ассоциации — ред.) не будет выглядеть актом уступки со стороны Святого престола. Владыка отметил, что некоторые члены «подпольной церкви», конечно, проявят недовольство, если такая договоренность состоится, но таковых «меньшинство», а большинство китайских католиков окажут «всестороннюю поддержку папе Франциску» в его попытке объединить верных в единой Католической церкви Китая. Аналогичных воззрений придерживается и Павел Се Тинчжэ, «подпольный» епископ Урумчи. Он не видит препятствий в налаживании диалога со своими коллегами из Патриотической католической ассоциации. По крайней мере в провинции Синьцзян, рассказывает монсеньор, «подпольная церковь» напрямую взаимодействует с «официальной», работая без посредников. Более того, местные власти предпочитают иметь дело с христианами, поскольку они «в большей степени готовы к сотрудничеству», а также из-за опасений, что «мусульмане-уйгуры Синьцзяна заражены идеями джихадизма». Создание единой Католической церкви поможет легализации «подпольной церкви» в глазах Пекина и «официальной» в глазах Святого престола. Где тогда окажется Гонконг, который сегодня может выходить на Ватикан напрямую? Не исключено, что он потеряет свою «самостоятельность» и будет включен в Конференцию католического епископата Китая. А это уже не позволит разыгрывать «гонконгскую религиозную карту» в противостоянии между Западом и Пекином.