Как создаётся сепаратизм на Русском Севере?
Учебник по истории Архангельской области будут писать под наблюдением Сороса
Сепаратизм проходит в своем развитии три стадии. Первая начальная и базовая стадия — это формирование региональной идентичности, необходимой для отличия группы от национального большинства (1). Вторая стадия предполагает институализацию этой идентичности, которая проявляется в появлении различного рода официальных организаций, которые претендуют на отстаивание прав группы и артикулируют ее требования. В числе этих требований со временем появляется и требование автономии, не обязательно территориальной, но и территориальной тоже. После этого возможно движение в направлении полного отделения. Третья стадия предполагает признание национального движения со стороны центральных властей и подтверждения права группы на ту или иную форму самоопределения. Согласно этой классификации, не трудно заметить, что движение «поморского возрождения» в Архангельске за прошедшую четверть века уже прошло две первые стадии и в 2012 году споткнулось на третьей. К этому времени в Архангельске уже существовали планы создания, по крайней мере, на части территории области национально-территориальной автономии. Группа в перспективе начала уже претендовать на статус «коренного народа», что в понятиях международного права означает народ, проживающий на завоеванной и оккупированной другим народом территории.
Несмотря на негативные для них коллизии самых последних лет, «поморское возрождение» продолжается в рамках первых двух вышеописанных стадий, но сейчас скорее по инерции. Работа в направлении формирования поморской идентичности, пусть без прежнего размаха, сугубо в фоновом режиме идет на всех уровнях региональной культуры по заданной инерции в убывающем режиме. Формирование поморской региональной идентичности воспринимается подавляющим большинством жителей внутри региона вполне терпимо, как некий естественный процесс и как само собой разумеющееся явление. Но, на самом деле, за якобы естественными рамками явления на поверку скрывается повседневная культурная работа.
В формировании новых региональных идентичностей, имеющих в перспективе сепаратистский характер, большая роль обычно принадлежит школьному образованию. Как пример. Вот фрагмент из воспоминаний известного диссидента генерала Петра Григоренко (1907-1987): «И вот Михаил Иванович с горячностью включился в дело организации Борисовской семилетней трудовой школы. Был подобран прекрасный преподавательский состав, и школа начала работать. Но это не было простым рождением школы. Поскольку в старшие классы шли уже подростки и молодежь, школа стала рассадником культуры. Почти одновременно со школой родилась украинская культурная организация „Просвита“. Привезли ее с собой учитель истории Онисим Григорьевич Засуха и его жена Оксана Дмитриевна — преподаватель немецкого языка. Они оба были членами „Просвиты“ и организовали ее отдел у нас. У них у первых я и услышал бандуру. От них первых я получил „Кобзаря“ и от них я узнал, что написал его великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. И что я принадлежу к той нации, что и великий Кобзарь, что я — украинец. Этого я уже никогда не забывал, хотя далеко не всегда работал на пользу своей нации» (2). Таким образом, украинская идентичность у Петра Григоренко была сформирована в детские годы работавшими в русле советской политики украинизации учителями-энтузиастами украинства. Культурная деятельность двух учителей в рамках одного села изменила идентичность целого молодого поколения. Хорошая иллюстрация к положению, что этническая идентичность формируется в детском возрасте средствами культуры в семье и вне ее рамок.
В связи с этим обратим внимание на то, что под влиянием или прямо на основе псевдонаучных трудов проф. Владимира Булатова в Архангельске в минувшее десятилетие был создан целый спектр учебных пособий для компонента регионального образования, призванного формировать через школу у подрастающего поколения поморскую региональную идентичность (3).
Кроме того, на базовое историческое образование и гуманитарное образование в САФУ в Архангельске пытаются шире влиять и норвежцы через структуры своего Баренцева региона. Базовая идея «Поморья» и поморской идентичности прямо связана с идеологией норвежского Баренцева региона, с идеей трансграничной идентичности — «северности». В настоящее время норвежская идеология Баренцева региона осваивает новую перспективную идеологию соперничества в Арктике — «асимметричное соседство». В связи с этим обратим внимание на то, что в рамках международного проекта в 2014 году был подготовлен учебник по истории для Высшей школы для стран Баренцева региона. Норвежцы рассчитывают, что этот учебник будет использован при подготовке историков и гуманитариев в российских университетах российских регионов, охваченных баренц-сотрудничеством.
Год назад, 15 апреля 2014 года, пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области сообщила о предложении местного губернатора Игоря Орлова создать новый учебник истории Архангельской области для средней школы. Предложение по созданию учебника тогда поддержали руководители кафедр общественных наук архангельских вузов и, прежде всего — Института социально-гуманитарных и политических наук (ИСГиПН) Северного Арктического федерального университета (САФУ).
С нашей точки зрения, создание подобного рода учебника оправдано только в том случае, если в результате под региональную историю будут возращены научные основания, а созданные за последние 25 лет мифы будут преодолены. Конечно, прежде, чем запускать проект учебника истории для средней школы Архангельской области следовало бы хотя бы на уровне региональных научных конференций или круглых столов обсудить проблему фальсификации региональной истории и исторического мифотворчества в рамках деятельности т. н. «архангельской школы регионоведения». Вот примерные темы этих научных мероприятий: «Концепция региональной истории проф. Булатова», "Концепция «Поморской энциклопедии», «Асимметричное соседство и история Архангельской области» и т. д. Без предварительного определения принципиальных историографических позиций работать по тексту нового учебника нельзя. Тем не менее, 5 марта 2015 года в Ломоносовском фонде Северного Арктического федерального университета состоялось очередное заседание рабочей группы, которая ведет разработку учебного пособия. Будущий учебник уже получил название «Архангельский Север в истории России». Здесь сразу отметим то обстоятельство, что утвердившееся за регионом Архангельской области на рубеже 1980-1990-х годов книжное название «Поморье» начисто выпадает из названия учебника и из названия его отдельных глав.
Отметим и другое важное обстоятельство. Год назад при определении общей концепции учебника в узком кругу архангельскими историками было принято принципиальное решение отказаться как от ненаучной от концепции региональной истории проф. Булатова при подготовке текста нового учебника. О принципиальной позиции — вернуться к научной методологии после двух десятилетий булатовского поморско-норвежского баренцева мифотворчества, было решено кулуарно без каких-либо публичных заявлений. Тем не менее, почему-то в информации в местных СМИ о последнем заседании рабочей группы в Ломоносовском фонде утверждалось, что на совещании в Ломоносовском фонде «по общему мнению, в основу книги должны лечь учебники и пособия профессоров Георгия Фруменкова, Анатолия Куратова, Владимира Булатова». Что касается последнего, то куратор проекта председатель Ломоносовского фонда проф. Татьяна Буторина 6 марта 2015 года заверила нас, что местные СМИ транслировали ошибку. Проф. Буторина еще раз подтвердила, что концепция истории региона проф. Булатова ни в коей мере не будет использоваться в тексте нового учебника для средней школы Архангельской области.
Что касается этой концепции, то хотелось бы повториться еще раз. Если отвлечься от личности проф. Булатова, и просто проанализировать его тексты, то становятся очевидными их ненаучность, компилятивность и дилетантизм. Основные положения концепции истории региона проф. Булатова не имеют опоры на исторические источники. Это фантазия на заданную Баренц-сотрудничеством тему.
Поэтому, что касается творческого наследия проф. Владимира Булатова, то специалисты-историки в Архангельске уже между собой в частном порядке давно обсудили и все поняли. Однако публичной оценки концепции псевдонаучных трудов проф. Булатова все еще нет. Более того, сейчас в Архангельске известные круги пытаются с завидной чередой время от времени посредством разных мероприятий поднимать тему «Проф. Владимир Булатов — великий ученый». В связи с этим теперь обратимся к личности и заметим, что почетное наименование издательства САФУ именем проф. Булатова означает прямое приглашение сотрудникам университета плохо делать свою работу, а историкам во имя зарубежных грантов — фальсифицировать историю родного края, историю России.(4) То же самое касается мемориальных досок и персональной почетной аудитории в ИСГиПН САФУ.
Но вернемся опять к будущему учебнику «Архангельский Север в истории России». Есть очевидные проблемы. Прежде всего по срокам. Текста еще нет, а губернатор хотел бы, чтобы учебник был готов к новому учебному году в 2016 году. Обращает на себя внимание незначительное участие в проекте кафедры отечественной истории ИСГиПН САФУ. В написании текста учебника примет участие лишь проф. Михаил Супрун — при сложившихся условиях номинальный заведующий этой кафедры. Слабая кафедра отечественной истории поучаствует в проекте ушедшими из жизни кадрами. Для первых глав нового учебника будут использованы фрагменты из старого учебника покойного проф. Анатолия Куратова.
В написании учебника примут участие тесно связанные с норвежцами скандинавист проф. Андрей Репневский и представитель «архангельской школы регионоведения» проф. Владислав Голдин. Это главные силы творческого коллектива. И проф. Репневский, и проф. Голдин в августе 2013 года двое из историков САФУ удостоились участия в оплаченной норвежским Баренц-секретариатом «Нансеновской экспедиции» — норвежском научном круизе по Арктике. Это демонстрирует, что сотрудничество с проф. Голдиным и проф. Репневским важно для норвежцев. Проф. Репневский в учебнике «Архангельский Север в истории России» будет излагать тему поморов и поморской торговли. Полагаем, что здесь ему не обойтись без введенных в научный оборот в марте 2014 года актов государственного законодательства Российской империи о поморской торговле, русских поморах и Поморском крае (http://narfu.ru/upload/iblock/a8d/08.pdf).
Что касается проф. Голдина, то, по-видимому, он собирается транслировать в школьное преподавание блок идей, которые он представил в учебнике «The Barents History Book» для Высшей школы стран Баренцева региона. Если концепция «поморской торговли» и «поморов» является основой для идеологии трансграничной идентичности в Баренцевом регионе — это вчерашний день враждебной России идеологии, то «The Barents History Book» исходит из продвигаемой в настоящее время норвежцами идеологии «асимметричного соседства». Если тема трансграничной идентичности в прежнем исполнении проф. Булатова приняла вид грубой топорно сделанной фальсификации, видимой невооруженным глазом специалисту, то баренцева концепция под знаком «асимметричного соседства» отличается более тонкой культурной настройкой. Пока остается неясным, насколько будущий учебник «Архангельский Север в истории России» отразит в своем тексте норвежскую концепцию «асимметричного соседства». Тем не менее, участие в проекте написания учебника историков, тесно связанных с норвежским Баренцевым регионом и сотрудничающих с университетом Тромсе, показательно. Оно в очередной раз демонстрирует используемый посредством САФУ потенциал «мягкой силы» Норвегии. История по-прежнему остается слишком важным идеологическим инструментом трансформации будущего России. И здесь обращает на себя внимание заявление куратора и участника проекта заведующего отдела науки и образования Павла Журавлева о том, что без «помощи» Института открытого общества Джорджа Сороса в работе над школьным учебником по истории Архангельской области никак не обойтись. Пока мы наблюдаем, что историю Русского Севера в Архангельске собираются писать под редакцией скандинависта проф. Андрея Репневского и при «помощи» Института Сороса.
Разумеется, хотелось бы надеяться, что заданные в последнее время импульсы приведут к тому, что региональная история в новом учебнике Архангельской области в основе своей будет базироваться на научных основаниях. В любом случае, наша позиция такова — перед публикацией в бумажном виде макет учебника с текстом, картами и иллюстрациями должен быть опубликован в электронном виде в качестве проекта на сайте правительства Архангельской области для последующего публичного обсуждения. Понуждаемая губернатором спешка в столь важном образовательном проекте не нужна. Учебная литература должна работать на национальные интересы России, а не против них, но в интересах Джорджа Сороса.
(1) Региональные идентичности следует различать и соответственно к ним относиться. Одни имеют в России исторический характер и связаны с историческими областями — «городами». Например, псковичи, новгородцы и т. д. Осторожно следует относиться к новым региональным идентичностям, само появление которых чаще всего свидетельствует о развитии негативных этнических процессов. Признаком формирования новых идентичностей может, например, служить смена прежнего исторического названия региона на новое. Классический пример из русской истории — Украина. В нашем случае — Архангельской области на Поморье.
(2) Григоренко П. В подполье можно встретить только крыс. Нью-Йорк, 1981.
(3) Булатов В. Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006; Зайцева. Т. В. Город, хранимый Архангелом: приложение к образовательной программе по этнокультурному краеведению для учащихся 8-11 классов. Архангельск, 2010; Копица М. Н. История Архангельского Севера с древнейших времен до начала XX века. Пособие для учителя. Архангельск, 2007; Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений. Под общей ред. И.Ф. Поляковой. 5-е изд. Архангельск, 2014; Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. Архангельск, 2010.
(4) Проф. Владимир Булатов вполне сознательно фальсифицировал региональную историю для сотрудничества с норвежцами с самого старта проекта Баренцева региона. Его друг и ближайший «соратник» по «поморительству» Архангельской области проф. Юрий Лукин недавно так объяснил мотивы деятельности Булатова: «Как авторитетный общественный деятель, ученый, ректор Поморского университета имени М. В. Ломоносова, профессор В. Н. Булатов не мог не оказать влияния на продвижение бренда „Поморье“ не только для целей развития туризма на Русском Севере, но и подмены им названия всей Архангельской области даже на региональном уровне власти и управления. Интернационализация Поморья способствовала получению финансовых и других ресурсов из других стран на укрепление материальной базы, приобретение современного оборудования для Поморского университета, способствовала мобильности архангельских студентов и преподавателей, за что многие из них благодарны своей альма-матер». Означенный текст содержался в черновике рукописи: Лукин Ю. Ф. Новая Архангельская летопись. 2-е изд., испр. и доп. Архангельск, 2014. С. 58. Т. е., по Лукину, проф. Булатов занимался «интернационализацией Поморья» — передачей региона глобальным игрокам за получение «финансовых и других ресурсов». Правда, факт продажности Булатова Лукин трактует в духе известного персонажа из «Двенадцати стульев»: «не корысти ради, токмо волею пославшей…». Здесь не будем забывать то обстоятельство, что бывший коммунист проф. Владимир Булатов в 2002 году отказался от русской этнической идентичности и заявил, что он по национальности помор. Поэтому проф. Булатов — это еще и предатель Русского мира во имя постоянной беготни в норвежский Баренц-секретариат и суеты вокруг норвежских чиновников.