Бангладешцы узнали, что у Мьянмы есть ВВС
26 февраля бангладешская газета «Dhaka Tribune» обратила внимание, что на страничке в Фейсбуке, озаглавленной «Военно-воздушные силы Мьянмы», появилась новая карта — «Будущая Мьянманская империя». На этой карте территория Банладеш была обозначена как часть «империи», и на ней было помещено изображение национального флага Мьянмы. В сопроводительном тексте к картинке высказывались мысли о том, что что Бангладеш поддерживает террористов, пытающихся подорвать стабильность в мьянманском штате Ракхайн. В тексте также содержался призыв к мьянманцам «ударить по Бангладеш как можно скорее, пока еще не поздно это сделать». За несколько дней эта картинка, как указывает газета, собрала около 500 «лайков» и более 1200 перепостов. Чрез несколько суток эта карта исчезла со страницы, но тем не менее, пользователи из Бангладеш перед этим ее активно комментировали, высказывая свое возмущение. Один из комментаторов, носящий бенгальское имя, написал: «Кончайте мечтать, бирманцы! О-о, сегодня я впервые узнал о том, что у Мьянмы есть военно-воздушные силы!» Другой добавил: «Я слышал, что в Афганистане (где нет портов) есть Министерство морского транспорта. Сейчас я услышал, что у Бирмы есть ВВС».
Кто и зачем разместил карту «Мьянманской империи» — так и осталось невыясненным. Точно так же нет официального подтверждения принадлежности страницы «Военно-воздушные силы Мьянмы» командованию мьянманских ВВС. Тем не менее, страница эта находится в категории Фейсбука «Правительственные организации», где, по идее, должна быть процедура верификации. Первой на скандальный материал обратило внимание онлайн-издание «Burma Times», пишущее почти исключительно о проблемах мусульман, проживающих на территории граничащего с Бангладеш мьянманского штата Ракхайн. Именно на него ссылается бангладешская газета в своем утверждении о том, что упомянутая страница официально принадлежит ВВС Мьянмы. Следует отметить, что это — не первый подобный случай во взаимоотношениях двух стран. Чуть менее года назад, 20 марта 2014 года, в той же бангладешской газете «Dhaka Tribune» появилась статья журналиста Зишана Хана, озаглавленная «Референдум в штате Ракхайн?» По мнению автора, в мьянманском штате Ракхайн необходимо провести референдум по «крымскому сценарию», и по его итогам перенаселенная Бангладеш вполне могла бы за счет Мьянмы получить новые территории.
Двусторонние отношения Мьянмы и Бангладеш в последние годы осложняются вопросами, связанными с положением в Мьянме этнического мусульманского меньшинства рохинджа, насчитывающего чуть более миллиона человек. Власти Мьянмы утверждают, что эта национальная группа ничем не отличится от живущих на территории Бангладеш читтагонгских бенгальцев и по большей части состоит из нелегальных мигрантов, перешедших в Мьянму из Бангладеш в предыдущие десятилетия, а также их прямых потомков. В 2012 году в штате Ракхайн произошли массовые вооруженные столкновения между рохинджа и основным населением этого мьянманского штата — ракхайнцами, исповедующим буддизм.
Петр Козьма