Об уголовной ответственности за содействие Донбассу в Латвии
12 февраля в Минск слетелись первые лица Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, России, Германии и Франции. Очередная попытка мирного урегулирования ситуации в Донбассе была на повестке дня. В тот же день на повестке дня парламента Латвии была законодательная инициатива криминализации деятельного участия латвийцев в противостоянии в Донбассе.
Под шумок из Минска за нейтральными формулировками поправок к уголовному закону Латвии принималась суровая мера антирусской направленности, суть которой заслуживает особого вскрытия как по части содержания, так и по части процедуры превращения данной инициативы в закон.
12 февраля парламент Латвии в срочном порядке дополнил уголовный закон Латвии тремя новыми статьями: «Противоправное участие в вооружённом конфликте» (ст. 71.1), «Финансирование вооружённого конфликта» (Ст. 77.2) и «Вербовка, обучение и отправление на вооружённый конфликт» (ст. 77.3). Статьи суровы, они грозят наказанием до 8-10 лет тюрьмы.
«…констатировано, что лица латвийской государственной принадлежности вовлечены в конфликт на Украине, а также в Латвии развёрнуты информационные кампании и организована другого вида поддержка лицам, которые участвуют в происходящем за границей вооружённом конфликте, что может содействовать отправлению и других лиц латвийской государственной принадлежности на юго-восток Украины для вовлечения в происходящий там вооружённый конфликт», — дано в аннотации инициативы за подписью министра юстиции Латвии Дзинтара Раснача. Таким образом, за общими формулировками самих статей речь идёт именно о ситуации в Донбассе.
Аннотация законопроекта не раскрывает того, какие конкретно общественные кампании подразумеваются, но расклад по ним в Латвии известен. В поддержку стороны украинской группировки неонацистского толка «Правий сектор» в Латвии действуют гуманитарная общественная организация SOS Ukrainai и общественная организация неонацистского толка «Клуб латышских националистов» (ранее — «Клуб 415»). В свою очередь в поддержку ополчения Донбасса открыто действуют товарищество «Русская Заря», общественная организация «Балтия» и Владимир Линдерман.
Что касается непосредственного участия в вооружённом конфликте с оружием в руках, то по ст. 77.1 уголовная ответственность введена для всех добровольцев, независимо от выбора стороны конфликта. Если под формулировку «активное участие в происходящем за пределами Латвийской Республики вооружённом конфликте» не будут подводить публичное выражение мнения в поддержку той или иной стороны, с этой новой уголовной статьёй всё более-менее понятно — как с парламентской трибуны заявил представитель условно прорусской партии «Согласие» Валерий Агешин, «нашим согражданам не надо участвовать в чужих войнах»… правда, непонятно, как войну в Донбассе русский может называть чужой, но это уже из области чести и достоинства, а не из области нормотворчества в латвийском парламенте.
По части материальной поддержки участников вооружённого конфликта, то применительно к событиям в Донбассе нововведение означает, что материальная поддержка ополчения со стороны латвийцев по латвийскому закону становится преступной. При этом материальная поддержка добровольческих батальонов на стороне властей Украины под данную статью не подпадает. На вопросы о том, означает ли нововведение запрет на гуманитарную помощь гражданскому населению в конфликте, при принятии закона в парламентских дебатах был дан ясный ответ — гуманитарная помощь гражданскому населению под ограничение не подпадает.
Относительно вербовки, обучения и отправления для участия в вооружённом конфликте всё относительно понятно — содействие добровольцам в отправлении в Донбасс становится уголовно наказуемым.
Таким образом, основная неясность по тройке новых статей уголовного закона Латвии заключается в том, становится ли публичная моральная поддержка ополчения Донбасса уголовно наказуемой будто это «активное участие в происходящем за пределами Латвийской Республики вооружённом конфликте». Текстуально поправки не выражают явного ограничения права на свободу мнения, не следует такого ограничения и из подготовительных материалов нововведения, поэтому объективных оснований предполагать риск уголовного преследования в Латвии за выражение мнения в поддержку ополчения Донбасса пока нет. Благоволящие партии «Согласие» средства массовой информации вводят русских латвийцев в заблуждение насчёт позиции партии в процессе криминализации содействия ополчению Донбасса. Действительность же такова, что в целом партия «Согласие» нововведения поддержала, в первом парламентском чтении законопроекта члены парламентской фракции «Согласия» единогласно проголосовали за, во втором же чтении представитель фракции Валерий Агешин с парламентской трибуны прежнюю поддержку поправок, по сути, подтвердил, объяснив, что при голосовании во втором парламентском чтении «Согласие» воздержится лишь из-за недостаточно чёткой, по их мнению, формулировки криминализации материальной помощи. Также необходимо отметить, что в данном случае голосование «воздержанием» со стороны партии «Согласие» является лишь ширмой для перекрытия полной поддержки нововведения, ведь, несмотря на якобы не устраивающие их формулировки, они вместо предложений по уточнению единогласно проголосовали за принятие поправок в срочном порядке, отвергнув возможность их доработки в обычном третьем парламентском чтении.