В преддверии нового «Минска»
Кризис на Украине и попытки его урегулирования с середины прошлой недели стали главной темой международной политики. Внешне дело выглядит так, будто дипломатический кризис вокруг гражданской войны на Украине достиг своего пика. После уикенда в понедельник 9 февраля западные СМИ совершенно противоположно оценивают текущий момент. Согласной одной широко распространенной точки зрения, по результатам последних событий вокруг Украины все плохо для России. Согласно другой — для Запада.
Так, например, обозреватель германского околоправительственного информационного ресурса Deutsche Welle Михаэль Книгге вообще полагает, что в случае с Украиной Запад оказался в тупиковой ситуации. Если соглашение в Минске о перемирии не будет заключено, то наступление «сепаратистов» будет продолжаться, и Украину ждет развал, считает Книгге. Если же Запад начнет снабжать Киев оружием, то велика угроза эскалации военного противостояния. И та, и другая альтернативы плохи. Подобная ситуация называется цугцвангом. Логика проигрышной партии предлагает сделать паузу в игре. Миротворческая миссия канцлера Меркель — это отчаянная попытка найти выход из сложившегося тупика. Министр иностранных дел Британии Филип Хэммонд в интервью телеканалу Sky News констатировал: «Украинцы не смогут победить российскую армию. Такой вариант не является прагматичным. Необходимо найти политическое решение». Поиском подобного решения и заняты сейчас канцлер Германии и президент Франции.
Обозреватель журнала Forbes Пол Родерик Грегори полагает, что Запад сейчас занимается шумной и пустозвонной риторикой, а администрация президента Обамы произносит стандартные банальности. Но и дипломатического решения, которого столь жаждут Европа и США, просто не существует. Таким образом, миротворческая миссия Меркель и Олланда обречена. Тогда Джеффри Смит в журнале Fortune ставит риторический вопрос: «Путин на грани победы на Украине?». И отвечает на него положительно: «Единственным, что разваливается быстрее, чем линия фронта на востоке Украины, является ее экономика, и главные европейские державы не торопятся подпереть ни ту, ни другую». Британский политик лорд Пэдди Эшдаун в Independent, наоборот, полагает, что «главная проблема России сейчас — не ее мощь, а ее слабость». Отчаянные движения России — это признак российской слабости. Нужно только единым фронтом выдерживать политику санкций против России.
В общем, «все стороны объяты пессимизмом», — констатировало агентство Bloomberg накануне визита Меркель и Олланда в Москву. По-видимому, не отчетливая военная ситуация на фронте в районе Донецка, Луганска и Мариуполя дает крайне противоречивые оценки. До сих пор остается неясным, удержали ли фронт под Донецком части АТО Украины, или же они гнутся под серией ударов и близки к военной катастрофе. Не ясная в основе своей ситуация дает и разные оценки дипломатическим усилиям Запада. По одной версии, движения дипломатии США, Германии и Франции в конце минувшей недели являются свидетельством силы и последним предупреждением Путину. Согласно другим, проявленная энергия является признаком приближающейся военной катастрофы на Донбассе и кризиса украинской государственности формата «революции достоинства».
Первым признаком дипломатического кризиса стали появившиеся в СМИ в конце января 2015 года сообщения о предстоящем визите в Москву госсекретаря США
Кажется, вместо январской Астаны мы получаем февральский Минск. В Минске на 11 февраля обещают и переговоры в формате контактной группы по Минскому соглашению. Однако уже в понедельник 9 февраля министр иностранных дел Германии
Накануне планируемого Минска в понедельник 9 февраля Меркель отправилась в Вашингтон для переговоров с президентом США
Чрезвычайную дипломатическую активность на прошлой неделе продемонстрировал и госсекретарь США Керри. Он посетил Киев, где имел переговоры с президентом Порошенко. После этого переговоры Керри с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым прошли в кулуарах Мюнхенской конференции по безопасности 7 февраля 2015 года.
Мюнхенская конференция стала тем местом, где все заинтересованные стороны на достаточно высоком уровне смогли публично обменяться своим видением событий на Украине. После выступления в Мюнхене Меркель провела трехсторонние переговоры с президентом Украины Порошенко и вице-президентом США
Минувшая неделя стала и временем беспрецедентных угроз, которыми обменялись лидеры США и России. В США начал активно обсуждаться вопрос о поставках «летального» оружия на Украину. 5 февраля 2015 года внешне вне всякой связи с украинским кризисом президент РФ Владимир Путин подписал указ о призыве на военные сборы в 2015 году граждан, состоящих в военном запасе. Подобную меру можно счесть за начало частичной военной мобилизации.
Возобновление урегулирования украинского кризиса дипломатическими методами по «нормандскому формату» представляется личным достижением канцлера Германии Ангелы Меркель. Достижения компромисса по Украине с Россией требует общественное мнение ее страны. Германского издания Bild am Sonntag услужливо опубликовало в минувшее воскресенье результаты опроса, проведенного по заказу издания социологической службой Emnid. Согласно ему, почти половина немцев — 49 процентов опасаются, что конфликт на Украине может привести к военному столкновению России и НАТО. Подавляющее большинство немецких граждан — 81 процент выступают против поставок западного оружия на Украину. Только абсолютное меньшинство немцев — 12 процентов считают оправданным поставки украинским военным.
В конце минувшей недели влиятельное американское издание New York Times констатировало в своей публикации: «Нации Запада раскололись вокруг вопроса о вооружении Киева». ИА Reuters также посчитало, что «Европа и США не могут договориться, как противостоять Путину в кризисе на Украине». Источником разногласий или даже «раскола» видится вопрос о вооружении Украины, поднятый американцами. Немцы и французы категорически не согласились с подобным предложением Вашингтона. Разногласия по этому вопросу особенно наглядно продемонстрировала прошедшая Мюнхенская конференция по безопасности. Германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung пафосно написало о конференции в Мюнхене: «Эта пятница войдет в книги по истории. Это был день, когда неуверенный и разобщенный Запад встретился с циничным Востоком и обменялся с ним обвинениями и угрозами». Получается, что Запад якобы чувствует себя неуверенно перед перспективой новой эскалации кризиса на Украине. Он якобы разобщен. В подобной ситуации в ход и пошла кризисная дипломатия канцлера Меркель. В германских СМИ стали утверждать, что в Мюнхене Германия подтвердила, что она берет на себя больше ответственности в мире. Курс на активизацию германской внешней политики, таким образом, выполняется.
На конференции в Мюнхене присутствовавшие известные американские сенаторы выступили с острой критикой Германии и других стран Европы, не одобряющих поставок вооружений Украине. Меркель говорила в ответ: «Я понимаю суть дискуссии, но считаю, что поставки оружия не помогут добиться прогресса, который нужен Украине. Я сомневаюсь в этом».
«Безрассудны нападки консервативных сенаторов США на конференции по безопасности на Меркель и мирную инициативу по Украине в то время, как канцлер заслуживает всяческой поддержки», — написало в своем комментарии германское издание Süddeutsche.de и продолжило: «Ангела Меркель вылетит в Вашингтон в воскресенье с осознанием того, что она найдет там больше врагов, чем друзей. Это новый опыт для канцлера, до сих пор встречаемой восхищенной реакцией американского политического класса».
Но настолько ли напряженным станет визит германского канцлера в Вашингтон? Госсекретарь США Джон Керри заявил в воскресенье, что между Вашингтоном и Евросоюзом нет раскола по отношению к России. Белый дом согласен с московским вояжем Меркель и Олланда, поскольку их предложения идут в рамках устраивающего США минского процесса урегулирования. Советник президента США по национальной безопасности Сюзан Райс заявила, что она работала в тесном контакте со своими немецкими и французскими коллегами по вопросу о дипломатической инициативе по новому Минску. Райс подтвердила, что немцы и французы не готовят «сделку с Путиным за счет Украины». Верховный представитель ЕС по внешней политике
В ситуации с полемикой на мюнхенской конференции адептам раскола США и Евросоюза следует обратить внимание на то, что критика в адрес Меркель прозвучала из уст сенаторов-республиканцев, находящихся сейчас в оппозиции к Белому дому — от председателя Комитета по внешним связям сенатора Боба Коркера от штата Теннесси и сенатора Линдси Грэма от штата Южная Каролина. Известный сенатор
Московский визит Меркель и Олланда в публичной риторике представляется, как «последний шанс», «миссия последней надежды» и даже «последнее предупреждение» Кремлю. Политические руководители Германии и Франции будто бы готовы пойти на существенные уступки России. При запуске Минска-2 на прошлой неделе утверждалось, что проект предусматривает для Донбасса состояние отложенного конфликта — своего рода территории еще одного Приднестровья. Инициаторы утверждали, что план содержит «новое решение по урегулированию украинского конфликта, которое может привести к прекращению боевых действий». Позднее из сообщения французского президента Олланда телевизионному каналу France 2 стало известно, что речь идет о создании широкой разделительной демилитаризованной полосы в Донбассе, т. е. о простой имплементации пункта прежних минских соглашений. Только полоса для нового Минска намечается шире. Кроме того, районы, которые контролируют «сепаратисты», по Олланду, должны получить большую степень самоуправления. «Эти люди находятся в состоянии войны друг с другом, и будет трудно заставить их жить вместе», — прокомментировал проект президент Олланд. Однако о настоящей автономии в рамках административных единиц Украины — Донецкой и Луганской областей опять речь не идет. К началу нынешней недели окончательно выяснилось, что на практике в новом Минске речь пойдет об исполнении 12 пунктов прежних сентябрьских минских соглашений с некоторыми новациями, вроде ввода международных миротворцев в демилитаризованную зону. Похоже, что в Донбассе намерены по пунктам повторить боснийский сценарий.
Украина нуждается в поддержке, полагают сейчас в Вашингтоне и европейских столицах. Военные действия и финансовый кризис на Украине не совместимы. Необходимо срочно стабилизировать режим, чтобы сохранить его, а вместе с ним влияние США и ЕС на Украину. В настоящее время Запад советует Киеву воздержаться от активных военных действий и призывает Украину реформировать ее политическую и экономическую систему для сокращения бюджетных расходов и борьбы с коррупцией. Речь идет и об оказании текущей финансовой помощи в размерах, которые должны позволить Украине избежать дефолта. Одновременно США собираются с марта этого года конкретно работать по совершенствованию украинских вооруженных сил. Посредством Минска-2 Украина собирается получить очередную военную передышку. Насколько продолжительной она станет — решать США.
В Мюнхене на конференции по безопасности президент
Киев все прошедшее воскресенье настойчиво и из разных уст повторял требование выполнения пункта минского протокола по восстановлению украинского контроля над своей восточной границей в Донецкой и Луганской областях. Таким образом, о каких-либо серьезных политических уступках со стороны Киева, как полагают там, не может идти и речи. Президент Украины также заявил, что Киев не примет пересмотра и внесения изменений в демаркационную линию разграничения сторон конфликта на востоке Украины, которая определена в предшествующем Минском соглашении. В Киеве полагают, что отчет демилитаризованной зоны следует производить от нее.
Главной проблемой Минска-2 по-прежнему остается сам нормандский формат. В нем США намерено остаются за скобками процесса. США максимально заинтересованы в продолжении, а не в урегулировании украинского конфликта. Они демонстративно дистанцируются от каких-либо прямых переговоров и договоренностей с Россией.
Посредством нового Минска Запад в очередной раз стремится дипломатическим способом трансформировать военный конфликт на Донбассе, не устраняя при этом его. США и ЕС хотят вновь перевести события в плоскость переговоров и торгов на фоне военной неопределенности и гуманитарной катастрофы. Минские соглашения — идеальный формат для этого. Минский процесс подается как прорыв к миру на востоке Украины. На практике же киевский режим готов заключать любое соглашение с непризнанными им «террористами». Киев может обещать любые, кроме конституционной автономии, преференции неконтролируемым им районам Донбасса. Но выполнять или не выполнять он будет только то, что ему выгодно. Новый Минск уже заранее рассматривается правящим режимом на Украине в качестве очередного перемирия для очередной военной передышки и перегруппировки сил. Заметим, что новый Минск, в частности, не предусматривает такой принципиальной и важной меры, как остановка мобилизации украинской армии и проведение демобилизации призванных военнослужащих.
Пока можно констатировать, что новая фаза военных действий, начавшаяся в январе 2015 года, не привела к принуждению к миру Киева. Внешне ситуация после месяца боев на 9 февраля 2015 года выглядит, как военный пат. Устойчивое перемирие с перспективами мирного урегулирования возможно только посредством нанесения решительного военного поражения вооруженным силам Украины и признания этого факта Киевом. Без этого события принимают форму долгого изматывающего позиционного противостояния, перемежаемого провокациями против России, адресованным киевскими властями своим сюзеренам в США и ЕС. Провокации могут стать поводом для введения новых санкций против России и сохранения прежних, а также для начала открытых поставок летальных вооружений. Проблемой в Минске-2 останется выполнение большинства согласованных пунктов, особенно касательно прекращения огня. Очень сложно будет побудить Киев к результативности переговоров с представителями непризнанных республик. Источником споров останется прохождение демаркационной линии между противоборствующими силами в том случае, если соглашение о прекращении огня все-таки вступит в силу.
Новый Минск будет рассматриваться в сфере пропаганды в Киеве, как победа над Россией. Ведь украинские силы АТО смогли по итогам месячных напряженных боев удержать фронт. Успехи повстанцев на Донбассе свелись исключительно к частичному улучшению фронтовой линии. Но на это были израсходованы крупные, в том числе, людские ресурсы. Однако даже проблема безопасности от обстрелов Донецка и других крупных городов на сегодняшний день в ходе наступления ополчения решена не была.
Очевидно, что на старте Минска-2, несмотря на германо-французскую активность, определяющую роль сыграли США. С начала 2015 года стала просматриваться возможность прямого вовлечения Соединенных Штатов в военный кризис на Украине. Разговоры о начале поставок «летальных вооружений» сделали подобную угрозу реальной. Целью США является политическое решение конфликта с Россией, а поставки оружия — всего лишь один из путей достижения этой цели. Между крайними позициями относительно поставок вооружений на Украину просматривается весьма важная компромиссная точка зрения. Сторонники ее полагают, что сейчас Украина не может одержать победу в этом конфликте. Поэтому конфликт должен быть заморожен, а лидеры Украины должны принять это решение Запада. После этого во время мирной паузы Украине предписывается реформировать ее армию. США должны оказать ей в этом помощь, в том числе, и предоставлением вооружений. Таким образом, для вооружения украинской армии американским и прочим западным оружием необходимо перемирие. Поставки оружия нынешней армии Украины бесполезны.
В отличие от введения экономических санкций в отношении России, решение о поставках вооружений могут приниматься без согласия других стран. Госсекретарь США Джон Керри предложил вариант, когда Вашингтон примет по поставкам оружия на Украину собственное решение, а европейские страны каждая в отдельности самостоятельно сами решат, как поступать в этой ситуации. Подобный метод удобен и тем, что за скобками поставок вооружений остается НАТО, на угрозу которого постоянно ссылается Москва.
Отдельные эксперты на Западе уже высказали точку зрения, что угроза поставок — это всего лишь тактическая уловка США и ЕС перед новым туром переговоров по Украине. Цель ее — добиться большей уступчивости России для возобновления минского процесса.
Показательно, что Минск-2 стартует накануне саммита ЕС, на котором лидеры стран-членов Евросоюза должны решить вопрос о новых санкциях против России. Стратегия США в «битве за Украину» состоит из двух частей: экономических санкций против России в сочетании с военной поддержкой Украины. США озабочены обеспечением альтернативы принятой политике санкций — военным поставкам, но при этом они заинтересованы в постоянном поддержании единого фронта со своими европейскими союзниками в вопросе о санкциях. Нынешняя активная военная риторика США означает, что они будут вскоре поставлять оружие на Украину. Перемирие легализует поставки, как мероприятие, необходимое не для убийств на Донбассе, а для реформирования украинской армии, для укрепления суверенитета Украины. Однако в текущий момент вопрос о военных поставках, как ни странно, послужил и целям консолидации европейских союзников перед саммитом ЕС 12 февраля по вопросу о снакциях. Внешне дело выглядит так, будто бы США предоставили своим европейским союзникам альтернативу — выбирать между поставками оружия и экономическими санкциями. Настроенные «миролюбиво» европейцы внутренне получили лишний стимул в отношение выбора в пользу санкций. Изощренная политика давления Запада на Россию продолжается.