Тень головы Гонгадзе: родственник Вальцмана снова при деле
Итоги голосования за кандидатуру нового генерального прокурора Украины в Верховной раде более чем наглядно свидетельствуют о полном распаде «единой европейской коалиции» и начале войны всех против всех внутри хунты. Распад коалиции удалось замаскировать позитивным результатом голосования за Виктора Шокина (преемник подавшего в отставку Виталия Яремы) и утверждением его в должности генерального прокурора, т.к. де-факто за него отдали голоса 318 парламентариев. Однако за него проголосовало только 218 членов коалиции из «задекларированных» 304. Крах «команды патриотов» произошел в присутствии президента Порошенко, который лично приехал в Раду просить депутатов утвердить своего кума в должности. Давайте посмотрим, кто же обеспечил победу Порошенко над Яценюком и Коломойским.
За Шокина проголосовали 32 (из 40) представителя «Оппозиционного блока», возглавляемого экс-главой администрации президента Януковича Сергеем Левочкиным и бывшим министром топлива Юрием Бойко. Активисты «евромайдана» на протяжении года требовали привлечения их к ответственности за «разгон мирных демонстраций» и «коррупцию при заключении государственных контрактов» (дело о так называемых вышках Бойко). В полном составе за нового генпрокурора голосовали представители депутатских групп, созданных из бывших «регионалов», — 19 из 19 членов «Воли народа» и 18 из 19 представителей «Экономического развития». Еще раз подчеркну, что речь идет о депутатах, которых «герои» Майдана, в частности сотник Парасюк, обвиняют в причастности к расстрелу протестующих на улице Институтской. Именно благодаря голосам упомянутых парламентских группировок Порошенко удалось протянуть своего родственника в кресло главы ГПУ.
Против выступали фракции коалиции «Самопомич» («за» лишь один из тридцати двух членов) и Радикальная партия известного украинского гея Олега Ляшко (21). Довольно вяло и неохотно нажимали на кнопки члены премьерской группировки в ВР «Народный фронт» (63 из 82). В результате произошло следующее: Вальцман технично развел свою «единую коалицию», заручившись поддержкой бывших «регионалов». Естественно, небескорыстно, поскольку был вынужден пойти на целый ряд уступок, в частности, относительно гарантий неприкосновенности того же Левочкина, Бойко, других представителей ПР, обвиняемых в «преступлениях против Майдана». Надо было видеть лица членов «единой коалиции» после голосования. Они поняли, что их, простите за выражение, «поимели» («развели»?).
Шестидесятитрехлетний Шокин является не просто кумом Порошенко. Он на протяжении почти пятнадцати лет «крышевал» в ГПУ бизнес своего родственника. Правда, с небольшими перерывами, связанными с отстранением от должности. Виктор Шокин работал в ГПУ на разных должностях при трех президентах Украины (Леонид Кучма, Виктор Ющенко, Виктор Янукович). Петр Порошенко-Вальцман стал четвертым в этом впечатляющем списке. Среди наиболее разрекламированных дел, которые Шокин расследовал, называют убийство журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году и арест в 2005 году одного из лидеров Партии регионов Бориса Колесникова. Показательно, что всем известные заказчики убийства Гонгадзе — Владимир Литвин и Леонид Кучма — до сих пор хорошо себя чувствуют, все обвинения, выдвинутые против них, рассыпались как карточный домик. А Борис Колесников вышел на свободу спустя три месяца после заключения, и ГПУ было вынуждено признать в 2010 году, что дело, которое было против него возбуждено, «сфальсифицировано».
Зачем Порошенко понадобилось протягивать на должность генпрокурора Шокина? Дело в том, что против Виталия Яремы была развернута мощная пропагандистская кампания. Финансировал ее днепропетровский олигарх Игорь Коломойский, который ведет необъявленную, однако более чем явную войну с Вальцманом. Ему надо было свалить Ярему и ослабить позиции президента. ГПУ, МО и СБУ — это основные силовые структуры, с помощью которых Порошенко пока удается удержаться в кресле. Лишившись Генеральной прокуратуры, Вальцман становится уязвимым против связки МВД (Аваков) и ГПУ, где он не обладает контрольным пакетом акций. Сначала президент хотел заменить Ярему лидером своей парламентской фракции Юрием Луценко — верным собутыльником, обязанным в настоящее время Вальцману всем. Однако предварительный анализ парламентских раскладов показал полную непроходимость этой кандидатуры. У Коломойского есть солидное представительство во многих группировках ВР, в том числе в «Народном фронте» и «Самопомочи».
В результате Вальцман был вынужден обратиться за поддержкой к своим официальным идеологическим противникам — бывшим «регионалам» и «Оппозиционному блоку». Комбинация сработала, старый Шокин теперь опять пашет генпрокурорскую борозду. Однако тем самым президент, во-первых, фактически дал понять, что уже не контролирует «единую коалицию». Более того, она попросту распалась. Ну где это видано, когда за ключевую фигуру в системе правоохранительных органов чуть ли не единогласно голосует оппозиция и «потенциальные клиенты» ГПУ, по версии «активистов Майдана»?
Во-вторых, группировка Коломойского — Садового (мэр Львова), демонстративно отказавшись голосовать за ставленника президента практически в военное время, фактически вышла из коалиции и начала собственный политический проект. Он состоит из двух этапов. Первый — выиграть выборы мэра Киева, которые должны пройти в конце 2015 года, и протащить в кресло столичного градоначальника Андрея Садового. Второй этап — на досрочных президентских выборах (никто на Украине не сомневается, что Вальцман не досидит до конца своих полномочий) выдвинуть Садового кандидатом на пост главы государства. Сначала Садовый раскручивается в должности киевского мэра как «общенациональный лидер», а затем баллотируется в президенты. Поэтому они сегодня де-факто находятся в оппозиции к Порошенко.
В-третьих, «гарант нации» был вынужден обратиться за помощью к оппозиции не от хорошей жизни. Мало того что ситуация на восточном фронте начинает принимать катастрофический оборот. Вдобавок ко всему начинает рушиться созданная им система персональной власти. На очереди отставка ставленницы Порошенко в НБУ Гонтаревой (его близкий партнер). Падение курса национальной денежной единицы за несколько дней почти на десять гривен (до 26 грн. за один доллар) — это приговор Нацбанку. Затем на очереди начальник Генерального штаба Виктор Муженко. Он будет отвечать сразу за два котла — Иловайский и Дебальцевский. Потом — министр обороны Степан Полторак (сдача территории Украины «сепаратистам»).
Более того, даже глава собственной администрации Порошенко Борис Евгеньевич Ложкин 9 февраля написал заявление об увольнении. Его удалось уговорить еще некоторое время плодотворно поработать, однако масштабы кадровых ударов просто потрясают «гаранта». Только благодаря вмешательству Вашингтона, который дал команду СБУ, удалось предотвратить активную фазу военного путча. Организация «Батальонное братство», в которую вошли «ветераны-добровольцы» АТО, была объявлена структурой ФСБ. На самом деле это боевики Коломойского. Как и представители батальона «Айдар», которые жгли покрышки перед зданием Министерства обороны. Они тоже обвинены в сотрудничестве с кремлевской спецслужбой.
Вот почему для Порошенко принципиально важно было сохранить хотя бы Генпрокуратуру, чтобы хоть как-то влиять на процессы. В том числе и с помощью угрозы возбуждения уголовных дел. Однако возвращение в ГПУ старого кадра, замазанного в коррупции сразу при трех президентах, вряд ли можно назвать победой Вальцмана. Скорее это лишь оттягивание неизбежного конца.