Израиль готовит Азербайджан к Большой войне
Израиль выстраивает новую систему союзов на Большом Ближнем Востоке. Сотрудничество с курдами в Ираке, Сирии и Турции дает свои плоды. Еще 20 июня 2014 г. танкер SCF Altai доставил в израильский Ашкелон первую партию нефти из Иракского Курдистана. Негласный политический альянс с этническими общинами позволяет еврейскому государству не только решать проблему энергетической безопасности, но и уравновешивать арабский мир. Что касается Ирана, то здесь на стороне Израиля в игру вступает Азербайджан. Турецкие авторы внимательно наблюдают за политикой израильтян. В работе «Армянский вопрос и евреи», опубликованной в Лондоне еще в 2003 г., историки С. Лачинер и И. Кайя пишут, что со времен А. Эльчибея (с июнь 1992 по сентябрь 1993 гг.) Израиль «рассматривает Азербайджан в качестве силы, способной сдержать Иран в Закавказье и на Ближнем Востоке». У Азербайджана есть несколько причин для союза с еврейским государством: 1) совместное сдерживание ИРИ (с прицелом на Иранский Азербайджан); 2) доступ к высокотехнологичному израильскому вооружению; 3) блокирование армянской диаспоры в Америке через еврейское лобби.
Все три резона обнаружились лишь после распада мировой системы социализма. Тель-Авив одним из самых первых признал независимость Баку — 27 декабря 1991 г., спустя 19 дней после подписания Беловежских соглашений, оформивших развал Советского Союза. Азербайджан ответил взаимностью, установив полноценные дипломатические отношения с Израилем 7 апреля 1992 г.
Однако альянс Израиля и Азербайджана обусловлен не только Ираном, влияние которого трудно переоценить. Тель-Авив видит в Баку партнера для полноценного розыгрыша «курдской карты», что вызывает беспокойство Анкары. Профессор Лондонского университета А. Маринсон уделяет этому вопросу значительное место в своей работе «Турецкая Антанта Израиля и Азербайджана», утверждая, что «начиная с советского периода Азербайджан представляет собой форпост Рабочей партии Курдистана (РПК), которая использовалась Москвой для ослабления восточных рубежей Турции». СССР не стало, однако курдский проект живет и развивается. Причем не только в планах израильских стратегов. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, обеспечивающий 40% потребностей еврейского государства в нефти, служит свидетельством того, что Тель-Авив перенял после 1991 г. «курдскую эстафету» у Москвы. В исследовании под названием «Связи Израиля и Азербайджана» доктор Маринсон подчеркивает, что «нефть играет ключевую роль в двухсторонних отношениях», наряду со «стратегическим сотрудничеством в области обороны и разведки месторождений». Нефть из Баку поступает без перерывов, несмотря на изменение конъюнктуры в азербайджано-турецких отношениях.
Значительную роль в стабильности поставок играют турецкие и азербайджанские курды. Это влиятельная политическая сила, через которую Баку посылает сигналы на Ближний Восток и принимает их оттуда. Численность курдов в Азербайджане — большая интрига. Согласно официальной статистике, их община насчитывает 13 тыс. человек. Однако экс-кандидат в президенты Азербайджана Т. Сулейманов, всячески подчеркивающий свое курдское происхождение, заявляет изданию Rudaw.net, что реальная цифра — 1 млн человек. На этом политик не останавливается. Сулейманов утверждает, что президент Азербайджана И. Алиев также имеет курдские корни из г. Диярбакыр (юго-восточная Турция). Доверять этой версии или нет — личное дело читателя. Перенесемся же вновь к геополитике.
Тель-Авив и Баку объединяет совместная добыча газа на израильском шельфе. Доктор Б. Шаффер из Университета Хайфы отмечает, что азербайджанская компания SOCAR принимает в этом процессе самое деятельное участие. В этом смысле Трансанатолийский газопровод (TANAP), который планируют построить к 2018 г., может послужить основой для будущих поставок израильского газа в Европу, наряду с объемами, которые планирует закачивать азербайджанская сторона. Еврейское государство уделяет особое внимание Азербайджану. В Баку прибывают высокие израильские делегации: в 2009 г. страну посещает президент Ш. Перес совместно с тремя министрами и 50 бизнесменами, а в 2010 и 2012 гг. его примеру следует глава МИД А. Либерман. Азербайджан становится крупнейшим потребителем израильских вооружений и военной экспертизы. Шаффер отмечает, что в феврале 2012 г. (в ходе визита Либермана) стороны подписали соглашение о поставках Израилем оружия на сумму $1,6 млрд, главным образом беспилотных летательных аппаратов и ракетных систем противовоздушной обороны. Тель-Авив охотно передает Баку военные технологии, позволяющие наладить полноценное производство. По данным Шаффер, в Баку уже работает совместное предприятие по изготовлению беспилотников.
На этом история военного сотрудничества не заканчивается.10 сентября 2014 г. Times of Israel сообщает о первом в истории двухсторонних отношений визите министра обороны Израиля в Азербайджан. Глава Минобороны М. Яалон встретился с президентом И. Алиевым, министром иностранных дел Э. Мамедьяровым и руководителем военного ведомства З. Гасановым, а также посетил первую азербайджанскую международную выставку оборонной промышленности «ADEX 2014», где представлены 15 израильских компаний. Эта поездка — сигнал Москве, Анкаре и Тегерану, напоминающий, что Тель-Авив держит руку на пульсе. И дело здесь заключается не только в обострении ситуации на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана в июле-августе прошлого года. 18 сентября Иран сбил израильский беспилотник Hermes неподалеку от реактора по обогащению урана в Натанзе, который, по мнению Тегерана, был запущен с территории Нахичевани. Баку пытался опровергнуть эту информацию, однако иранцев не переубедил.
Израиль готовит Азербайджан к Большой войне, главный приз которой скрыт не в Нагорном Карабахе, а в Иране и Турции. Баку втягивается в передел тех территорий, на которые он не в состоянии претендовать, особенно после вступления Армении в Евразийский экономический союз. Сближение с Израилем лишает Азербайджан возможности маневрировать на турецком и иранском театрах, толкает Анкару в объятья Тегерана. Однако у Баку все еще есть выбор, который состоит в переговорах не только с Ереваном, но и со Степанакертом. Причем на равноправной основе. Логика этих строк обусловлена не субъективным видением автора, а волной насилия на Ближнем Востоке, которая способна затопить Закавказье. Мы должны быть готовы к тому, что до конца 2015 г. на Ближнем и Среднем Востоке разделу подвергнется еще одно государство. Название этой страны станет известно уже к лету.
Времени остается все меньше. Ситуация на Ближнем Востоке эхом отражается в Закавказье. Арабские государства рушатся словно карточный домик. Ирак, Сирия, Ливия и Йемен становятся жертвами клинча, который сталкивает разнонаправленные силы. Хрупкое перемирие в Южной Азии также нарушено: Пакистан и Индия уже две недели обстреливают друг друга. На наших глазах рушится американская империя. И это только одна сторона медали. В 2015 г. начинает расти стоимость золота, которая с уверенностью перешагивает отметку в $1200 за тройскую унцию. Происходящее напоминает казино, где все «ставки сделаны». Золото начинает свое восхождение после того, как Россия в последнем квартале 2014 г. обогнала Китай по объему золотых резервов. Америка больше не может смотреть на этот процесс сквозь пальцы, ежедневно сдавливая позиции рубля на Московской бирже. И это только начало.
Израиль пытается предвосхитить региональные процессы, действуя с помощью гибких коалиций. Тель-Авиву удалось совместно с Эр-Риядом блокировать соглашение по иранской ядерной программе, подорвав переговорный процесс в Вене. Однако у израильского союзника возникают проблемы. 31 декабря 2014 г. саудовская элита и ее зарубежные инвесторы замирают в ожидании: всех волнует здоровье 90-летнего короля Абдаллы, который был госпитализирован с пневмонией. Подобно злому року, монарху становится плохо именно на 78 день рождения наследного принца Саудовской Аравии Салмана. Перемены стучатся в дверь не только саудовского дома, они ожидают всех.