Турция «открывается» для христиан
Турецкая республика впервые за годы своего существования разрешила христианам построить новую церковь. До сих пор Анкара придерживалась политики, принятой еще в Османской империи, когда христианским общинам за большие деньги и с долгими проволочками разрешалось разве что обновить или отремонтировать уже имеющиеся культовые сооружения. Как сообщает турецкий портал Vatan, «счастливчиками» оказались ассирийцы. 29 декабря премьер-министра Турции Ахмет Давутоглу на банкете для национальных и религиозных меньшинств заявил, что им будет разрешено строительство церкви в честь Девы Марии в Стамбуле. Ассирийской общине это обойдется в $1,5 млн. Ранее она получила право на создание образовательных учреждений в стране.
Шаг турецкого правительства открывает новую страницу в отношениях с национальными и религиозными меньшинствами. До сих пор ассирийцы сталкивались с большими трудностями в контактах с Анкарой. Информационное агентство AINA отмечало в конце прошлого года, что правительство ведет двойную игру с ассирийской диаспорой. С одной стороны, премьер-министры приглашали представителей этого народа вернуться в Турцию, с другой стороны, запрещали «иностранцам» покупать земли в провинции Мардин, где преимущественно селились турецкие ассирийцы. Анкара также пыталась добиться от общины отказа от требования признать Геноцид ассирийцев. Ситуация началась меняться после того, как турецкое правительство пошло навстречу общине в ее тяжбе из-за угодий монастыря Мор Габриэль. Некоторые турецкие газеты интерпретировали это как «послание кабинета министров ассирийцам: если вы вернетесь в вашу страну и в ваши деревни, то получите помощь».
Интрига в том, что возвращению ассирийцев препятствовала не столько Анкара, сколько местные курды. Так, курдские политики отказываются отдать конфискованные орошаемые поля монастыря Мор Авген, расположенные за пределами святыни около 300 гектаров. Хотя в марте 2014 года земли монастыря Мор Габриэль, расположенного в юго-восточной турецкой провинции Мардин, вернулись ассирийской православной общине с подачи правительства. Участки стали предметом юридического спора в 2008 году, когда они были отняты у монастыря. Это является «величайшим возвращением недвижимого имущества церковной общине», сделанное впервые в истории Турецкой республики, комментировало в этой связи Radio Vaticana. Это, во-первых. Во-вторых, не все так просто с Геноцидом ассирийцев, который Синод Сирийского православного патриархата Антиохии и всего Востока (второе название — Ассирийская православная церковь) решил отметить в этом году на официальном уровне. Иерархи во главе с патриархом Игнатий Ефрем II постановили сформировать комитет по подготовке к поминовению столетнего юбилея трагедии 1915 года. Но дело в том, что виновными в резне ассирийцы считают также курдов. В 2013 году американская организация «Mesopotamian» и Иракский совет помощи христианам призвали президента курдской автономии в Ираке Масуда Барзани официально признать Геноцид армян и ассирийцев. Однако Барзани отказал им в этом.
Поэтому ход Анкары, которая пошла навстречу ассирийской христианской общине в таком деликатном для Турции деле как строительство христианского храма, может предвещать большие перемены правительственного курса. Многие комментаторы оценили заявление премьера Давутоглу как движение в сторону Запада. Учитывая активную деятельность ассирийской диаспоры в Европе, подобная трактовка имеет право на существование. Однако Ассирийская православная церковь — это все-таки в первую очередь Восточная церковь. Если бы Турция действительно хотела серьезно подтвердить наличие «европейского вектора» в своей политике, то приняла бы какое-либо решение в пользу Константинопольского патриархата. Однако хотя на банкете с участием главы кабинета министров греческая община в очередной раз подняла вопрос открытия духовной семинарии на острове Халки, ответа она не получила. Аналогично армянской общине, активизировавшей контакты со Святым престолом, не позволяют использовать церковь Сурб Хач на острове Ахматар для проведения богослужений (это разрешается только раз в год).
О многом также говорит поддержка Анкары ассирийской общины в ее противостоянии турецким курдам. Премьер Реджеп Эрдоган одно время выходил на решение «курдского вопроса» через предоставление им больших прав, чем ныне. Президент Эрдоган ведет себя иначе. Он видит перспективы на Ближнем Востоке, где Турция вместе с Россией могут осуществить великие проекты и значимые дела. Ближневосточные христиане являются частью общего решения региональных проблем. Участие в деле защиты этих общин найдет понимание и одобрение православной Москвы, равно как и католического Ватикана. Ассирийская христианская община — невелика, она локализирована в Стамбуле и провинции Мардин, поэтому Анкара может начать с нее «открывать» себя для народов, которые не исповедуют ислам. Причем, для тех народов, которые укоренены в азиатской, а не европейской части. Для ближневосточных христиан это создает новую реальность и возбуждает новые надежды.