Тень кризиса-2014 на логистической отрасли
Кризис отразился на логистической отрасли попытками максимально оптимизировать не столько процессы, сколько расходы. Относительно сферы складской логистики могу выделить усиление тенденции заключения прямых договоров аренды между грузовладельцами и собственниками складских площадей. Многие крупные компании уже подписали долгосрочные контракты аренды на 5-10 лет. Это желание уйти от посредничества оператора продиктовано не только попыткой сэкономить, но и другой, более сильной тенденцией. Крупные и средние игроки рынка ритейла ориентируются теперь не на рост и расширение бизнеса, а на стабилизацию своих позиций.
Логистические операторы давали возможность легко наращивать площадь, теперь же в этом необходимости нет. Длительный договор аренды в итоге оптимизируют расходы, однако снижают эффективность складских операций. Кризис привел к тому, что компания, которые имеют большой процент незаполненных площадей демпингуют: либо путем снижения арендной ставки, либо формированию предложения в рублевом эквиваленте (хотя аренда фиксируются в иностранной валюте). Конечно, такая ситуация отрицательно сказывается на качестве сервиса. В транспортной логистике ритейлеры, исходя из ориентации на повышение операционной эффективности, начинают развивать собственную инфраструктуру (ярким примером является компания «Магнит»).
В 2015 году рынок логистических услуг будет консолидироваться и укрупняться. Наиболее слабые игроки будут вынуждены уйти — в первую очередь это коснется мелких складских операторов недавно вошедшие на рынок. Для крупных игроков, наоборот, кризис позволит развивать свой бизнес. Клиенты в поисках уверенности и качественного сервиса будут выбирать надежных партнеров, которые сохраняют финансовую стабильность и имеют внутренние ресурсы для сохранения позиций, не нуждаясь в овердрафтах.
Александр Павлов, директор по операциям FM Logistic специально для ИА REGNUM