Уголь Донбасса стучит в мое сердце
Уголь Донбасса никого не оставил равнодушным. Правда, эмоции, вызванные началом его поставок на остатки Украины, в основном отрицательные. Что довольно странно — восставшим территориям нужны деньги, нужна работа, а о готовности продавать черное золото хунте говорили абсолютно все руководители Донецкой и Луганской республик. И готовность торговать с врагом не вызывала никаких массовых и бурных протестов. Но лишь до тех пор, пока эта гипотетическая готовность и эпизодические поставки не сменились нормальной работой.
Сегодня вряд ли для кого-то станет откровением подоплека неожиданных и заранее не согласованных блицвизитов президентов Белоруссии и Казахстана в Киев. Еще во время прилета Лукашенко я объяснял, что заявленные цели не имеют никакого отношения к реальности. Невнятное блеяние Порошенко о помощи, которую Киев окажет в евроинтеграции Белоруссии, какие-то не подтвержденные документально россказни о взаимной торговле и совместном телеканале…
Причем сразу бросались в глаза два факта: во-первых, правительство хунты понятия не имело о визите, и за 12 часов до прилета Лукашенко МИД опровергал визит, о котором прекрасно знал сам Порошенко; во-вторых, Лукашенко не было никакой необходимости ради озвученных обоими президентами версий прилетать в Киев — все это спокойно можно было сделать по телефону или передать через киевских переговорщиков в Минске.
Еще менее замаскирован был истинный смысл визита президента Казахстана. Это государство не граничит с Украиной, и любые договоренности без участия Кремля теряют смысл. Тем более что Астана связана с Москвой десятками взаимовыгодных договоров, и Киев не может предложить здесь ничего сравнимого — ведь даже евроинтеграцию обещать азиатской державе не получится. А уж откровенное заявление о том, что «Казахстан будет поставлять уголь антрацитовой группы с Экибастуза», опять же было пустым сотрясением воздуха — никаких документов никто не подписывал и даже цифр не называл.
Истинный смысл этих экспресс-визитов был очевиден: минуя все сторонние уши с наибольшим весом донести до Порошенко и вбить в его сознание волю Кремля — именно волю. Sic volo, síc jubeó, sit pró ratióne volúntai. Несомненно, повеление президента Путина носило системный и стратегический характер, если донесли его главарю хунты сразу два наиболее доверенных и проверенных коллеги. Очевидно и то, что сам Порошенко был не в восторге — для приемлемых предложений хватило бы и одного посланника. Здесь же явно Назарбаев послужил гарантом исполнения закулисных договоренностей — импульсивный и говорливый Батька абсолютным доверием не пользуется (достаточно вспомнить его признание-непризнание Осетии с Абхазией, да и Крым, кстати, тоже).
Что до сепаратных переговоров, то и их содержание очевидно, если непредвзято смотреть на территорию Украины. Здесь традиционной за 23 года стала русофобия как официальная политика абсолютно всех президентов. Здесь откровенно проамериканские наместники приходят к власти исключительно силой (бескровно в 2004-м и вооруженным переворотом 10 лет спустя). Здесь не стоит цель построить процветающее государство, которому бы завидовали и куда бежали бы из России. Наоборот, каждый последующий режим все больше воровал и уничтожал созданное в УССР.
После захвата власти хунтой развал экономики уже и не скрывается. Все средства направляются на войну. При этом разворовываются даже они. И, заметьте, Запад этому не мешает. Хотя еще с весны в каждом ведомстве и министерстве официально работают западные эксперты. О чем задолго до появления министров-иностранцев с гордостью говорил премьер Яценюк. Правда, он говорил о них как о гарантах честного правления хунты — без коррупции, воровства и взяток.
Оказалось, представители США и ЕС вовсе не мешают чиновникам и коломойским с ахметовыми воровать — у них совершенно иные задачи, очевидные в конце 2014 года. Эта задача — на наиболее длительный срок превратить территорию Украины в зону нестабильности, лежащую между Россией и Европой. Создать как можно больше проблем России, как экономических, так и политических. И если уж придется отступить с территории Украины, то как минимум оставить России по возможности максимально разоренные земли, на восстановление которых у русских уйдут десятки лет и сотни миллиардов долларов. Именно эту стратегию и реализует сегодня хунта.
Именно поэтому задача России прямо противоположна и заключается в том, чтобы вернуть население этой территории в лоно Русского Мира. Что украинцы и есть истинно русские, признают даже самые истеричные бандеровцы типа Ирины Фарион. Так что союз славянских православных государств вполне логичен и естественен. И России выгодна Украина именно как отдельное государство — член ООН в том числе. Как выгодна и Украина целиком. Никакие отдельные ДНР и ЛНР, равно как и Новороссия в виде куска Украины, русским не нужны. Просто потому, что тогда вторая половина Украины, ее западные земли, прежде всего, окажутся яростным и убежденным врагом России на веки вечные. России не нужна одна большая военная база в своем подбрюшье.
Именно поэтому сегодня вся политика Кремля направлена на мягкое, по возможности без уничтожения инфраструктуры и населения, мирное изничтожение хунты — её трансформацию в псевдодемократическое правительство, которое сожрет самоё себя в результате внутренних конфликтов. А не наступление армии Новороссии с многочисленными жертвами, разрушениями и истерикой на тему агрессии России. И вот здесь как раз и нужны гарантии личной безопасности президенту Порошенко.
У кума Ющенко достаточно большой опыт в политике и бизнесе, чтобы сегодня понимать — его сделали марионеткой, выживание которой правилами игры не предусмотрено. Иллюзии времен Майдана и первых месяцев президентства истаяли, как обычно и бывает у американских пешек — ими жертвуют. Вполне логично, что прозрение и испуг Порошенко использует в своих интересах Россия. И приезд двух президентов в Киев с последующим угольным скандалом — лишнее тому подтверждении.
Судите сами. Немедленно после отъезда Назарбаева наполовину срывается Минск — он, по сути, вторичен. Обменялись пленными — и слава Богу. А вот с энергетическим кризисом дело резко сдвинулось с мертвой точки (оно важнее) — Порошенко заявляет, что «удалось прорвать блокаду, и на Украину пошел уголь и электроэнергия». Столь невнятная формулировка должна была скрыть очевидный факт — жизненно важные уголь и электроэнергия идут из России. Кстати, Россия и до этого ежедневно перекачивала на территорию Украины треть гигаватта электроэнергии и поставляла уголь — 50 тысяч тонн.
Теперь же было заявлено, что уголь по миллиону тонн в месяц без предоплаты и электроэнергия по внутрироссийским ценам будут идти на Украину ради спасения населения от холодов. Что полностью укладывается в логику событий — России меньше всего нужна смерть миллионов русских людей и блэкаут с последующим уничтожением половины предприятий.
Да, как человеку, всю жизнь прожившему на Украине, мне тоже хочется побыстрее прекратить разрушение своей Родины и избавить людей от власти опирающихся на нацистов олигархов. Но именно потому, что люди, миллионы, живущие на остатках Украины, — мой народ, мои друзья, родственники и знакомые, я не хочу, чтобы освобождение шло военным путем, чтобы отступающие войска хунты взрывали предприятия, а города накрывались залпами тяжелых орудий по принципу «так не доставайся же ты никому!». Именно поэтому, хоть и без восторга, я с болью принимаю более длительный, но менее кровавый путь «принуждения Порошенко к миру».
И именно поэтому мне очевидна и понятна поднявшаяся сегодня истерика знаковых, но все более смешных фигур в связи с поставками угля. Украинское правительство вопит о мифических хакерских атаках на сайт Минэкономразвития — мол, появившееся там сообщение о поставках из России — часть информационного наступления Кремля. Им вторят псевдопатриоты России, в который раз повторяя «Путин слил» и «хватит кормить врага». Единственное, в чем убеждает столь слаженный хор протестов — в правильности избранной стратегии. Если враг паникует и вопит, значит, удар нанесен вовремя, в нужное место и достиг поставленной цели.
P.S. Термин хунта — вовсе не попытка унизить, это лишь наиболее точное определение правящего режима. Хунта — группировка, захватившая власть в результате вооруженного переворота. И еще одно — отсутствие предоплаты вовсе не означает безоплатность. Фактически Россия дает Порошенко на месяц товарный кредит в сумме менее 100 миллионов долларов. Сделано это потому, что казна хунты абсолютно пуста, и до получения очередного кредита живой валюты в Киеве просто нет.