Глеб Волков. Об украинских веяниях и желании белорусских властей нагреться на России
Посреднические услуги Минска в вопросе урегулирования украинского кризиса, как и ожидалось, не принесли позитивных сдвигов. Иллюзии рассеялись, и стало ясно, что проблема имеет куда более глубинный по своей разрушительной сути потенциал, способный пустить деструктивные метастазы за пределами Украины. По ряду причин, включая геополитические, соседняя Белоруссия претендует на лидерство в «группе риска», а значит, Минску впору оставить менторский тон и задуматься об обеспечении собственной безопасности.
Вероятно, глава белорусского государства интуитивно уже ощущает такую необходимость, ибо «украинский вопрос» присутствует практически в каждом его выступлении. Выводы, правда, пышут оптимизмом, дескать, украинский сценарий в Белоруссии невозможен, т.к. в республике нет для этого соответствующих условий. Но среди причин, приведших Украину к катастрофе, президент Белоруссии почему-то выделяет именно те, что характерны и для белорусской республики (коррупция, экономический спад, утрата связи с народом…). Что называется, «о наболевшем». Да и в наставлениях чиновникам четко просматривается наличие проблемы. Так, по словам А. Лукашенко, белорусскому государству не страшны ни «цветные» революции, ни внешние интервенции", если экономика будет работать как следует", и если коррупцию «будем выжигать каленым железом». Как видно, сплошные «если» да «будем». А что же в настоящем?
В действительности любой белорусский коммерсант знает, какой процент «отката» надо заплатить чиновнику, чтобы получить господряд, ибо этот процент давно стал постоянной, общепринятой величиной. В республике широко практикуется реабилитация проворовавшегося чиновника, если он вернет похищенное. Иными словами, воруй, пока не попадешься, а потом отдай украденное и получи помилование. Разве это не есть узаконенная форма коррупции? Зарплаты «в конвертах», бесконечный повальный рост цен, массовый отток трудоспособного населения… Все это также белорусские реалии, небрежно маскируемые брутальными пропагандистскими приемами государственных СМИ. К примеру, новость о профиците белорусского бюджета тиражируется столь же широко, сколь усердно замалчивается факт привлечения за неполный 2014 год внешних займов на $5 млрд и, как следствие, увеличения госдолга почти на 20%.
Отсутствие массовых акций протеста населения по-видимому успокаивает руководство Белоруссии и вводит в заблуждение романтиков из сопредельных стран, которые на расстоянии искренне верят в «белорусское чудо». Сами же белорусы давно перестали воспринимать всерьез произносимое президентом, который, единолично управляя государством на протяжении 20 лет, ничуть не смущаясь, снова заявляет о намерении выйти на пенсию, чтобы… посвятить себя преподавательской деятельности. Верит ли А. Лукашенко в силу своей харизмы? Думаю да. А вот осталась ли вера у граждан, давно предоставленных самим себе и терпеливо сносящих нищету, ставшую постоянным спутником их жизни; отождествляют ли они еще себя с белорусским государством?
Из сказанного как будто выходит противоречие. Ведь процесс утраты властью народного доверия должен сопровождаться демонстрациями гражданского возмущения. На самом деле никакого парадокса нет. Здесь и пресловутая толерантность белорусов, и отсутствие силы, способной выразить протестные настроения масс (к чему правящая элита приложила немало усилий). Но всякому терпению приходит конец, а протестный актив может быть сформирован стихийно, либо предоставлен «доброжелателями» из сопредельных стран. Главное, что кризис нельзя игнорировать бесконечно. «Точка кипения» обязательно наступит. Особенно если кому-то вздумается подбросить в огонь дровишек.
Например, соседней Польше. С некоторых пор граждане Белоруссии с польскими корнями имеют возможность пользоваться пресловутой «картой поляка», которая предоставляет её обладателю множество льгот, направленных на беспрепятственное пересечение польско-белорусской границы и даже право получить в первоочередном порядке из польского госбюджета финансовые средства, предназначенные на поддержку поляков за границей. Однако этого оказалось мало, и Варшава стала активно выступать за дальнейшее упрощение процедуры получения белорусами польских виз, а также за увеличение срока их действия. В рамках данной политики Польша изъявила намерение открыть в Белоруссии восемь дополнительных пунктов выдачи виз. Примечательно, что данные объекты будут введены в эксплуатацию в короткие сроки — до весны 2015 года. Хочется верить, что это никак не связано с назначенными на ноябрь 2015 г. выборами президента Белоруссии. Но вот что интересно, параллельно Варшава анонсировала создание в Белостоке разведывательной бригады — это всего в 54 км от белорусской границы и в 150 км от границы с Россией (в настоящее время польские сухопутные войска насчитывают три разведполка, и все они расположены близ восточной границы республики).
В экспертной среде хорошо известно, что именно такие меры предваряют «цветные революции». Однако польские инициативы не встречают противодействия со стороны белорусского руководства. Отчасти эта политическая близорукость связана с желанием Минска использовать западный вектор в качестве инструмента давления на Москву при лоббировании своих местечковых интересов. Кроме того, государственная пропаганда так усердно работала над созданием мифа об исключительной стабильности белорусского общества, что, похоже, убедила в этом самого заказчика. Поэтому поползновения потенциального врага принимаются за «чистую монету», либо расцениваются как не представляющие значимой угрозы. Впрочем, проблемы Белоруссии давно приняли системный характер и самостоятельно республике с ними уже не совладать.
С тем чтобы дезактивировать стратегические риски, надо всего лишь заручиться поддержкой Российской державы, открыто признав, что Белая Русь является неотъемлемой частью Русского мира, и выстраивать государственную политику сообразно данному постулату. Но Минск в очередной раз выдал принципиально иную установку — зарабатывать на России, пользуясь выгодной конъюнктурой. Мало того, когда Москва прикрыла белорусские схемы с реэкспортом запрещенных к ввозу в РФ продовольственных товаров, в «союзной» республике началась очередная истерия с обычными в таких случаях угрозами изменить внешнеполитический курс на прямо противоположный.
Первое время такое поведение объяснялось мужицкой смекалкой белорусского «бацьки» и многим даже казалось забавным. Однако с годами постоянная снисходительность Кремля стала приниматься Минском за слабость, и требования поблажек переросли в откровенное вымогательство, которое в условиях беспрецедентного давления на Россию со стороны Запада можно расценивать как прямую измену союзным интересам. А значит, и интересам белорусского народа, ибо чем более Минск отдаляется от России, тем успешнее Запад осуществляет свою экспансию, шаг за шагом закрепляясь на белорусской земле, чтобы в назначенный час выйти из тени подобно тому, как это произошло на Украине.