Виталий Снегирёв. Игналинская АЭС — мина замедленного действия?
9 октября 2014 года на Игналинской АЭС начался один из первых этапов приемки Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (ПХОЯТ, проект В1), который планируется завершить в январе 2015 года. В рамках намеченных мероприятий планируется проведение «холодных испытаний» (без использования самих радиоактивных отходов) с целью подтверждения безопасного функционирования построенного здания хранилища и взаимодействия смонтированных систем и оборудования ПХОЯТ между собой, установления соответствия ПХОЯТ требованиям проекта, а также проверка готовности систем и компонентов хранилища к эксплуатации.
Начиная с января 2015 года ИАЭС совместно с подрядчиком — германской компанией Gmbh «Nukem Technologies» планируется осуществить подготовку и проведение «холодных испытаний» на первом и втором энергоблоках. В случае успешного их проведения будет подтверждена правильность выбранных проектных решений всего проекта В1 и осуществлена подготовка к последнему этапу работ — уже «горячим испытаниям» (с радиоактивными отходами), успешное завершение которых позволит перейти к началу эксплуатации ПХОЯТ. В начале 2016 года станция планирует согласовать документацию с Государственной инспекцией по безопасности атомной энергетики Литвы VATESI для получения разрешения на эксплуатацию хранилища. В октябре 2014 года состоялся объявленный Игналинской атомной электростанцией (ИАЭС) конкурс на приобретение консультационных услуг иностранных компаний, в результате которого победителем выбрана английская юридическая компания DLA Piper. Фирма призвана оказывать юридическую поддержку станции в рамках ее сотрудничества с генеральным подрядчиком проектов В1 (новое Промежуточное хранилище ядерного топлива) и В2/3/4 (Комплекс по обращению и хранению твердых радиоактивных отходов) Gmbh «Nukem Technologies» В конкурсе также участвовала английская компания Eversheds. Заявки других участников были отклонены.
Стоимость контракта с DLA Piper составляет 2,472 млн евро. При этом предусмотрено, что в течение почти трех лет у английских юристов по мере необходимости будет куплено до 7,8 тыс. часов услуг.
Руководство ИАЭС объясняет необходимость приобретения юридических услуг у иностранных компаний тем, что регулярно возникают споры с Gmbh «Nukem Technologies», при этом договоры подписаны в соответствии с положениями английского права, специалисты по которому в Литве якобы отсутствуют. Вместе с тем стоимость консультационных услуг являлась явно завышенной, а по истечении времени иностранцами нанимались литовские юристы, расценки которых были в 3-4 раза меньше. Указанное обстоятельство явилось основанием для осуществления проверки в начале 2014 года временной следственной парламентской комиссией Сейма Литвы деятельности в энергетическом секторе, по результатам которой были зафиксированы значительные нарушения. Более того, существуют признаки того, что в договорах об оказании юридических консультационных услуг могла иметь место коррупционная составляющая, а часть средств могли похищаться высокопоставленными литовскими чиновниками. К слову, до августа 2013 года в течение трех лет интересы атомной станции по договорам с Gmbh «Nukem Technologies» защищала компания Taylor Wessing, которой было заплачено около 6,7 млн евро, расценки адвокатов составили 490 евро в час.
25 августа 2014 года приказом министра энергетики Литвы утверждена новая версия «Окончательного плана снятия с эксплуатации» (ОПСЭ) Игналинской АЭС. В соответствии с Законом «О ядерной энергии» проект обновленной версии ОПСЭ до своего утверждения согласовывался с государственными органами Литвы, и на основании полученных замечаний в него были внесены поправки. ОПСЭ представляет собой окончательный и единственный документ, в котором представлен процесс осуществления снятия с эксплуатации ИАЭС, который охватывает весь период снятия с эксплуатации (1-й и 2-й блоки, вспомогательное оборудование, временные хранилища для отработанного топлива и отходов). В нем на основе предложенной стратегии планируются работы и проекты по снятию с эксплуатации станции, описываются принципы, методы, технологии и общий план работ, которые необходимы для обеспечения безопасного экологического и экономического прекращения деятельности Игналинской АЭС.
В соответствии с официальной трактовкой после утверждения в 2005 году предыдущей версии ОПСЭ произошли существенные изменения в процессе снятия с эксплуатации, которые были включены в обновленный план, а именно:
— Утверждена новая дата завершения работ по снятию с эксплуатации ИАЭС — в 2038 году предполагается достичь стадии «бурой лужайки» с сохранением отдельных зданий и инфраструктуры, привести в порядок территорию станции с возможностью последующей рекультивации и развития другой хозяйственной деятельности. Продление продолжительности работ по снятию с эксплуатации до 2038 года обуславливается опозданием в осуществлении проекта Промежуточного хранилища отработанного ядерного топлива (В1), который повлиял на график выгрузки топлива из реакторов и бассейнов, а также на начало демонтажных работ. Одновременно учитывается и опоздание начала эксплуатации установок по упорядочению радиоактивных отходов и временных хранилищ. Кроме того, в качестве негативного фактора литовская сторона называет недостаток практики и опыта в планировании работ, связанных с демонтажем (разработка первой версии ОПСЭ началась в 2002 г., утверждена в 2005 г.). Отмечается также, что проекты В1 и В2/3/4 (Комплекс по обращению и хранению твердых радиоактивных отходов) являются основными объектами инфраструктуры ИАЭС, осуществление которых влияет на другие работы по снятию с эксплуатации. Указанное обстоятельство оказало значительное влияние на весь процесс снятия с эксплуатации.
— Уточнены объемы работ по снятию с эксплуатации. В предыдущем ОПСЭ были представлены неточные объемы предполагаемых работ, в связи с чем, на основании накопленного опыта по снятию с эксплуатации ИАЭС, международного опыта снятия с эксплуатации атомных электростанций и рекомендаций работающих на ИАЭС международных экспертов объемы работ в новой версии ОПСЭ были уточнены. Так, ИАЭС первой осуществляет проект по снятию с эксплуатации реакторов типа РБМК.
— Определена общая потребность в средствах снятия с эксплуатации до 2038 года — 2,6 млрд евро (без учета рисков и инфляции). При этом официальный Вильнюс предполагает, что соответствующее финансирование Евросоюза будет гарантировано на весь оставшийся период снятия с эксплуатации ИАЭС. Изменение потребности в средствах оправдывается следующими обстоятельствами: повышением стоимости проектов, сметы работ, не предусмотренных в предыдущем ОПСЭ, изменением сроков снятия с эксплуатации, повышением расходов на энергоресурсы, а также связанных с обслуживанием сооружений, зданий и т.д. Отмечается, что после окончательного останова реакторов большая часть систем и элементов продолжает эксплуатироваться в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности, так как отработанное ядерное топливо и другие активные элементы не удалены из реактора и бассейнов выдержки.
— Предоставлена информация об организационной структуре предприятия, распределении ответственности работников, использовании ресурсов, программе обучения персонала ИАЭС.
Стоит напомнить, что в утвержденном в 2005 году ОПСЭ было предусмотрено завершить закрытие станции к 2029 году, а его стоимость составляла 1,242 млрд евро. Таким образом, проект «подорожал» на 1,358 млрд евро. В 2007-2013 годах на закрытие ИАЭС из фондов Евросоюза было выделено 1,37 млрд евро, вместе с тем часть средств до настоящего времени не использована. ЕС утверждено выделение средств на закрытие ИЭАС в 2014-2020 годах в размере 450,8 млн евро. Планируется, что финансирование станции будет происходить и после 2020 года за счет средств ЕС.
В среде специалистов существуют серьёзные опасения насчёт того, что после окончания утвержденного периода финансирования работ по выводу из эксплуатации ИАЭС (2020 год) Евросоюз не только не утвердит запрашиваемый Вильнюсом объем средств, а значительно его сократит. Это связано с недовольством Брюсселя процессом вывода из эксплуатации стратегического объекта и пониманием неэффективности использования уже выделенных средств. Таким образом, основную нагрузку в рамках ОПСЭ понесет бюджет самой Литвы.
Говорят и о преднамеренном затягивании руководством ядерного объекта работ по проектам В1 и В2/3/4, которые продвигаются чрезвычайно медленно и выполняются с опозданием на срок до 5 лет. Вполне вероятно, часть поступающих в рамках проектов средств элементарно похищается на отдельных стадиях реализации проекта. Не исключено, что в случае выгрузки всего объема топлива 1-го и 2-го энергоблоков в хранилища, Европейский союз вообще прекратит финансирование мероприятий по закрытию ИАЭС.
Таким образом, из-за ситуации на Игналинской АЭС регион подвержен значительному экологическому риску, и вопросов пока больше, чем ответов.