Евразийский Союз: как стать субъектом мировой политики
За последние пятнадцать лет Россия выдвинула ряд инициатив для демонтажа однополярной системы. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Восемь лет спустя образовался форум крупнейших развивающихся стран - БРИКС. В 2011 г. Владимир Путин выдвигает проект о Евразийском союзе (ЕАС). На фоне украинского кризиса и ближневосточного хаоса в круг приближенных России попала и эрдогановская Турция. Безусловно, стратегическое партнерство с Бразилией, Индией и Китаем придает уверенность на международной арене. Вместе с тем союз разнородных в цивилизационном смысле стран непрочен. К тому же каждая из них равно претендует на мировое лидерство. С уменьшением американского доминирования в мировой политике БРИКС может потерять свой изначальный смысл. При огромном экономическом и военно-политическом потенциале ее члены не связаны ни общей культурой, ни историческим прошлым или ясным будущим. Из всех этих структур только Евразийский Союз имеет под собой прочную цивилизационную основу и может стать сплоченным объединением.
Россия становится влиятельным государством, однако без СНГ мы не сможем вновь стать мировой державой. Украина, Кавказ и Средняя Азия очерчивают наши южные и западные границы. Нарушение спокойствия в этих странах ставит под угрозу безопасность приграничных российских областей. Стратегическую выгоду от союза с Москвой получают и ее соседи. Не обладая ядерным арсеналом и сильной армией, они могут рассчитывать на военное прикрытие России. Южнокавказским и среднеазиатским республикам, граничащим с «горячими точками» Ближнего Востока, стоит задуматься об этом. Генерал Леонид Ивашов предупреждает об опасностях разобщенного существования: «Шансов сохраниться, а тем более остаться независимым практически нет ни у одного из постсоветских государств, включая Россию. Отдельные государства перестают быть мировыми и региональными игроками, они становятся объектами геополитических войн». Евразийский союз повысит безопасность и влияние его стран-членов. При этом военная интеграция оптимизирует бремя расходов на оборону и высвободит значительные финансовые ресурсы.
О геополитическом потенциале ЕАС можно судить и по той панике, которую он вызвал на Западе. Американский советолог Ариэль Коэн пишет: «Евразийский Союз — самая серьезная попытка посткоммунистической России восстановить глубоко интегрированные сферы влияния». Эксперт Фонда «Наследие» призывает США совместно с ОБСЕ, ВТО и союзниками (ЕС, Индией, Японией) противодействовать возникновению Единого экономического пространства и Евразийского Союза. Бывший руководитель американского СНБ Збигнев Бжезинский вовсе избегает аргументов. В популистическом стиле стратег называет ЕАС «абсурдной концепцией», «исторической ностальгией» и «фикцией». Схожий подход и у журналистов французского издания «Le Mond», считающих, что «Евразийский союз — не более чем „химера“ Путина». Обеспокоенность чувствуется и в Брюсселе. В отчете Еврокомиссии о прогрессе Европейской политики соседства (ЕПС) от 20 марта 2013 г. говорится: «Появление альтернативных региональных интеграционных схем в странах Восточного соседства [имеется ввиду ЕАЭС и ЕАС] представляет собой новый вызов».
В экономическом отношении ЕАС также несет в себе выгоды. Либерализация рынков облегчит попадание российской продукции на постсоветский рынок и наоборот. Экономический союз позволит воссоздать производственную специализацию, успешно реализованную в Советском Союзе. Концентрирование сельского хозяйства, скажем, в Белоруссии и Средней Азии, промышленности в восточной Украине, нефтегазовой отрасли в Сибири и на Каспии повысит эффективность единой экономики. Разумное распределение энергопотоков обеспечит нефтью и газом нуждающиеся регионы. Объединение углеводородных мощностей сделает ЕАС сильнейшим игроком на нефтегазовом рынке. Можно представить глобальный эффект согласованной газовой политики Туркменистана и России, входящих в четверку стран по запасами «голубого топлива».
Российско-туркменский тандем мог бы стать «первой скрипкой» будущей «газовой ОПЕК», учреждение которой поддерживает В. Путин. Хотя С. Ниязов не поддержал идею газового картеля, ее прототип уже существует. В 2001 г. в Тегеране основывается Форум стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в составе: России, Казахстана, Ирана, Катара, стран Северной Африки, а также Боливии и Венесуэлы. Работа ФСЭГ направлена исключительно на информационно-технологический обмен. Однако переизбыток мирового предложения газа, нагнетаемый разработкой сланцев в США, расширит диалог и на ценовую сферу. Вашингтон пока отвергает создание газового картеля. Комитет по иностранным делам палаты Представителей отмечает: «Газовая ОПЕК — не что иное, как глобальная организация по вымогательству и рэкету». Наряду с энергетикой, экономическая интеграция повысит мобильность трудоспособного населения. Беспрепятственное перемещение рабочей силы в Россию необходимо для подъема ее промышленности. Одновременно российские специалисты ускорят технологический прогресс в «отстающих» экономиках. При разумной интеграционной и культурной политике, которая имела место в СССР, открытие границ не будет ущербным. Равный доступ к бирже труда покончит с проблемой «нелегальной иммиграции», разжигающей межнациональную рознь. При этом необходимо будет наладить эффективный контроль границ с третьими странами. Особенно в регионах, соседствующих с Ближним Востоком, традиционным источником терроризма и наркотрафика.
Создание единого рынка необходимо для стран с переизбыточным населением. Например, Таджикистан и Туркмения входят в десятку стран с наибольшим числом безработных в мире (60-70%). «Арабская весна» уже показала, что массовая безработица среди молодежи служит источником не только революций, но и экстремизма. Молодые люди охотно записываются в иностранные легионы типа ИГИЛ, получая за свою «работу» солидные деньги. По оценкам делийского Института оборонных исследований (The Institute for Defence Studies and Analyses), из 15 тыс. иностранных боевиков «Исламского государства» свыше тысячи приходится на Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан. В рядях ИГИЛ воюют узбекские спецподразделения «Сабри Джамаат», «Абу Ханиф Джамаат» и «Сейфуддин Узбек Джамаат». А амиром г. Ракка, столицы ИГИЛ, назначен таджик.
Разгружая ареалы гиперконцентрации населения в южных республиках, ЕАС устранит причины революций. Способствуя этому, Россия обезопасит себя от участи, постигшей Европейский союз. Трудовая миграция не ляжет тяжелым социальным бременем на Россию, как поток беженцев в ЕС из Ливии и Сирии. Наоборот, это шанс вдохнуть жизнь в российскую промышленность и сельское хозяйство. Одновременно повышение мобильности - панацея от радикализма и терроризма на южных рубежах России.
ЕАС может стать ключом к разрешению этнотерриториальных споров. Ожесточенные войны англичан и испанцев, французов и немцев в XIX-XX веках не помешали им объединиться под флагом Европейского союза. Неужели историческая ненависть армян и азербайджанцев или узбеков и кыргызов более непреодолима, чем у народов Западной Европы? Американский неореалист Кеннет Вольц в своей книге «Человек. Война и государство» приводит слова сенатора Р. Тафта: «История показывает, что когда у людей есть возможность высказаться, они, как правило, выбирают мир». Народы бывшего Советского Союза — не исключение из этого правила. Раздуваемая СМИ и другими структурами «вражда народов» не отражает реальное настроение среди простых граждан. С упразднением границ внутри ЕАС конфликты между его странами-членами «выпадут в осадок». Это позволит обратиться к насущным социально-экономическим проблемам, вот уже двадцать лет заслоняемых пропагандой «исторических земель».
Цивилизационно-исторические факторы превращают ЕАС в достижимую цель. Нас объединяет двухсотлетнее проживание в рамках одного государства, а русский язык, по-прежнему, играет роль межгосударственного общения. Сохранившаяся идентичность- главный фундамент и фермент Евразийского союза. В этой связи вспомним предложение руководителя объединения «Новая Молдавия» Евгения Шоларя: «Построение Евразийского союза востребует создание общественно-политических сил нового типа — панъевразийских, охватывающих все евразийское пространство — подобно панъевропейским партиям». Благодаря этим партиям идея ЕАС будет воплощаться не только «сверху», как это пока происходит, но и «снизу». Получив поддержку народа, ЕАС не столкнется в будущем с проблемой «демократического дефицита», имеющую место в ЕС.
Выгоды от будущего союза, как для России, так и ее соседей пропорциональны. Евразийский союз оживит экономическое развитие, поможет справиться с безработицей и решить этнотерриториальные споры. ЕАС будет главным игроком на нефтегазовом рынке. А интеграция в военно-оборонной сфере повысит безопасность стран-членов от возможных военных и террористических угроз. И самое главное, объединившись, постсоветские страны трансформируются из объектов в субъект мировой политики.