Илья Данилов. Маленькие «Грозовые ворота»: что произошло в донецком аэропорту 14 ноября
В середине ноября украинские СМИ опубликовали сообщение, что «случайным удачным попаданием снаряда» в донецком аэропорту уничтожено не меньше 20 ополченцев. Вранье, как всегда. Не одним попаданием, никаким не случайным, и не двадцать, а тридцать.
Фронтовые сводки ДНР сообщили об этом проще: «У Гиви в аэропорту утром около десяти 200-х, 300-х тоже десять». Подробности боя, оказавшегося последним для тридцати ополченцев, стали известны после того, как батальонно-тактическую группу «Сомали» вывели из аэропорта на ротацию.
14 ноября в 6 часов утра один из ротных бригады «Восток» с вершины террикона ведет наблюдение за Песками. Пески — практически полностью уничтоженное село на юго-западе от донецкого аэропорта, одна из околиц которого занята ополченцами, а другая — украинскими военными. В это время в Песках формируется колонна из танков, БМП и грузовиков для прорыва в аэропорт.
С тех пор как ополченцы перекрыли пути подвоза в аэропорт подкреплений и боеприпасов для солдат ВСУ, украинская армия вынужденно прорывается в аэропорт большими колоннами бронетехники. В результате каждого такого прорыва ВСУ теряют несколько единиц техники, однако бронегруппы продолжают пробиваться к осажденным в новом терминале и диспетчерской вышке военным.
Наблюдатель пытается связаться с Гиви по рации и по мобильному, но ему это не удается. А тем временем колонна начинает выдвижение и на большой скорости пытается прорваться в аэропорт через территорию пожарной части. В это время там занимает позиции 1-й взвод 2-й роты Отдельной батальонно-тактической группы «Сомали» под командованием Танцора.
Взвод хорошо укомплектован. Его численность достигает 52 человек за счет влившихся «спартанцев» Моторолы и казаков-новобранцев Казачьего Союза области войска Донского. На вооружении имеется крупнокалиберный пулемет «Утес», ПТУР «Фагот», противотанковое ружьё Дегтярева времён Великой Отечественной войны и минометы. На «глазах» используется прибор ночного видения и тепловизор. Однако, пожарная часть — довольно неудачная позиция, она находится на открытом пространстве, и обороняющиеся лишены возможности маневра.
В ночь перед боем группа ополченцев из первого взвода под командованием Деда совершила вылазку на взлетно-посадочную полосу. Они обошли с тыла диспетчерскую и новый терминал и обработали их термобарическими выстрелами из РПГ и огнеметом «Шмель». Возможно, еще и это сыграло свою роль в атаке на позицию в пожарной части — ВСУ необходимо было уничтожить слишком близко подобравшихся ополченцев.
Занятую «сомалийцами» позицию внутри пакгауза пожарки усилили двумя группами минометчиков из приданных подразделению казаков. Однако к началу боя выяснилось, что минометчиков на своих позициях нет — ночью они снялись и отошли без приказа и без предупреждения. Перед наступающей колонной бронетехники взвод оказался без артиллерийской поддержки.
Тогда один из старослужащих, позывной Рыжий, вызывает Гиви с требованием скорректировать огонь штабной батареи минометов. Однако так необходимая в первые минуты боя артподдержка сработала только через полтора часа по пустой взлетке, когда колонна, так и не прорвавшись в аэропорт, ушла обратно в Пески. А тем временем два танка останавливаются в 150 метрах от пожарной вышки и открывают по ней огонь. В это же время четыре других танка колонны обрабатывают остальную территорию пожарной части, не сбавляя скорости и держа направление в сторону главной диспетчерской башни аэропорта.
В пожарную вышку попадает снаряд, и вышка обрушивается прямо на бойца с позывным Вахид. Вахид был сотрудником МГБ ДНР и не входил в ОБТГ «Сомали». В бою он принял участие в качестве рядового автоматчика, держался до последнего и не уходил с вышки, которая и стала его могилой. Заваленный обломками, он попросту задохнулся под развалинами.
Большая часть взвода состояла из малоопытных новичков, недавно вступивших в ополчение. Слабо обученные расчеты тяжёлого вооружения — «Утёса», СПГ и ПТУРа не сумели толком воспользоваться вверенным им оружием в бою. В частности, ПТУР остался неиспользованным всего лишь потому, что в нем сел аккумулятор.
Тем не менее удерживающие позицию «сомалийцы» подбивают КамАЗ, танк и БМП. В ответ их накрывают из Песок 82-мм и 120-мм минометы, а заодно и «Град». В пожарке не остается живого места, в воздух взлетает все, даже земля. Именно тогда погибает большинство бойцов взвода. Все потери пришлись на долю новичков.
В нескольких метрах от ополченца с позывным Восток взрывается 82-миллиметровая мина. Однако, все осколки попадают в «робота»-штрафника. Чудом Восток не получает даже ранения.
Кроме позиции в пожарке, под командованием Танцора находилось еще пять позиций. Необходимость лично организовывать своевременный подвоз боекомплекта, воды, продуктов и пополнения привела к тому, что в момент атаки первый взвод оказался без своего командира.
Лишенный нормального управления взвод фактически находился под командованием троих старослужащих, позывные Дед, Рыжий, Восток. Некоторые из «молодых» проигнорировали приказ укрыться в ремонтных ямах гаража, за что и поплатились жизнью. Иловайские же ветераны вышли из боя живыми и невредимыми.
Исход боя: в ходе маленьких «Грозовых ворот» в донецком аэропорту колонне ВСУ не удалось (к сожалению, удалось, но частично, а вот нас не выбили, что было для них, видимо, второстепенной задачей) прорваться на позиции, удерживаемые украинскими военными. Отдельная батальонно-тактическая группа «Сомали» потеряла семерых ополченцев убитыми, десятерых ранеными и 23 человека пропали без вести. Однако пропавших без вести можно смело отнести к категории «погибшие», просто тела ополченцев не удалось откопать из-под обломков. Для разбора завалов требуется тяжелая техника, которую в условиях постоянных артиллерийских обстрелов загнать в аэропорт невозможно.
Из 52 человек, вступивших в бой, уцелело всего двенадцать. После этого «Сомали» вывели из аэропорта в рамках ротации.