Галым Шойкин: Хиджабы — это новое веяние в казахской культуре
Совсем недавно Духовное управление мусульман Казахстана внесло некоторые дополнения в свой порядок проведения пятничных проповедей. Теперь в некоторых областных мечетях, по необходимости, введена следующая практика: в заключительной части пятничных проповедей, которые проводятся на казахском языке, их основные мысли повторяются на русском языке. Делается это для представителей других национальностей, исповедующих Ислам и говорящих друг с другом на русском языке. Об этом в интервью ИА REGNUM заявил председатель Комитета по делам религий Казахстана Галым Шойкин. По его мнению, государство должно заниматься регулированием процессов, происходящих в религиозной сфере страны. Более того, по мнению чиновника, это вопрос общественной, и даже национальной безопасности.
ИА REGNUM: В 2011 году в Казахстане был создан орган, занимающийся вопросами религии. Что стало причиной появления такого ведомства, если Казахстан, согласно Конституции, считается светским государством?
Действительно, в 2011 году было создано Агентство республики по делам религий, которое в текущем году реорганизовано в Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта. Нашей основной функцией является правовое и организационное регулирование отношений религиозных объединений с государственными органами, между самими религиозными объединениями и с другими секторами гражданского общества, в том числе со СМИ.
Подчеркну, что ранее Агентство, а теперь Комитет занимается только теми вопросами религии, которые относятся к сфере общественной жизни и реализации Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». При этом Комитет никогда не вмешивается во внутренние богословские вопросы религий.
В целом, если говорить о деятельности Комитета, то нами за короткое время сформирована новая правовая база в религиозной сфере, обеспечившая равенство возможностей для всех зарегистрированных религиозных объединений. Налажена система мониторинга и анализа ситуации в религиозной среде. Организована координация деятельности госорганов по вопросам, касающимся сферы религии. Обеспечен контроль над соблюдением законодательства всеми субъектами религиозной деятельности, а также мониторинг правоприменительной практики госорганов в религиозной сфере.
По сути, сегодня Комитет представляет интересы государства и общества в религиозной сфере, и это не противоречит светскости Казахстана. Более того, можно сказать, что Комитет находится на страже светских принципов государственного устройства нашей страны.
ИА REGNUM: Должно ли государство вообще заниматься регулированием этой сферы? Если да, то в какой форме это должно быть?
Безусловно, государство должно заниматься регулированием процессов, происходящих в религиозной сфере страны. Более того, это вопрос общественной, и даже национальной безопасности. Реалии жизни таковы, что не все, что связано с религией, имеет положительный характер. К сожалению, с возрастанием роли религии стали проявляться и отрицательные аспекты религиозной жизни части населения. В стране увеличилось число граждан, противопоставляющих себя сложившимся традиционным культурным и духовным ценностям, а также светским устоям государства. Участились случаи отказа некоторых верующих исполнять свой конституционный, гражданский долг перед обществом. Появились и активизировали свою деятельность экстремистские псевдорелигиозные течения, которые угрожают стабильности и развитию нашего общества.
Поэтому объективно, что возникла необходимость для более активного участия государства в регулировании процессов, происходящих в религиозной сфере. При этом государственное регулирование в сфере религии в настоящее время осуществляется исключительно в рамках национального законодательства и направлено на укрепление мира и межконфессионального согласия в Казахстане.
ИА REGNUM: Не секрет, что ислам в Казахстане несколько разнится от того, что имеет место быть, к примеру, в арабских странах. В связи с этим даже заговорили о том, что нужно канонизировать казахский ислам. Насколько этичны такие призывы? И что такое «казахский ислам», если позволительно употреблять такое выражение?
Канонически и доктринально религия ислам что в арабских странах, что и у нас, имеет единые основы вероубеждения и религиозной практики. Как известно, в исламе есть 5 столпов и 4 правовые школы (мазхабы). Казахский народ еще более 12 веков назад выбрал мазхаб имама Абу Ханифы и до сегодняшнего дня следует ему. Как показывает история, данная правовая школа оказалась более приемлемой в вопросах уважения традиций и национальных особенностей для народов, принявших религию ислам.
Поэтому когда в обиходе граждане говорят о «казахском исламе», обычно они имеют в виду традиционный для казахского народа ханафитский ислам, проповедником и защитником которого в нашей стране является Духовное управление мусульман Казахстана. Именно эта правовая школа ислама позволила сохранить казахскому народу свои национальные традиции, духовную и материальную культуру. Казахстан — светское государство, поэтому о канонизации какой-либо национальной религии речи не идет.
ИА REGNUM: Насколько новый закон о религии, принятый три года назад, помогает регулировать эту сферу?
Сегодня благодаря совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере религии, по сути, мы создали в Казахстане новую систему государственно-конфессиональных отношений. Для реализации Закона республики «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 2011 года было принято 15 подзаконных актов, утвердивших инструкции, стандарты и регламенты оказания государственных услуг по важнейшим направлениям государственной политики в сфере религии.
На сегодня урегулированы ранее имевшие место проблемы бесконтрольной миссионерской деятельности, распространения религиозной литературы, религиоведческой экспертизы, проведения религиозных обрядов, строительства культовых учреждений и др. Обеспечивается контроль над соблюдением законодательства всеми субъектами религиозной деятельности и правоприменительной практикой государственных органов в сфере религии. За нарушение законодательства только в 2013 году возбуждено 282 административных дела, в результате 199 человек понесли административное наказание. За 9 месяцев 2014 года открыто 123 административных дела, вследствие чего 87 человек понесли административное наказание в виде штрафа. При этом нами в обществе проводится работа по разъяснению законодательства и профилактике его нарушений среди населения. В этой связи, как вы видите по статистике, в текущем году наблюдается существенное сокращение фактов нарушения законодательства в сфере религии.
В целом принятые государством законодательные меры положительно сказываются на религиозной ситуации. Благодаря проведенной перерегистрации религиозных объединений и реализации нового законодательства нами налажены конструктивные взаимоотношения и тесное сотрудничество со всеми зарегистрированными религиозными объединениями нашей страны.
ИА REGNUM: В последние годы нас все чаще пугают исламским фундаментализмом и терроризмом. Особенно острым этот вопрос становится в свете происходящего сегодня на Ближнем Востоке? Нужно ли нам, казахстанцам, опасаться проявлений экстремизма от исламистских организаций, если вспомнить, что единичные факты у нас имели место?
Необходимо отметить, что религиозный экстремизм и фундаментализм был всегда, во все времена и во многих обществах, в том числе европейских. На Ближнем Востоке, к сожалению, переплетены многие интересы, да и исторические обиды не все забыты и отрегулированы. Этим и пользуются экстремистские организации разного толка. Как показала мировая практика, от проявлений экстремизма и терроризма не застраховано ни одно, даже самое развитое государство.
Для профилактики данных проблем уполномоченные органы страны предпринимают меры по повышению правовой и религиозной грамотности населения, формированию иммунитета к идеологии деструктивного толка. Проводится масштабная информационно-разъяснительная работа по актуальным вопросам религиозной сферы. Государством разработана и реализуется Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, в рамках которой особое внимание уделяется просветительской и разъяснительной работе, сохранению толерантности и межконфессионального согласия в обществе.
В то же время, на наш взгляд, важно, чтобы также сами граждане, особенно представители общественности, научной и творческой интеллигенции не только не терпели проявлений различных форм экстремизма и терроризма, но и принципиально и открыто выражали свою неприязнь любым деструктивным проявлениям. В этой важной работе также остро востребован потенциал активистов гражданского сектора и СМИ.
ИА REGNUM: Что предпринимается для того, чтобы у нас не появлялись приверженцы салафитов, партии «Хизбут-Тахрир»?
Как я уже отметил, как на уровне республики, так и в регионах проводится множество мероприятий по ограждению казахстанцев от превдорелигиозных радикальных идей. Организовано противодействие пропаганде идей экстремизма посредством интернет-ресурсов. Через разъяснительную работу обеспечивается возврат самостоятельно выехавших студентов, обучающихся в зарубежных духовных учебных заведениях. На государственном уровне приняты необходимые правоохранительные меры. Ведется мониторинг и инициирование судебного закрытия сайтов с деструктивным религиозным содержанием.
По представлению Генеральной прокуратуры в интересах государства судами республики только за последние два года на территории Казахстана запрещена деятельность таких международных экстремистских организаций, как «Таблиги Жамагат» и «Ат-Такфир уаль Хиджра». Еще раньше в Казахстане была запрещена экстремистская организация «Хизбут-Тахрир». За пропаганду их идей или же участие в их незаконной деятельности предусмотрена ответственность, установленная законодательством страны.
ИА REGNUM: Как относиться к тому, что в Сирии есть казахи, воюющие как на стороне правительственных войск, так и повстанцев? Почему, что заставляет их туда отправляться? И как это остановить?
То, что происходит на территории Сирии и Ирака, нельзя назвать джихадом. Как известно, мусульманские улемы — ведущие богословы Саудовской Аравии, Египта и других арабских государств выразили свои позиции об отсутствии там джихада и издали фетвы, осуждающие насилие, происходящее там. Эта война, по мнению богословов, не носит религиозного характера, а преследует другие интересы. Соответствующие фетвы официального духовенства были приняты в России и буквально недавно в Казахстане, которые осудили выезд граждан своих стран на войну в названные страны.
Важно учитывать, что Казахстан является частью глобального мира. Международные явления экстремизма и терроризма сегодня, к сожалению, не имеют границ. Как известно, в военных действиях на территории Сирии участвует много граждан и из других стран, в первую очередь из Европы — по данным некоторых экспертов, там воюют представители 70-80 стран мира.
На наш взгляд, это — обманутые религиозными течениями люди, которые, к сожалению, поддались экстремистской пропаганде из-за рубежа и выехали разными путями для участия в незаконных военных действиях. Важно отметить, что часть казахстанцев, участвующих в террористических организациях в этих странах, выехала не с территории Казахстана, а вообще из других стран, где они в последнее время проживали.
Наши граждане, как и граждане других стран, свободны в передвижениях и вправе посещать любые страны мира: это могут быть туристические поездки, выезды для получения образования или лечения. В этом проявляется трудность регламентации данного вопроса.
Хотелось бы заверить, что государственные, в том числе правоохранительные, органы нашей страны держат эту ситуацию на контроле.
ИА REGNUM: Сегодня в мечетях Казахстана проповеди читают и на русском языке. Насколько такой шаг оправдан?
Хотелось бы начать с уточнения этой информации. Действительно, буквально совсем недавно Духовное управление мусульман Казахстана внесло некоторые дополнения в свой порядок проведения пятничных проповедей. Теперь в некоторых областных мечетях, по необходимости, введена следующая практика: в заключительной части пятничных проповедей, которые проводятся на казахском языке, их основные мысли повторяются на русском языке.
Казахстан является многоэтничным государством, соответственно, есть много сограждан других национальностей, исповедующих ислам и говорящих друг с другом на русском языке. В отдельных регионах даже среди верующих людей еще немало русскоговорящей молодежи. Более того, анализ показывает, что среди приверженцев деструктивных течений также достаточно много русскоговорящих молодых людей, которые не всегда слушают казахоязычных имамов. При этом имамам мечетей также будет полезно знать как можно больше языков, чтобы умело доводить до каждого верующего свои мысли.
На наш взгляд, важно не каким языком, главное — чтобы правильные мысли и идеи дошли до каждого верующего гражданина нашей Родины.
ИА REGNUM: Как вы относитесь к тому, что на улицах появляется все больше женщин в хиджабах, ведь это не характерно для казашек?
Да, хиджаб — не традиционная одежда для казахской женщины. Раньше женщины, наши бабушки носили «Кимешек», «Жаулык» и то только замужние, которые имели детей. Девушки же не покрывали волосы и лицо — они носили такия, борик и другие головные уборы. Наши этнографы также подчеркивают, что хиджабы — это новое веяние в казахской культуре.
В этой связи хотелось бы отметить, что у нашего народа есть своя многовековая и многогранная история, в том числе относящаяся к развитию ислама. И нам нет смысла копировать чужие национальные, культурные и религиозные традиции. Что касается женщин в хиджабах на улицах, то думаю, это их личный выбор, вместе с тем это не должно нарушать прав других граждан Казахстана.
При этом, учитывая, что в нашей стране светская система образования и воспитания четко отделена от религиозных организаций образования, ношение хиджаба в школах Комитетом не рекомендуется.
ИА REGNUM: Политолог Алма Султангалиева, специализирующаяся на вопросах религии, считает, что сегодня происходит естественный процесс встраивания религии в жизнь общества и отдельных людей. Согласны ли Вы с этим утверждением? Если да, то можно ли предположить, что религия начнет играть большую роль в государстве?
Согласен, это — объективный процесс, который идет с момента обретения независимости. Роль религии в обществе и государстве, несомненно, с каждым годом возрастает. Но надо особо подчеркнуть, что согласно Конституции страны и общенациональной "Стратегии «Казахстан-2050» мы строим светское государство, уважающее вероубеждения и личный выбор каждого гражданина.
Как правило, истинные религии призывают к высокой нравственности, хорошим поступкам и любви к Родине, способствуют решению социальных и других проблем общества. Поэтому необходимо, чтобы все имеющиеся в стране религии играли не разрушающую, а позитивную и созидающую роль в жизни казахстанского общества и государства.
ИА REGNUM: Помимо последователей ислама, у нас живут представители и других религий. И это также может стать причиной возможных межконфессиональных конфликтов. Ваш комментарий на эту тему?
Сегодня в республике официальную регистрацию получили 18 конфессий. Согласно последней переписи, у нас в стране более 70% людей исповедуют ислам, 25% — православие и 5% — это остальные религии. Данные религии играют особую роль в истории развития нашей страны, и между ними на территории Казахстана никогда не было и не будет конфликтов.
Как отмечают наши ученые, именно единство народа, гуманизм и веротерпимость помогли выстоять казахской нации в сложнейшие периоды истории. Даже в самые тяжелые для казахского народа годы голода и репрессий как исламские, так и христианские священнослужители проявляли максимальное терпение и призывали людей разных национальностей и религий к миру и пониманию, за что им непомерно благодарны ныне живущие их потомки.
Думаю, казахи, являясь государствообразующей нацией, никогда не допустят межрелигиозных конфликтов, ведь толерантность заложена столетиями в характере нашего народа. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев постоянно подчеркивает, что только межэтническое и межрелигиозное согласие должно быть заботой каждого гражданина республики, а остальное все прибудет со временем, благодаря честному труду, что мы и видим сегодня.
ИА REGNUM: Какой акцент нужно делать в работе с молодежью с учетом того, что это наиболее уязвимая группа населения, легко подпадающая под влияние извне?
Молодежи необходимо постоянно и разными способами объяснять, что при желании познавать основы своей религий нужно только у официально зарегистрированных религиозных объединений и на их информационных ресурсах. Важно советоваться с имамами мечетей и священнослужителями, не слушать сомнительных проповедников как внутри страны, так и, особенно, из-за рубежа.
Другими словами, требуется повышать религиоведческую и правовую грамотность молодежи, формировать у нее иммунитет к различным видам деструктивных псевдорелигиозных идеологий, разъяснять ей необходимость сохранения мира и согласия в нашем обществе.
Для этого сегодня по всей республике обеспечена деятельность более 700 информационных групп по вопросам религии из числа сотрудников госорганов, религиоведов и теологов. Они на постоянной основе готовы оказать любую информационную или консультационную помощь интересующейся молодежи.
Нами организована работа круглосуточной и бесплатной «Горячей линии-114» по оказанию помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений. За 9 месяцев т.г. поступило более 500 звонков. Гражданам и их близким оказывается консультативная, правовая и психологическая помощь. Можно также оставить информацию по вопросам соблюдения законодательства в сфере религии для правоохранительных органов.
Для повышения религиозной грамотности населения и контрпропаганды радикальных идей создан просветительский интернет-портал E-Islam. За 3 квартала текущего года на портале опубликовано 6845 информационных материалов, из них 500 аудиовидеоматериалов, 2154 интервью и статьи, 4428 новостных лент. Общее количество посещений составляет более 181 тысячи.
В целом все структуры, задействованные в разъяснительной работе по вопросам религии, должны делать акцент в первую очередь на молодых граждан.
ИА REGNUM: Почему в Казахстане так слабо используются СМИ в религиозном воспитании и надо ли это менять?
Я думаю, что СМИ не должны заниматься религиозным воспитанием, так как это задача религиозных, а не светских СМИ. Вместе с тем СМИ могли бы существенно повысить эффективность работы государственных и общественных структур по информированию населения об опасности религиозного экстремизма и терроризма, а также формированию у него иммунитета к любым формам деструктивной деятельности.
Вот в этих перспективных сферах приложения усилий СМИ действительно есть определенные проблемы. Сегодня большинство СМИ имеют частную организационно-правовую форму, соответственно, они самостоятельно определяют приоритеты своей информационной политики. Многие СМИ предпочитают не писать на темы, связанные с религией, особенно о проблемах религиозного экстремизма и терроризма.
Вместе с тем, несмотря на это, государство проводит и будет проводить свою информационную работу по вопросам религии. В частности, наш Комитет инициировал создание как в центре, так и на местном уровне, специальных журналистских пулов, освещающих религиозную тематику. На постоянной основе организуется повышение квалификации этих журналистов, им предоставляется информационная и экспертная поддержка. Совместно с Клубом главных редакторов казахстанских СМИ при Комитете организована работа Методического совета по взаимодействию со СМИ. Также мы постоянно приглашаем СМИ на свои мероприятия. Двери Комитета для всех СМИ всегда открыты.
Полагаю, что казахстанским СМИ необходимо больше уделять вниманияе формированию у граждан гуманистического мировоззрения и ценностей межконфессионального мира и согласия.
Хочу отметить, что и ваш сайт также вносит свою лепту в укрепление межконфессионального согласия в нашей стране.
Справка ИА REGNUM: Шойкин Галым Нурмагамбетович, председатель Комитета по делам религий Министерства по культуре и спорту РК. Родился 1 октября 1977 года в Кокшетауской области. Окончил Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (2000 г.), Академию государственной службы при президенте Республики Казахстан (2004), аспирантуру Института философии и политологии Национальной академии наук Республики Казахстан. Кандидат политических наук (2005). Автор 4 монографий и более 50 научных публикаций по актуальным проблемам внутренней политики. Женат, воспитывает двоих сыновей.