Несекретный секрет оборонного бюджета Израиля
Статья, опубликованная в израильском экономическом издании «ГЛОБС» 1 ноября 2014-го, посвящена приросту оборонного бюджета государства Израиль. Технически прирост осуществляется тремя способами: а) ежегодный прирост оборонного бюджета, принимаемого и утверждаемого израильским парламентом — кнессетом; б) добавления к военному бюджету, принимаемые в конце года лично руководством правительства и министерством финансов без всякого согласования с кнессетом, используя неизрасходованные остатки других статей бюджета и внеплановые доходы израильского бюджета; в) поправки к текущему бюджету, принимаемые комиссиями кнессета по финансам и по международным делам и обороне. Статья является обзором внутреннего отчета исследовательского департамента кнессета парламентской комиссии по финансам. Сам этот обзор нигде не был опубликован, возможно, статья написана парламентским корреспондентом на основании слушаний в комиссии кнессета по финансам:
За период с 2009 по 2014 год пенсионные отчисления из государственного бюджета, направляемые бывшим израильским государственным служащим, выросли на 68%. В 2014 году взвешенные расходы на увековечивание памяти, реабилитацию и пенсионные выплаты государственным пенсионерам государства Израиль составили 82% от общей величины несекретной части оборонного бюджета. За период с 2009 по 2013 год оборонный бюджет государств Израиль вырос на 14% — на 6,3 миллиарда шекелей. Бюджетные поправки за этот же период времени выросли на 10% (на 5,7 миллиарда шекелей), а бюджет, предлагаемый к исполнению, вырос на 13% (6,9 миллиарда шекелей). Так записано в отчете об исследовании, проводившемся отделом информации и исследований израильского кнессета по теме развития оборонного бюджета государства Израиль в период с 2009 по 2014 год.
Исследование, проведенное по просьбе председателя Комиссии кнессета по финансам, представляет данные, показывающие развитие оборонного бюджета государства Израиль в 2009-2014 годах и развитие несекретной части бюджета. Исследование показало, что в период между 2009 и 2013 годами в течение года добавлялось от 8,1 до 10,3 миллиарда шекелей в бюджет министерства обороны государства Израиль. Эти дополнения составляли примерно 16,0-18,6% от первоначального бюджета. Вдобавок к дополнениям о внесении изменений в рамках государственного бюджета Израиля в каждом из прошлых лет неизрасходованные остатки по другим статьям бюджета передавались в оборонный бюджет на суммы от 1,9 до 4,6 миллиарда шекелей, что составляло величины от 3,3% до 9,5% от величин первоначальных бюджетов. Бюджетные правки в каждом из этих лет превышали первоначальные бюджеты на величины от 20% до 26%. В 2013-2014 годах происходило снижение исполнения оборонного бюджета на 3% от величины нетто первоначального бюджета, но авторы исследования считают, что будет увеличение как исполнения бюджета, так и увеличение поправок к нему, так, как прежде, чем 2014 финансовый год будет завершён, и благодаря значительным дополнениям, которые ожидаются в оборонном бюджете в свете операции в секторе Газа в 2014 году.
В документе также отмечено, что степень исполняемости бюджета зависит от бюджетных поправок, принимаемых в конце года, и для тех лет, о которых говорится в отчете, составляет величину от 93 до 97%, и в течение каждого года в этот период военный бюджет увеличивался на 23-27%.
Что касается валового оборонного бюджета, он увеличился с 2009 по 2013-й на 146% (3,5 миллиарда шекелей). Бюджетные поправки увеличились за эти годы на величину около 110% (2,9 миллиарда шекелей), а фактически исполненный бюджет (т.е. фактические доходы и расходы общего военного бюджета) увеличился за эти годы по номинальной ставке 240% (на 4 миллиарда шекелей). Это значительное увеличение произошло в основном за счет включения части американской военной помощи как условие расходов в доходы оборонного бюджета начиная с 2010 года.
Тенденция роста продолжилась и в 2014 году, и условные расходы в доходах составили в утвержденном проекте бюджета в этом году 6,7 миллиарда шекелей, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 13%. За 2009-2013 годы общий оборонный бюджет увеличился на 20%, прирост в абсолютной величине составил 9,9 миллиарда шекелей, это увеличение состоит из увеличения бюджета, утверждённого кнессетом, и из расходования доходов и остатков других статей бюджета. Бюджетные поправки за эти годы увеличились по номинальной ставке 14% (на сумму почти 8,6 миллиарда шекелей), а реальное исполнение оборонного бюджета выросло за эти годы на 19%, что составило сумму 11 миллиардов шекелей. Что касается пенсионного бюджета в 2009-2014 годах, то его увеличение составило величину примерно 68% от общего бюджета пособий, выплачиваемых постоянно пенсионерам армии. Это исследование также показывает, что в 2009-2014 годах взвешенный относительно других составляющих бюджета бюджет мемориальных захоронений, реабилитации раненых и пенсионный бюджет военных пенсионеров вырос на 46%, что на 19% превосходит рост общего оборонного бюджета. Из этого исследования также видно, что эти три области (мемориальные захоронения, реабилитация раненых и пенсионный бюджет военных пенсионеров) составили в 2014 году величину 82% от секретного закрытого военного бюджета и величину 21% от общей величины всего оборонного бюджета. То есть, другими словами, чисто военный бюджет на такие расходы, как учения. закупки вооружений и оборудования, остался таким же, как и в 2009 году.
Основной вывод данной статьи состоит в том, что в последние годы происходит резкое увеличение расходов израильского оборонного бюджета, которое осуществляется как через принимаемый кнессетом оборонный бюджет, так и путем текущего оперативного добавления в военные расходы денег из других расходных и доходных статей израильского бюджета. Этот увеличивающийся прирост расходов оборонного бюджета почти полностью тратится на прирост выплат по пенсиям для отставных военных.
Михаил Ошеров, Израиль, специально для ИА REGNUM