Алиса Агранат. Энерготарифный привет дачникам — или энергетический кретинизм
Техническая база частных энергетических компаний в России изношена на 80% и подлежит срочному обновлению. Особенно в сельской местности и, разумеется, за счет потребителя. В первых рядах «инвесторов» технического прогресса, разумеется, выступят дачники, хранящие неоправданную верность СНТ и «бородатым технологиям».
Тебя ограбят, а ты — не воруй, или «золотые провода»
В «Прогнозе социально-экономического развития России на период до 2030 года», составленном Минэкономразвития, указано, что тарифы на электроэнергию в России возрастут — от 112 до 140%. Эти данные получены с учетом потерь в электросетях, которые в среднем по России составляют 15%.
Износ оборудования энергетических компаний в сельской местности (за исключением коттеджных поселков), как правило, серьезней, чем в городах. Следовательно, и энергопотери по пути от поставщика к потребителю будут больше, а счета потребителей за электричество — выше. Также потери в электросетях происходят за счет подкручивания счетчиков и нелегального присоединения.
Процесс законного присоединения к электросетям в России, к сожалению, неоправданно затянут: на сбор и обретение разрешительных документов для какого-нибудь садоводческого товарищества даже в Московском регионе уходит в среднем около 5 лет. И это рождает злоупотребления на местах. При этом и поныне существуют «топографически сложные» для подключения дачные поселки.
По данным многочисленных «дачных» форумов, только за присоединение к общей электросети от каждого дачника посредники и чиновники требовали в среднем около 100 тысяч рублей. За подведение к дому — еще 50-80.
Эти действия противозаконны. И, прежде всего, противоречат постановлению правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии…» (последняя редакция постановления от 15 октября 2012 года).
Морально изношены, но не заброшены
Раньше садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) образовывались для того, чтобы облегчить дачникам решение хозяйственных вопросов. По сути, это — добровольные организации, из которых каждый садовод может выйти в любой момент. Однако люди боятся покидать ставший весьма невыгодным, но такой привычный коллектив товарищей по несчастью. Хотя СНТ является юридическим лицом, которое за каждый шаг платит дороже частника.
Приведу конкретный пример: в одном из СНТ в Заокском районе Тульской области каждое ежеквартальное собрание дачников начиналось и заканчивалось со слов «Должники не хотят платить за электричество, и теперь нас отключат!» Сумму на возмещение долгов, как правило, брали из членских взносов, которые должны были пойти на отсыпку дорог и сторожей. Ситуация типичная и давно набившая оскомину многим дачникам.
Решением общего собрания электросчетчики, которые показывали расход электричества в каждом доме, вынесли из домов — на столбы возле участков. Имелся в СНТ и общий счетчик, установленный на основании коллективного договора СНТ как юрлица (это важно!) с энергетической компанией. Следовательно, на балансе СНТ был и трансформатор, и уличные фонари между участками, и энергопотери.
Разумеется, злоупотребления продолжились. При этом тарифы для членов СНТ были даже выше, чем установленные энергетической компанией и администрацией Тульской области.
Сделано это было «по просьбам трудящихся» с целью покрытия долгов. Правда, без протокола и срока действия этих самых тарифов и без достаточного кворума, что само по себе является незаконным.
Недовольны были все, но лишь одна мыслящая «в правовом поле» пенсионерка догадалась, что ей нужно заключать договор с энергетической компанией напрямую. Прежде всего, она нашла и изучила «Постановление о недискриминационном учете», а также «Правила технического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии». И начала действовать.
В то время в СНТ был один поставщик электроэнергии, а в ближайшем поселке — другой. К нему-то и обратилась юридически грамотная пенсионерка с заявлением о присоединении и выделении её участку мощности 5 кВт и чертежами, поясняющими, что ее участок приближался к деревенскому столбу менее чем на 300 метров.
Цена за услуги по присоединению оказалась смехотворной. Процитирую постановление: «Стоимость технологического присоединения и особенности оплаты: не более 550 (!!!) рублей при условии, что запрашиваемая мощность не превышает 15 кВт (это максимальная величина, для которой действуют „Правила присоединения“ — прим. А. А.), а расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров — в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности». На борьбу с бюрократией, жалобы в прокуратуру и обращения к губернатору области ушло 8 месяцев и 550 рублей. Пенсионерка все же заключила договор с энергетической компанией «Тулаэнергосбыт». И платит за нее по сельским тарифам из «личного кабинета».
Поставщик — не панацея!
Через несколько лет компания «Тулаэнергосбыт» стала поставлять электричество и в ближайший поселок, и в СНТ. Но пенсионерка продолжала платить по сельскому тарифу, а ее соседи — по условно принятому в СНТ… И дело тут не в смене компании-поставщика. Энергетическим компаниям невыгодно заключать договоры напрямую с владельцами участков, будь то садоводы или жители села. Ведь содержание устаревших трансформаторов, их ремонт и все повреждения электросетей тут же ложатся на их баланс, хотя это — в отличие от потерь электричества, уже учтено в тарифах. Посему они стремятся заключить коллективный договор об обслуживании. В этом случае статус потребителя меняется с «владельца жилого строения в сельской местности» на «население», а тарифы — с сельских — на предусмотренные для «жителей домов с электроплитами без других электрических отопительных приборов». (Смотрите сайты энергосбыта вашего региона).
Умные селяне этому противятся. Зато правления СНТ охотно идут на коллективные договоры. Да и электричества запрашивают с запасом: на каждый дачный участок — по 15 КВт — вне зависимости от того, проживает ли там кто-нибудь. Ведь из 200 дачных участков обитаемыми могут быть 100. Иной раз в расчет берутся даже те участки, которые не присоединены к электрическим столбам. Игнорируют они и технические характеристики трансформаторов, установленных в СНТ. Даже в Московской области — далеко не каждый трансформатор — в летний сезон и в зимний пик потребления может выделить 5 Квт на один участок из 200-800 домов. Создается впечатление, что руководство СНТ специально желает платить за электричество подороже или имеет с «коммуналки» свой процент. Хотя, скорее всего, просто действует по старинке. Ведь никто из членов СНТ договор не перечитывает. В большинстве таких «традиционных» садоводств установлены неэкономные однотарифные счетчики. Хотя в более продвинутых давно используют выгодные — двух- и трехтарифные.
Однако в 2014 году долгая борьба дачников за равные права с сельчанами наконец увенчалась успехом. Теперь во всех регионах РФ и сельские жители, и дачники, заключившие индивидуальный договор с энергетическими компаниями, имеют право на понижающий коэффициент — от 0,7 до 1 — в зависимости от места проживания. Это позволит дачникам сэкономить порядка 30% затрат на электроэнергию. Суть в том, что право на использование этого коэффициента в составе СНТ имеют дачники, заключившие индивидуальные договоры с энергетической компанией. Есть и вторая категория «льготников» — садоводы, у которых в правоустанавливающих документах на строения на участках указано «жилой дом». То есть проживающие в жилых домах в сельской местности и платящие соответствующие налоги. У обеих категорий тут же появляется статус сельских жителей.
Жалобы дачников на то, что БТИ не признает их дома жилыми, — обоснованы. Но признать дом жилым и поставить его на учет можно и в кадастровой палате района. Если у дачника нет времени самому заниматься оформлением, он может заключить договор с юристом или кадастровым инженером.
Однако и тут наши законодатели установили «ловушку для ленивых» — коэффициент этот имеет уведомительный характер. То есть владельцы домов и заключившие индивидуальные договора должны самостоятельно сообщить об этом в местную энергетическую компанию и подать соответствующий пакет документов. Никто им льготу на блюдечке не принесет: ни правление, ни энергетическая компания.
К сожалению, правоустанавливающие документы на дачные участки и дома оформлены далеко не у всех. Поэтому имеет смысл начать с заключения индивидуального договора, и параллельно привести документы на дом и участок в соответствии с требованиями законодательства. При любой кадастровой палате для этого есть и специально обученные юристы.
Как уверяют, после получения права на понижающий коэффициент можно даже индивидуальный договор не заключать. Правление СНТ может в коллективном договоре указать те счетчики, по которым действует этот коэффициент. Далее объем потребления конкретного жилого дома вычитается из общего — потребленного товариществом. Этот момент можно прописать и в дополнительном соглашении к договору, предварительно внимательно изучив коллективный договор. Но легче заняться своим индивидуальным.
Кстати, открытым остается и еще один вопрос: как бороться с многочисленными отключениями электроэнергии в сельской местности. Ведь далеко не все дела доходят до суда, а электричество бывает необходимо срочно.
Возможно, дачники и другие жители сельской местности задумаются о пользовании альтернативными источниками энергии: солнечными батареями, ветряками, автономными водонагревателями раньше, чем за это начнет поощрять государство. В развитых странах — Швейцарии, Скандинавии, Израиле — уже давно поощряет. Для жителей же России такая альтернатива может стать спасением от поборов и борьбы с системой как таковой.
Алиса Агранат — обозреватель ИА REGNUM