Армянская политика: от митингов к кулуарным договоренностям
10 ноября президент Армении Серж Саргсян, комментируя внутриполитические события в Армении, по сути, призвал армянскую оппозицию к сотрудничеству. И предложил ей «разумный компромисс», например, по требованиям оппозиции по 12 пунктам. В частности, президент сказал: «Правительство внимательно изучило документ, и всем известно, что исполнительные власти представили подробный ответ. Сейчас у нас такая ситуация, что парламентские силы или тройка не удовлетворены этим ответом, а правительство говорит, что оно работало над пакетом предложений, провело огромную работу, и вот, например, по части этих пунктов сделано вот это, а эти пункты, как видно, еще невозможно реализовать. Что можно сделать в подобной ситуации? В такой ситуации, я думаю, будет правильно (и подобное предложение я сделал правительству), чтобы снова взяли этот документ, по пунктам обсудили его и отметили конкретно те процессы, по которым эти пункты будут реализованы».
Это был ответ власти на действия пока еще объединенной оппозиции, которая в октябре провела две многотысячные акции и громко заявляла о «смене власти» в стране. Гора родила мышь. Борьба оппозиционной тройки («Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс» и «Наследие») хотя и была направлена в первую очередь против намерений властей провести конституционные реформы, заявлялась как борьба за смену власти. Касательно конституционных реформ: оппозиция полагала, что таким образом Республиканская партия во главе Сержем Саргсяном попросту хочет продлить свою власть и после 2018 года, когда истекает срок правления Сержа Саргсяна. Действующий президент 10 ноября прокомментировал и это требование:
«Вторая задача, конечно, это конституционные реформы. Мой подход всем известен. Я думаю, что этот промежуток, до февраля, мы будем использовать продуктивно для еще большей консолидации политических сил, так как без консолидации, без поддержки политических сил трудно иметь хорошую Конституцию. Для нас это очень существенно, и важно то, чтобы у нас была Конституция, которая будет качественно лучше, чем действующая. Связанные с этим вопросом и вокруг этого вопроса остальные проблемы незначительны, и я думаю, что не надо терять время, а надо работать. Есть множество вопросов, ответы на которые прозвучат в свое время».
Как и предполагалось, власть использует тактику затягивания политических процессов, а там, глядишь, и объединенная тройка развалится — и власть сумеет договориться с основной оппозиционной силой, с «Процветающей Арменией» (ПА). Если судить по армянской прессе и некоторым заявлениям представителей оппозиции, именно это сейчас и происходит. Соратники от оппозиции требуют от лидера ПА Гагика Царукяна продолжения активных протестных акций, но последний не спешит. Вместо объявления даты нового митинга 8 ноября лидер ПА отдал распоряжения нескольким партийным функционерам в течение двух недель организовать открытие территориальных штабов в областях Армении и в Диаспоре. До этого, напомним, в армянской прессе активно муссировались слухи, что состоялась встреча Сержа Саргсяна и Гагика Царукяна. То, что такая встреча состоялась, подтвердил 11 ноября заместитель председателя РПА, депутат Национального Собрания Размик Зограбян. Заявив при этом, что не может «конкретизировать где, когда и по чьей инициативе прошла встреча, так как не владеет более подробной информацией».
Решение ПА заняться созданием штабов в своем заявлении раскритиковал «Армянский национальный конгресс» (АНК). В распространенном 8 ноября заявлении АНК отмечается, что идея открытия штабов сама по себе хороша, но не будет работать эффективно, если ослабнет борьба на площади Свободы. То есть АНК призвал Гагика Царукяна продолжить митинги. Без ПА организовать многотысячные митинги АНК не может, так как не владеет ни финансовыми, ни особыми электоральными ресурсами.
О том, что в оппозиционной тройке есть определенные противоречия, было ясно изначально. Интересно только то, что, несмотря на эти общеизвестные противоречия, лидер АНК Левон Тер-Петросян продолжал верить в свое влияние на Гагика Царукяна. Будучи опытным политиком, первый президент Армении, видимо, имел основания для такой веры. А значит, что-то все-таки случилось после 24 октября — то, что заставило Гагика Царукяна притормозить активные действия. Либо президент Саргсян пообещал Царукяну всего, что тот пожелает, и Царукян принял это предложение и, чтобы сохранить лицо и электорат, дает распоряжения о создании штабов. Впрочем, вряд ли лидер ПА не понимает, что — в случае с действующим президентом — обещать не значит дать. Есть еще вторая и более логичная версия: активное сотрудничество Царукяна и Тер-Петросяна рассердило второго президента Армении Роберта Кочаряна, и он поговорил со своим политическим протеже.