Предложение республиканцев: шаг к демократии или предвестник распада правящей коалиции Грузии
Республиканская партия Грузии предложила правящей коалиции «Грузинская мечта» две модели достижения коалиционного соглашения. Как заявила председатель партии Хатуна Самнидзе, республиканцы проанализировали деятельность коалиции за два прошедших года и наметили повестку дня на два последующих года, которую они и предлагают остальным членам коалиции.
По ее словам, Республиканская партия Грузии всегда была ориентирована на свободу, демократию и прогресс. Что касается правящей коалиции «Грузинская мечта», она, по оценкам республиканцев, начиная с 2011 года и до сегодняшнего дня, успешным проведением трех выборов, подписанием соглашения об ассоциации с ЕС и обеспечением необратимости европейской интеграции Грузии завершила важный политический этап. Но появились новые вызовы, и среди них — институционализация и деперсонализация власти, недопущение опасности слияния правящей силы с государственными административными структурами и сохранившегося от прежних властей влияния спецслужб на органы местного самоуправления.
Для решения этих и других вызовов республиканцы предлагают преобразовать «Грузинскую мечту» в коалицию европейского типа и позаботиться о ее большей демократизации, с полноценным распределением ответственности между входящими в коалицию партиями и декларированием и практическим единством общей политической платформы. Второй моделью они называют формирование такой коалиции, которая предоставит входящим в нее партиям возможность позиционирования соответственно собственной идеологии и фиксирования различных позиций в рамках достигнутого внутри коалиции соглашения.
От имени партии ее председатель выразила готовность обсуждения обеих моделей и достижения по ним соглашения.
Этому заявлению предшествовали самостоятельные и отличные от мнения ядра коалиции — партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» позиции и комментарии ряда лидеров Республиканской партии по тем или иным вопросам.
Определенную заявку на самостоятельность сделала и партия нынешнего министра обороны
В то же время, 28 октября, когда министр обороны Ираклий Аласания находился в заграничном визите, Главная прокуратура Грузии сообщила о задержании ряда высокопоставленных чиновников министерства обороны по обвинению в растрате более 4 млн лари бюджетных средств.
Грузинские СМИ и общественность уже долгое время муссируют слухи о возможном тайном альянсе прозападных сил в правящей коалиции «Грузинская мечта» и нынешнего президента
Заявку на начало борьбы за возвращение к власти уже сделал и экс-президент
Вслед за экс-президентом его соратники объявили о проведении самой масштабной после прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» акции протеста, на которой «Единое национальное движение» собирается зафиксировать позицию по договору о союзничестве и интеграции между РФ и Абхазией и одновременно по деятельности нынешнего правительства, не способного, по оценкам ЕНД, предотвратить грозящие стране вызовы. Акция назначена на 15 ноября.
Комментируя создавшуюся в стране ситуацию, грузинский независимый эксперт
По его словам, республиканцы и партия Аласания с самого начала отличались от остальных членов коалиции своим мировоззрением и идеологическими ценностями и установками, а созревание и нарастание в коалиции разногласий было лишь делом времени.
«Республиканцы, видимо, почувствовали за собой силу или растущее влияние, так как они успели окрепнуть как партия в организационном и идеологическом плане. И они посчитали, что настал момент, чтобы заявить о своих претензиях. И сделали это в обтекаемой, дипломатической форме, но с четко расставленными акцентами. Всем ясно, на что намекают республиканцы, говоря о деперсонализации власти — на фактор бывшего премьера Бидзины Иванишвили в процессе принятия решений», — пояснил эксперт.
По его же оценке, своего рода сигналом стало и заявление членов партии Аласания в парламенте о том, что они не поддержат перенос принятия закона о незаконных прослушиваниях. Прозападные силы, по мнению эксперта, как бы дали знать, что не согласны с позицией коалиции и что внутри коалиции имеются разногласия.
К тому же аресты бывших чиновников министерства обороны в отсутствие в стране министра обороны Ираклия Аласания удивительным образом совпало с активизацией деятельности «Единого национального движения», констатировал Анджапаридзе. Он не исключает, что между этими событиями никакой связи, может быть, и нет, но подчеркивает, что такие совпадения во времени порождают у общества определенные подозрения, не является ли все это частью скоординированных, спланированных действий, направленных на то, чтобы прижать правящую коалицию «Грузинская мечта» к стене и образовать вокруг нее некое кольцо.
В то же время эксперт не думает, что республиканцы или партия Аласания пойдут на открытое сотрудничество и альянс с ЕНД. По его мнению, это будет проигрышным для обеих партий ходом. Но республиканцы и соратники Аласания могут выступить союзниками ЕНД в ходе принятия решений по отдельным законопроектам в парламенте, или при обсуждении таких актуальных тем, как вопрос Абхазии или взаимоотношения с Россией.
Эксперт не исключает, что и республиканцы, и партия Аласания, которые хотя до сих пор и являются членами коалиции, тем не менее были как бы отгорожены от принятия судьбоносных решений, сегодня нашли подходящий момент, чтобы заявить о себе. А так как политическая ситуация в стране накаляется, эти действия соратников могут побудить правящую коалицию «Грузинская мечта» пойти на уступки, чтобы сохранить коалицию. «В противном случае коалиция потеряет большинство в парламенте, а это обернется для нее большими политическими проблемами», — предполагает Заал Анджапаридзе.