Катастрофа рядом: США едва не изгнали БРИКС из Латинской Америки
Декларации о наличии геополитических интересов России на бывшем «заднем дворе США» (в странах Латинской Америки) — явная примета последнего времени. Однако, заметная активизация политических и экономических контактов российских властных структур с государствами этого региона еще не значит, что США оттуда добровольно уйдут, а все население Латинской Америки приветствует сближение с Россией.
Доброжелательное отношение к русским, которое «латиносы» охотно и вполне искренне демонстрируют, не исключает наличия симпатий к США даже в тех странах региона, которых мы называем теперь стратегическими партнерами. Наивная мечта «жить так, как живут в Штатах», — никуда не ушла из массового сознания. Эмиграция в США или в Западную Европу до сих пор является для огромного количества латиноамериканцев критерием успеха. И даже Куба здесь не исключение. Давно и успешно функционирует система подготовки политической, экономической, военной элиты большинства стран Латинской Америки в высших учебных заведениях США, сильно влияние северо-американской массовой культуры на население региона, эффективно и давно работает сеть северо-американских НПО, финансируемых в том числе по линии Госдепа США.
В советское время наша деятельность по формированию «опорных точек» и «групп влияния» в Латинской Америке строилась системно и на солидной финансовой основе. В том числе за счет функционирования предприятий и «дружественных» банков непосредственно в регионе. Остатки этого наследия можно наблюдать кое-где и теперь. К примеру, на плантациях мате в Аргентине и Парагвае, которые теперь принадлежат экс-друзьям Советского Союза. Были и более серьезные схемы, позволявшие финансировать политическую деятельность просоветских организаций и влиятельных персоналий. Но вспоминать о том, что уже давно имеет новых хозяев, нет смысла. Две трети Советских культурных центров, которые были в силу разных обстоятельств записаны на подставных лиц, — теперь тоже частная собственность. И вернуть ее в большинстве случаев нереально.
До сих пор Ассоциации выпускников советских вузов в Латинской Америке многочисленны и кое-где активны. Студенты из региона едут и теперь в Россию, пусть не так массово. Но советская система обучения и формирования дружественной нам элиты в странах Латинской Америки была намного эффективнее и ставила своей задачей не только дать образование, но и определенные принципы. Чтобы теперь восстановить такую работу в регионе и создать реальную альтернативу влиянию США, нужны годы, люди, средства и политическая воля. А для начала — нужна правда. Правда о реальной ситуации в дружественных нам странах. Почему-то никто не говорит о том, что даже на Кубе, которой мы списали огромный долг, уже давно наблюдается рост симпатий к США, особенно среди молодежи. «Придут американцы — будут джинсы, жвачка и машина» — о таких настроениях в молодежной среде мне с горечью рассказывали кубинцы старшего поколения, наши дипломаты. Что этому противопоставляется? Возможно, что-то. Но до основной массы населения Кубы эти усилия не доходят. Пока ситуация на Острове свободы контролируется властями. Но механизм либерализации экономики запущен.
Еще одна реальность — лидеры стран региона, заявившие о стратегическом партнерстве с Россией, испытывают жесткое давление оппозиции, поддерживаемой США, постоянную угрозу смещения. В том числе за счет формирования недовольства населения социально-экономической ситуацией, уровнем безопасности личности и т.п. Как это происходит уже больше года в Венесуэле, в Аргентине, в Бразилии. И не только там.
Наши инициативы в Латинской Америке завязаны на конкретных лидеров. Да, у этих лидеров разные причины для дружбы с Россией, зачастую довольно прагматичные. Но они наши союзники. Однако, пока мы радовались «усилению нашего влияния» на «заднем дворе» США, Вашингтон резко активизировал свою давнюю «игру» по смещению руководителей стран, «засветившихся» на чрезмерной симпатии к Москве. Неурегулированные проблемы внешнего долга, падение уровня жизни аргентинцев, заметный спад популярности действующего президента страны Кристины Киршнер вполне может привести к тому, что на президентских выборах 2015 года победу одержит оппозиция. И тогда наши совместные планы, в том числе экономического сближения, рухнут. И широко разрекламированный перекрестный год Культуры России в Аргентине и Аргентины в России не спасет. А друг нашей страны Кристина Киршнер окажется не у дел.
Президент нашего стратегического партнера Венесуэлы Николас Мадуро для того, чтобы снять социальный накал, вызванный дефицитом товаров первой необходимости, пошел несколько дней назад на принятие закона, по которому контрабанда товаров из страны приравнена к наркотрафику. Тем не менее экономическая ситуация в Венесуэле остается сложной, а уровень недовольства населения высоким. Лидер оппозиции Энрике Каприлес, не скрывающий того, что его поддерживают власти США, активно использует эти трудности. В конце концов, где нефть — там и кровь. Хотим сохранить «своего» президента в Каракасе — надо что-то предпринимать. Аппарат президента Венесуэлы консультируют сейчас, в том числе по экономическим вопросам, кубинские специалисты. Почему не наши?
Президентские выборы 26 октября 2014 года в Бразилии закончились тем, что главный локомотив БРИКС в регионе Дилма Руссефф прошла с крайне незначительным преимуществом — менее 3 процентов. Причем в промышленно развитых регионах страны победил ее конкурент — сторонник северо-американского вектора внешней политики А. Невис. Если бы Д. Руссефф проиграла выборы, то участие Бразилии в БРИКС могло превратиться в формальность. 26 октября проходили президентские выборы в Уругвае. Левая коалиция «Широкий фронт» вышла во второй тур, и простым этот марафон для них тоже не будет.
Вместо того чтобы декларировать победные реляции: «Мы вытесняем США из Латинской Америки», надо всерьез подумать, как и чем поддержать союзников в регионе. На выборах в Бразилии у конкурента Д. Руссефф работало большое количество консультантов из США. Не из России. Государственному диалогу России и Венесуэлы сейчас, как никогда, нужна поддержка гражданского общества. А занимаются налаживанием связей энтузиасты. Огромная и не бедная российская диаспора Аргентины вообще не задействована в полной мере как инструмент общественно-политической и информационной поддержки России. Я не имею в виду фестивали, курсы русского языка, поездки на конгрессы. Хотелось бы чего-то пореальнее. Тем более и в Аргентине, да и в соседнем Уругвае, где выходцы из России находятся на четвертом месте по количеству, потенциал для этого есть.
Латиноамериканские журналисты и эксперты, выступающие в поддержку диалога с Россией, против северо-американской экспансии должны быть бы известны и в нашей стране. Их аргументы должны озвучиваться в российских СМИ. Им надо давать телеэфир. Необходимы постоянно действующие экспертные площадки в странах Латинской Америки с участием российских специалистов. К диалогу государств должно подключиться гражданское общество. И через какое-то время, не скоро, но эти усилия дадут эффект.
Пиар-кампании и постоянные заклинания в СМИ о том, что «Россия вернулась в Латинскую Америку» и чуть ли не контролирует процесс, на самом деле дезориентируют наше население и вводят в заблуждение руководство страны. Что касается США, то добровольно из Латинской Америки они не уйдут. Даже в случае, если политики, находящиеся у власти и пользующиеся поддержкой большой части населения, укажут им на дверь. Слишком глубоко проросли корни. Но любые корни поддаются выкорчевке при упорной и правильной работе.